• На главную страницу
  • Православные святые Западной Европы
  •  

    Библиотека “Халкидон”

    ___________________

    Вера Массалитина

    Святая Радегунда и перенесение части Животворящего Креста Господня во Францию

     

    19 ноября (2 декабря по нынешнему гражданскому календарю) 568 г. из Константинополя в Пуатье [1], небольшой город в Западной Франции, был принесен бесценный дар – частица Животворящего Креста Господня. Эта великая святыня была подарена монастырю Божией Матери [2] города Пуатье по просьбе его основательницы – святой королевы Радегунды.

    Святая Радегунда [3] родилась в 519 г. и была дочерью короля Тюрингии [4], племянницей крестителя франков короля Хлодвига [5]. В результате междоусобных войн в раннем детстве она лишилась родителей и оказалась вместе со своим младшим братом в плену у Хлотаря, сына Хлодвига. Находясь при королевской резиденции в городке Ати, она получила прекрасное образование. По-видимому здесь же она познакомилась с христианским учением и приняла святое крещение. Уже с самого юного возраста она начала проводить подвижническую жизнь, посвящая себя молитве, служению больным и убогим. Ее королевские покои стали прибежищем для нищих, деньги, которые она получала, раздавались ею нуждающимся, а сама она была в своем доме скорее служанкой, чем госпожой.

    Перенесение частицы Креста Господня из Константинополя в Пуатье. Фреска Г. и Я. Добрыниных в православном монастыре прп. Антония Великого (Дром, Франция)

    Наслышанный о ее удивительных добродетелях и красоте король Хлотарь в 538 г., после смерти своей третьей жены, решил жениться на Радегунде. Однако Радегунда предпочитала уединение и звание невесты Христовой и потому попыталась скрыться. Но вскоре она была найдена и поневоле согласилась на супружеский союз с суровым королем франков. Бракосочетание в Суассоне совершил святой епископ Медард.

    Многочисленная свита, блеск и суета двора не помешали святой Радегунде продолжать благочестивую жизнь: она все так же посвящала значительное время молитве, благотворила нищим и монастырям; в городе Ати, где она была воспитана, по ее указанию была построена больница для бедных. Она вела аскетическую жизнь, лишая себя удовольствий мира сего: строго соблюдала посты, отсылала подаренные ей драгоценности и наряды в храмы и монастыри для украшения святыни, а великим постом тайно носила власяницу. Святая проводила много времени среди нищих и больных, которым сама омывала раны. Нередко ей приходилось умирять суровый нрав своего супруга, которому придворные жаловались, что он женился не на королеве, а на монахине и служанке. Святой Радегунде удавалось вымаливать у Хлотаря прощение для осужденных и получать от него пожертвования для нуждающихся.

    Так она прожила пять или шесть лет, восхваляемая и почитаемая всеми добрыми жителями королевства. Однако жизнь при дворе не могла не тяготить ее, и когда по приказу Хлотаря был убит ее горячо любимый брат, для нее оказалось слишком тяжело жить с его убийцей. Святая Радегунда упросила Хлотаря отпустить ее в монастырь. Обратившись к святителю Медарду, епископу Нуайона, она умоляла его облечь ее в монашеские одежды. Видя сомнения и нерешительность епископа, она сказала ему, что если он, убоявшись больше людей, чем Бога, замедлит с ее постригом, то будет держать ответ за ее душу перед Верховным Пастырем. После этих слов святой Медард совершил постриг, посвятив ее в диакониссы, и королева-монахиня отправилась поклониться мощам святого Мартина Турского, особенно почитаемого жителями королевства. Чтобы подражать нищете Христовой, святая Радегунда постепенно раздала все имущество и драгоценности, которые имела при себе, делая щедрые пожертвования храмам и обителям.

    Пуатье. Часовня на месте келлии св. Радегунды

    Известно, что Хлотарь пытался вернуть супругу обратно, но, вразумляемый Богом и письмом святой Радегунды, согласился окончательно отпустить ее и позволил ей основать женский монастырь Божией Матери в городе Пуатье. Здесь вокруг нее собрались юные девицы, желающие служить Господу, и был построен храм в честь Пресвятой Девы. После монашеского пострига святая королева с еще большим усердием продолжала свои подвиги. Служа нищим и больным, она не гнушалась даже прокаженными, собственными руками умывала их, перевязывала гноящиеся раны, кормила и поила их. Пища, принесенная святой Радегундой, или предметы, ею благословленные, часто имели чудодейственную силу и приносили людям исцеления от болезней. По свидетельству жизнеописателя святой Венанция Фортуната [6], после монашеского пострига Радегунда, обильно угощавшая приходивших к ней, дала обет питаться лишь овощами и травами и не пить вина, а во время Великого поста вкушала хлеб только по воскресным дням. Спала она не более часа и то на пепле, покрытом власяницей.

    Когда была закончена постройка монастырских зданий, святая Радегунда вместе с окружавшими ее молодыми подвижницами пожелала затвориться в монастыре и назначила игуменьей святую Агнию, отказавшись по смирению от начальствования в основанной ею обители. Наравне с остальными сестрами она выполняла все монастырские послушания, не гнушаясь самыми грязными и тяжелыми. Святая Радегунда хранила удивительную сердечную чистоту и искреннюю нежную любовь к жившим с ней сестрам. Ради этой любви она вместе с игуменьей Агнией предприняла путешествие в Арль, где получила копию монашеского устава архиепископа этого города святого Кесария Арелатского, составленного им для его сестры святой Кесарии и ее женской общины. Этот устав использовался в женских монастырях Франции около двух столетий, пока не был заменен уставом святого Венедикта Нурсийского.

    Пуатье. Церковь св. Радегунды

    В 568 г. святая Радегунда пожелала иметь в своей обители частицу Животворящего Креста Господня. Сначала она обратилась к тогдашнему правителю области Пуату сыну Хлотаря Сигеберту I с просьбой разрешить испросить у византийского императора это бесценное сокровище ради спасения всей Франции и процветания его королевства. Получив разрешение короля, она избрала посольство, которое отправила к византийскому императору Юстину II Младшему. Святыня была с благоволением передана благочестивой супруге покойного Хлотаря императором и императрицей, которые украсили ее золотом и драгоценными камнями, а также послали в дар святой Радегунде частицы мощей многих святых и богато украшенное Евангелие.

    С великой радостью и торжеством встречала святая Радегунда ковчег с Животворящим Древом, впервые принесенным на французскую землю. После того, как святой Евфроний, епископ города Тура, с честью поместил святыню в монастырской церкви, сама обитель была переименована в монастырь Святого Креста. В память об этом событии Венанций Фортунат сочинил гимн Vexilla Regis [7], который до сих пор используется Католической Церковью за богослужениями, связанными с воспоминанием Страстей Христовых.

    До конца своей жизни святая Радегунда продолжала творить множество добрых дел, в том числе, старалась остановить или предотвратить ссоры и междоусобия между четырьмя сыновьями Хлотаря, которые после смерти отца разделили между собой королевство. Оставаясь по чести королевой и имея большое влияние на сильных мира сего, она с помощью писем и близких ей влиятельных людей заботилась о сохранении мира и справедливости в государстве.

    По преданию, незадолго до кончины святая Радегунда сподобилась видеть Самого Спасителя, Который возвестил ей о скором отшествии из земной жизни и об ожидающем ее блаженстве. В память об этом видении на камне, на котором стоял Христос, остался след Его стопы.

    Пуатье. Гробница св. Радегунды

    Почила святая Радегунда 13 августа 587 г. в возрасте 68 лет в своем монастыре [8] и была погребена в храме Божией Матери, построенном вне стен для погребения монахинь. Этот храм вскоре стал называться именем святой Радегунды. Именно в нем и хранится по сей день гробница святой. Большая часть ее мощей была уничтожена гугенотами во время религиозных войн в 1562 г. Уцелевшие мощи были помещены в древней гробнице.

    Как при жизни, так и после кончины святой Радегунды по ее ходатайству совершалось много чудес и исцелений. Очень скоро она стала почитаться святой, к ее мощам начались паломничества. Многочисленные чудеса совершались также от святого Креста. Свидетелем одного из них, имевшего место еще при жизни святой Радегунды, был святитель Григорий [9], архиепископ города Тура, который впоследствии совершал погребение святой Радегунды. Однажды во время посещения монастыря Святого Креста он увидел, что из лампады, горящей перед ковчегом с Крестом, часто капает масло. Святитель подумал, что она с трещиной, тем более, что под ней стояло блюдо, в которое собиралось текущее масло. Он удивленно спросил настоятельницу, почему нельзя было повесить целую лампаду, из которой бы масло не капало? Та объяснила, что это происходит не из-за лампады, а из-за силы Креста, находящегося в ковчеге. Тогда святой Григорий взглянул на лампаду и увидел, что масло бурлит в ней и переливается через края, как в котле над сильным огнем. Явление это все более усиливалось, так что из сосуда, вмещавшего не более литра, в течение часа истекло еще около литра масла. Это чудо святитель Григорий описал в 5-й главе книги "Слава мучеников" .

    После революции 1789 г. ковчег святой Радегунды, в котором хранилась частица Креста Господня, исчез. Однако монахиням удалось сохранить само Животворящее Древо. Оно было помещено в более скромный ковчег и хранится до настоящего времени в аббатстве Святого Креста, которое было перенесено в местечко Сен-Бенуа в 7 км к югу от Пуатье. Ковчег доступен для поклонения верующих каждое первое воскресенье месяца.

     

    Примечания:

    [1] Пуатье больше всего известен нам благодаря свт. Иларию Пиктавийскому, "Афанасию Запада", а также знаменитой битве 732 г., положившей конец арабскому продвижению в Западную Европу.

    [2] Впоследствии этот монастырь был переименован в монастырь Святого Креста, о чем будет сказано ниже.

    [3] Radegundis – с древневерхненемецкого языка: Rat (совет) и Kampf (борьба).

    [4] Тюрингия – одна из земель центральной Германии.

    [5] Хлодвиг (около 466-511) крестился сам и крестил франков в 496 г.

    [6] Венанций Фортунат – итальянский поэт, собеседник и друг святой Радегунды, составитель ее жития. После ее кончины был епископом города Пуатье.

    [7] Название дано по словам первой строки гимна: "Vexilla Regis prodeunt", что в переводе с латинского "Знамена Царя выступают вперед".

    [8] К этому времени в монастыре спасалось до 200 сестер, многие из которых происходили из знатных семей и даже королевского дома.

    [9] Святитель Григорий Турский (540-594) – один из знаменитейших святых Западной Церкви, составитель богатейшего на тот момент на Западе агиографического труда, автор "Истории франков". Вот как пишет о святом Григории о. Серафим (Роуз): "Хотя сегодня он известен более своей "Историей франков", для православных христиан он более важен благодаря восьми "Книгам о чудесах", которые обыкновенно называют его менее важными работами. В этом писателе Галлии VI века дышит дух православного Востока... Находясь под сугубым влиянием святителя Мартина, его собственного предшественника на епископской кафедре в Туре, благодаря которому он получил телесные исцеления, он посвятил четыре из восьми книг этого труда "Чудесам (или, скорее, добродетелям) святителя Мартина". Но он также занимался и всеми другими святыми: одну книгу написал о "Славе блаженных мучеников", другую о "Страстях и чудесах святого Иулиана-мученика", еще одна его книга – "Житие отцов", а заключительная – "Слава исповедников". Собранные вместе, книги эти, посвященные, главным образом, святым Галлии, образуют самый большой агиографический материал о православных святых какой-либо страны в древности" (Святитель Григорий Турский, иеромонах Серафим (Роуз) (составитель). Vita Patrum. Житие отцов. – М.: Издательский дом "Русский Паломник", 2005. – С. 26).

    Вера Массалитина

    Фото: Максим Массалитин

     

    Источник текста и фотографий: Православие.Ru

     

     

    Copyright © 2006-2011 Библиотека "Халкидон"
    При использовании материалов сайта ссылка на halkidon2006.orthodoxy.ru обязательна.

    Mail.Ru Сайт расположен на сервере 'Россия Православная' Rambler's Top100