|
Библиотека “Халкидон” ___________________ Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл Пасха Христова Из книги “Слово пастыря. Бог и человек. История спасения”Что означает Воскресение Господа Иисуса Христа? Диавол противоборствует Спасителю. Их битва начинается на Горе искушений в пустыне, где Господь отрицается от сатаны, отказываясь от предлагаемых им способов достижения цели Своего служения, и сатана преследует Спасителя, действуя через человеческую зависть и злобу.Смерть Господа на кресте была временной победой диавола, когда зло видимым образом восторжествовало над добром, когда оказались как бы поверженными, униженными и оскверненными те великие истины, которые Он принес людям. Но после Креста и смерти совершается Воскресение. Господь воскресает, ибо Он не только Сын Человеческий, Он — Сын Божий, Он — Сам Бог — Источник и Податель жизни всего мира. Он — Творец, в Себе Самом содержащий могущество и энергию, преодолевающие силу притяжения смерти, способные разорвать ее узы, вдохнуть жизнь в умершее. Сын Божий и Сын Человеческий воскресает в третий день после смерти. Таково самое сильное, яркое и убедительное свидетельство о Божественности Иисуса Христа, о Его победе над диаволом.Апостол Павел, рассуждая на тему Воскресения, говорил так: “А если Христос не воскрес, то и проповедь наша тщетна, тщетна и вера ваша” (1 Кор. 15. 14).Действительно, если бы Христос не воскрес, то бесплодны были бы и проповедь, и вера слушающих ее. То была бы еще одна красивая, но, по сути, неудавшаяся попытка облагодетельствовать человечество, еще одно учение, еще одна философия — очередное человеческое мудрование, не способное приблизить людей к полноте жизни.Именно поэтому противники христианства стали отрицать Воскресение с момента первого известия о совершившемся чуде. Одни из них говорили об изначально пустом гробе, другие — о похищении тела Спасителя учениками. Отрицание факта Воскресения Христа было и остается в центре усилий, направленных на ниспровержение христианского послания. В результате многие люди, принимая одну часть Евангелия — нравственное учение Спасителя, — одновременно отрицают свидетельства о Воскресении Христовом, и таким образом оказываются неспособными спасительно усвоить евангельскую весть в ее целостности.Воскресение Христово именуется Пасхой не случайно . У евреев Пасха связана с воспоминанием об избавлении от египетского рабства. Накануне Исхода из Египта каждая еврейская семья должна была принести в жертву Богу агнца в знак избавления. Господь Иисус Христос стал жертвенным Агнцем, закланным за грехи всего человеческого рода. Он стал новой Пасхой, Пасхой святой и спасительной для всего мира, а не для одного народа или одного сообщества людей. Коренное отличие новозаветной Пасхи от ветхозаветной подчеркивает преподобный Ефрем Сирин: “Различны между собой и два Агнца и две Пасхи: египетская и сионская. В Пасху египетскую истреблены язычники и спасены евреи; в Пасху Сионскую спасаются язычники”. Подобно тому как окропление кровью агнцев несло евреям избавление от египетского плена, так и приобщение ко Христу, Спасительному Агнцу, освобождает человечество от плена диавольского и дарует победу над смертью.Из этого следует, что Воскресение предопределено Богом и входит в Его замысел о мире и человеке. Именно поэтому апостол Павел и называет Иисуса Хряста “первенцем из умерших” (1 Кор. 15, 20). Христос — первый, но не единственный и не последний в начатом Им ряду. Воскресение — часть Божия плана о человеке, достояние всех людей. И как Христос воскрес из мертвых, так воскреснет и каждый из нас. За смертью непременно следует воскресение. Доказательством этого служит Воскресение Спасителя. Путь жизни, предначертанный Богом для каждого человека, включает в себя воскресение. А это значит, что смерти нет.Как пугает и страшит нас смерть! Человеку кажется, что с его уходом опускается черная непроницаемая завеса, наступает небытие и конец всему. А смерти нет — за ней — свет Воскресения. И Христос показал и доказал нам это.В своей жизни каждый человек проходит через испытания, страдания и горечь поражения. Как часто при этом мы говорим о торжестве несправедливости, о победе зла над добром! Сколько человеческих жизней разбивается о тайну могущества зла! Но ведь для того, чтобы избежать разочарования и уныния, следует помнить: зло уже повержено. Оно побеждено Воскресением Христовым. И когда мы наблюдаем видимое торжество зла и негодуем на это, то должны не забывать: зло — призрак, его сила бессильна, оно повержено. За Крестом следует Воскресение. Христос воскрес из мертвых и тем самым победил зло. Чтобы быть сопричастниками этой победы, мы должны быть вместе со Христом, и тогда за нашим крестом всегда будет воскресение, за призрачной победой зла — подлинная победа добра, за скорбью - радость.Воскресение Спасителя выводит христианство из границ морально-этической доктрины. В свете Воскресения христианство открывается как истинная религия, в которой и через которую человеческое соединяется с Божественным . И наше временное земное бытие вступает в общение с жизнью Божественной и в ней обретает вечность.
Рекомендуем также Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. Биография Чтение на праздник Пасхи: Святитель Иоанн Златоуст. Слово огласительное на Святую Пасху (по церк.-слав. и по-русски) Преподобный Максим Грек. Слово XLIII. Песнь благодарственная к Пресвятой Троице, возглашаемая во всю Светлую седмицу Пасхи Святитель Филарет (Дроздов), Митрополит Московский. Слово в день Святой Пасхи (1825 год) Пасха Христова Синаксарь во святую и великую неделю Пасхи Молитва Воскресшему Спасителю Архимандрит Августин. Воскресение Иисуса Христа Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. Моисей. Ветхозаветная Пасха Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. Воскресение Христово Антоний (Блум), митрополит Сурожский. О радости Христовой Антоний (Блум), митрополит Сурожский. Пасха Барская Н. Пасха И. Бунин. Христос воскрес! Опять с зарею... В. К. Кюхельбекер. На Воскресение Христа ("Душа моя, ликуй и пой...") Copyright © 2006-2011 Библиотека "Халкидон" |