|
Библиотека “Халкидон” ___________________ А. Л. Дворкин Прения о вере Ивана Грозного с Антонио Поссевино Отрывок из работы “Иезуит Антонио Поссевино и его миссия в "Московию”” …Русские историки нередко обвиняли Поссевино в пропольской пристрастности. Между тем известно, что как посредник он подвергался нареканиям с обеих сторон. На первый взгляд, всего естественнее для него было бы симпатизировать Польше как представительнице католического мира. Скорее всего, так оно и было. Но в ходе переговоров он не терял надежды достичь церковного единства с Московией и привлечь Ивана к антитурецкой коалиции. Эти расчеты заставляли его принимать во внимание и русские интересы. Наличие обеих тенденций позволяет допустить, что Поссевино старался выглядеть как честный и беспристрастный арбитр, дабы завоевать доверие к своей миссии и стоящему за ней Григорию XIII. Насколько ему удавалась эта роль — уже другой вопрос, но очевидно, что глобальные интересы Ватикана были для иезуита несоизмеримо важнее, чем локальные интересы Польши, при всем ее римо-католичестве. В Москве, куда Поссевино прибыл 14 февраля 1582 г., его ожидала пышная встреча и богатые подарки, но обещанное царем собеседование о вере по-прежнему откладывалось. Терпеливый иезуит не отступал и продолжал напоминать Ивану о его слове. Наконец наступил долгожданный день, представлявшийся эмиссару Ватикана главной целью всей предшествующей его деятельности. Поссевино надеялся, что теперь, когда мир заключен, царь скорее склонится к его доводам.Но он жестоко просчитался. Достигнув желаемого, Иван предпочел уклоняться от прений. К тому же, как ни желал он мира, вынужденный отказ от Ливонии — т. е. от важнейшей внешнеполитической цели, которую он ставил перед собой большую часть царствования, — несомненно, переживался им как тяжелая неудача. Не удовлетворяла его поэтому и посредническая роль Поссевино — свидетеля его жестокого унижения. Не допуская мысли о соединении с еретичествующей латинской церковью, царь был далек от намерения вникать в доводы иезуита. Вместе с тем ему не хотелось показаться неучтивым и оскорбить в лице Поссевино своих католических соседей — западных государей, ко многим из которых он относился с неподдельным интересом и симпатией. Вот почему согласие на беседу в конце концов последовало, а происходила она в течение трех дней — 21, 23 февраля и 4 марта в кремлевском дворце Грозного. Первоначально Иван, по-видимому, не имел намерения ввязываться в серьезный диспут, но страстная натура и любовь к богословию пересилили все другие соображения, и это придало собеседованию чрезвычайно живой и острый характер.Сличение рассказа Поссевино о беседах в Кремле с официальной московской их версией выявляет как поразительное сходство, так и вполне понятные расхождения. Отдавая должное свидетельствам обеих сторон, мы можем более или менее точно воссоздать ход и содержание дискуссии.Эти встречи нельзя назвать классическими прениями о вере, в ходе которых те или иные богословские суждения подвергаются тщательному исследованию, а затем принимаются или отвергаются. Здесь не было строго чередующихся выступлений; ни царь, ни иезуит не стремились к систематическому и внятному для оппонента изложению своих богословских позиций. Все это более походило на состязание в красноречии и аффектацию личной твердости в вере. На основании источников складывается ясное и живое представление об участниках встречи. Воображению Поссевино рисовалось глубокое и всестороннее обсуждение теоретических проблем с оппонентом, не менее его искушенным в теологии, гомилетике и диалектике. Он собирался начать с незначительных вопросов и, постепенно переходя к более важным аспектам вероучения, завершить свою речь призывом покориться папе как вследствие объективно присущей тому правоты, так и ввиду прецедента, созданного митрополитом Исидором на Флорентийском Соборе и обязывающего Ивана последовать его примеру. Далее предполагалось, что царь выскажет свои контраргументы, а он, Поссевино, успешно их опровергнет. Искушенный в прениях иезуит оказался совершенно не подготовленным к тому яркому и хлесткому стилю полемики, какой упорно навязывался ему Грозным, и к неожиданным поворотам беседы, в которых проявлялся необычный характер его противника.Поначалу царь не захотел даже рассматривать доводы Поссевино и несколько раз повторил, что не желает вести прения о вере с иезуитом, но в конце концов не удержался и вступил в спор. Он выказал недюжинное красноречие, доскональное знание Священного Писания и, наконец, свой необузданный нрав, заявив, что “папа есть волк, а не пастырь”[1]. Пристальное внимание к особенностям богослужебной практики и церковного быта Запада (бритое духовенство, изображение креста на туфлях у папы и т. д. и т. п.), как и специфическое понимание Библии, были отличительными чертами религиозного сознания не только Ивана, но и большинства образованных русских того времени. В свою очередь ответы Поссевино обнаруживают поразительное (учитывая его тщательную подготовку) непонимание исторических путей Русской Церкви и специфики церковного сознания московитов. Многие доводы иезуита основывались на ошибочном мнении, будто решения Флорентийского Собора были приняты здесь всем церковным обществом и самим великим князем, между тем как и русская иерархия, и великий князь Василий II решительно их отвергли, а подписавший Соборное Определение об унии митрополит Исидор по низложении даже подвергся заточению (в конце концов ему было позволено бежать на Запад). Другое заблуждение Поссевино заключалось в недооценке внимания московитов к внешним деталям. Это тем более странно, что в своих сообщениях из Москвы он подчеркивал, какое значение придается ими точному соблюдению обряда.Сосредоточенный на главной цели миссии, он , по всей вероятности, упустил из виду эту сторону дела во время беседе царем. Так, бритье бороды прямо запрещалось Стоглавым Собором (1551 г.), созванным самим Иваном в первые годы его правления[2]. Папский же обычай носить на туфлях изображение креста (ношение которого ниже пояса воспринималось московитами как величайшее неуважение к орудию страстей Христовых), а также благословлять верующих, будучи носимым на престоле, было глубоко оскорбительно для православного благочестия (узнав о подобных обычаях, царедворцы Ивана пришли в великое смущение). И хотя в ответах своих Поссевино обнаружил чрезвычайную находчивость и звучали они вполне умно, они не исправили дела — преимущественно потому, что использовались как аргументы в пользу признания папского авторитета. Между тем такое признание означало бы для царя добровольный отказ от абсолютной власти, ставшей делом всей его жизни и стоившей его державе целых рек крови. Не удивительно поэтому, что прения о вере, на которые папский посол возлагал столь большие надежды, закончились ничем.При этом за время пребывания в русской столице Поссевино оказывались поистине королевские почести и знаки особого благоволения со стороны царя. По его ходатайству были освобождены восемнадцать пленных римского исповедания и значительно смягчены условия содержания для остальных. Но Иван решительно отклонил просьбу о сооружении в Москве католического храма, заявив, что здесь никогда не было инославных церквей и что для католиков довольно будет царского дозволения держаться своей веры без помех и стеснений[3].Касаясь союза против турок, Грозный сказал, что страна его к новой войне не готова, но, дескать, впоследствии он мог бы вернуться к вопросу о своем участии в ней. Поссевино пришлось удовольствоваться этим ответом.Предложив Ивану послать для обучения в Рим несколько способных русских юношей, он получил отказ и здесь. Единственной уступкой со стороны Грозного было снаряжение посольства к папскому двору во главе с Яковом Молвяниновым для передачи послания, исполненного самых общих уверений в братстве и любви[4].15 марта после заключительной аудиенции у царя и получения новых даров Поссевино выехал из Москвы, а 24-го прибыл в Ригу, где находился тогда Баторий. Составив здесь отчет орденскому руководству об итогах миссии[5], он отправился с посольством Молвянинова в Рим, которого и достиг 13 сентября.Посольская миссия Якова Молвянинова ни к каким конкретным результатам не привела, поскольку Иван не дал своему дипломату никаких полномочий для переговоров. Заключив перемирие с Польшей, царь более не имел немедленной нужды в папе.Крествуд , Нью-Йорк, 1985г.Примечания: [1] Карамзин Н. М. История государства Российского [далее — ИГР]. В 6-ти книгах (двенадцати авторских томах). М., “Книжный сад”, 1994, кн. 5 (т. 1Х-Х). С. 203
[2] “Такоже Священная Правила возбраняют православным християном во всем, чтобы не брити брад и усов не пристригати: таковая несть православных, но поганых латинскыя и еретическая предания <...>. И о сем отеческая и апостольская правила вельми запрещают <…>: “Аще кто браду бреет и умрет тако, недостоит над ним служити, ни сорокоустия по нем пети, ни просвиры, ни свещи в церковь принести. С неверным да причтется, от еретик бо се навыкоша”” (Стоглав. Изд. Д. Е. Кожанчикова. СПб., 1863. С 124) [цит. с незначительными орфографическими и пунктуационными изменениями].
[3] Карамзин Н. М. ИГР, кн. 5 (тт. 1Х-Х). С. 206. [4] Там же. С. 205. [5] Опубликован П. Пирлингом в: Possevino A. Missio Moscovitica. Paris, 1882. Авторизованный пер. с англ. - Ю. С. Терентьев
Рекомендуем также: Святитель Макарий, митрополит Московский Copyright © 2006-2011 Библиотека "Халкидон" |