|
Библиотека “Халкидон” ___________________ Л. П. Карсавин Бенедикт Нурсийский
БЕНЕДИКТ НУРСИЙСКИЙ . Род. в конце 5 в. (традиционный год - 480) в Нурсии в умбрских Апеннинах, умер в 543. Происходя из знатного рода (по преданию, Анициев), Бенедикт Нурсийский получил обычное по тому времени риторически-литературное образование, но скоро, “презрев научные занятия”, “зная незнающий и мудро неученый”, бежал от мирских соблазнов в сабинские горы около Субиако, сначала в Эффиде (Аффиде), потом в еще большее уединение – в пещеру около Аньо, чтобы по образцу восточных и западных анахоретов аскезой и бичеванием смирить плоть и обрести путь к Богу. Его первыми шагами руководил монах соседнего монастыря Роман, давший ему монашескую одежду и доставлявший скудную пищу в почти неприступную пещеру. “Три года новый анахорет оставался неизвестным людям, за исключением Романа”, но на четвертый его случайно открыли окрестные пастухи. Вскоре за этим слава о строгости и святости его жизни распространилась настолько, что монахи соседнего монастыря Виковаро по смерти своего аббата выбрали ему преемником Бенедикта Нурсийского и сумели сломить его сопротивление. Впрочем, скоро между новым аббатом и его монахами, не желавшими той суровости жизни, к которой стремился Бенедикт Нурсийский, возникли разногласия, приведшие к попыткам монахов отравить его и к уходу Бенедикта Нурсийского, отечески “с мирным лицом и спокойной душою” упрекнувшего оставляемых им братьев. Бенедикт Нурсийский вернулся в свою пещеру, но около него начинают собираться уже многочисленные ученики, из которых только немногих он оставил под своим личным руководством, остальных же поселил вокруг в маленьких общежитиях по 12 человек, каждое под руководством “отца”. Благодаря интригам местного священника Бенедикт Нурсийский был принужден с немногими учениками покинуть Субиако.Он основал новый монастырь в Кампании, на полпути между Римом и Неаполем, в Монте-Кассино (529?). На месте развалин языческого храма Аполлона Бенедикт Нурсийский построил сначала две церковки, посвященные Иоанну Крестителю и святому Мартину, а вслед за ними высокими стенами отгороженный от мира монастырь. Война Византии с готами только способствовала расцвету нового аббатства, из которого скоро начали выделяться другие. Монастырь сделался убежищем, и многие, прибегавшие к его защите, не выходили назад из-за его стен, делаясь монахами. Еще ранее в Субиако знатные римляне отдавали в аббатство Бенедикта Нурсийского на воспитание своих детей; теперь слава святого возросла настолько, что даже готский король Тотила посетил Монте-Кассино. Рост монастыря делал необходимым и создание точного и ясного правила жизни, и к этому периоду, вероятно, и относится написание сыгравшего столь важную роль в истории западного монашества “Устава Бенедикта”.Не отрицая анахоретства как формы жизни, испытанной им же самим и прославленной восточными аскетами, Бенедикт Нурсийский наиболее удобной, доступной большинству и менее опасной для спасающегося считает ту форму жизни, которая возникла на Востоке в виде лавр и существовала задолго до него на Западе - монашеское общежитие. Целью монашеской жизни является “бегство от казней геенны в жизнь вечную”. Монах трудами послушания стремится “вернуться к тому, кого покинул, благодаря непослушанию”, терпением сделаться сопричастным Христу, следовать по Его стопам, живя “как отцы наши и апостолы”, чтобы сделаться участниками царствия Божия. “Отказываясь от личных желаний, - говорит Бенедикт Нурсийский, - прими могущественнейшее и прекрасное оружие послушания на службу истинному Царю Господу Христу”. И общежитие монахов - dominici schola servitii [школа служения Господу] - рисуется как воинский отряд, подчиненный “уставу-наставнику” и строгой дисциплине. Устав Бенедикта Нурсийского, и в этом его автор идет далее главных своих источников - уставов Василия Великого и Кассиана,- по возможности обособляет монастырь от мира, прикрепляя монаха к месту. За стенами монастыря монах всецело должен отдаться Богу, из любви к Которому вытекают все его добрые дела. Полная нищета (даже пользование необходимыми для бенедиктинца письменными принадлежностями зависит от аббата), целомудрие, молчание, осуждающее на “вечное заключение болтовню, праздные или вызывающие смех слова”, вместе со строгим соблюдением постов и долгими молитвами характеризуют совершенного монаха. Главными средствами к достижению этого идеала являются смирение, двенадцатиступенная лествица которого подробно описана в уставе, и послушание - отказ от своей воли - не только уставу, но и аббату. Аббат ничем и никем не ограничен в своих действиях: голос капитула имеет лишь совещательное значение; он - заместитель Христа в монастыре, снисходительный и вместе с тем строгий отец семьи, пастырь, ответственный за порученных ему овец только перед Богом.Составляя свой устав, Бенедикт Нурсийский до известной степени только подводил итоги предшествующему развитию, выдвигая на первое место общежитие как наиболее пригодную для спасающегося форму служения Богу и в применении к этому общежитию обобщая и систематизируя идеалы и предписания, рассеянные у Иеронима, Августина, Пахомия, уже подвергнутые обработке у Василия Великого и Кассиана. Бенедикт Нурсийский стремился дать общую форму - схему монашеской жизни, в которую легко могли бы быть вносимы особенности, диктуемые местными условиями. И он действительно сумел своим уставом охватить главные формы жизни уже существовавшего монашества Запада и систематичностью и гибкостью его обеспечить успех и быстрый рост бенедиктинской семьи, вытеснившей или вобравшей в себя большинство самостоятельно возникших ранее общежитий. Немалую роль в успехе бенедиктинцев сыграли и большое культурное значение имели их ученые занятия, параллельно (и значительнее) развившиеся в монастыре Кассиодора, потом примкнувшем к бенедиктинцам. Братьев, не читающих в положенное время, устав называет лентяями. Ежедневно 1-2 часа посвящаются чтению, и самый круг этого чтения находится в некоторой зависимости от аббата. С другой стороны, связь новой монастырской культуры со школьною культурой позднего Рима поддерживается воспитательской деятельностью бенедиктинцев, о чем говорит житие Бенедикта Нурсийского. Именно благодаря месту, отведенному науке бенедиктинским уставом, западное монашество могло воспринять римскую культуру и сделаться для дальнейших эпох одним из источников просвещения.Ср .: “Vita Benedicti”, написанная Григорием Великим: Migne PL, t. 6; Устав издан Wölflin, Benedicti Regula Monachorum, Lpz., 1895 (изд. Teubner)Текст приводится по изданию: Христианство. Энциклопедический словарь. М.: Большая Российская Энциклопедия, 1993. Т. 1. С. 194-195
Рекомендуем также: Устав святого Бенедикта Нурсийского (в сокращении) Copyright © 2006-2011 Библиотека "Халкидон" |