|
Библиотека “Халкидон” ___________________ Святитель Кирилл Иерусалимский Поучение тайноводственное первое
К новопросвещенным, на слова из Петрова Соборного первого послания, от сего места: трезвитеся, бодрствуйте (I Петр. гл. 5, ст. 8), даже до конца того послания.
1. Желал я и прежде, о истинные и вожделенные чада Церкви, беседовать с вами о духовных сих и небесных тайнах. Но понеже точно знал, что зрение паче слуха уверяет, то и ожидал я настоящего времени, дабы найти вас чрез сей искус более приготовленными к слушанию проповедуемого, и тем бы удобнее ввести вас мне в светлейший и благовоннейший цветник сего рая. Да и подлинно вы учинились более способными к принятию сих Божественных таин, сподобясь Божественного и животворного крещения. И поелику должно предложить трапезу совершеннейшего учения, то мы потщимся тому научить вас, дабы вы познали сих таин силу, совершившуюся над вами в оный вечер крещения. 2. Вы сперва взошли в преддверие крестительного притвора, стоя лицом к западу слушали, по повелению простирали руку, и как бы находящегося тамо сатаны отрицались. Но надлежит вам знать, что в истории Ветхаго Завета находится прообразование сего. Ибо когда Фараон, сей жесточайший и бесчеловечный мучитель, угнетал свободный и благородный народ еврейский, тогда Бог послал Моисея извести их от тяжкого рабства египетского. И кровию агнца мазаны были праги и подвои дверей, дабы всегубитель прошел мимо домов, имеющих знамение крови (Исхода 12:22-28): а таким образом чудесно спасен был народ еврейский. Но когда враг преследовал уже освобожденных, и увидел море, для них сверхъестественным действием разделившееся, бежал, однако, поспешно за ними; тогда, внезапно будучи покрыт волнами, потоплен в водах Чермного моря (Исхода 14: 22-30). 3. Молю тебя прейти от сих вещей древних к новым, от прообразования к истине. Тамо Моисей, по повелению Божию, во Египет пришедший: здесь Христос, от Отца в мир посылаемый. Тамо Пророк, да изведет из Египта народ угнетаемый: здесь Христос, да избавит человеков, грехом отягощаемых в мире. Тамо кровь агнца отвратила губителя: здесь кровь Агнца пречистого (I Петр. 1: 19) Иисуса Христа соделалась прогнанием бесов. Тот мучитель гнал до моря оных древних людей: и тебя лютый, бесстыдный и началозлобный сей демон преследовал даже до оных спасительных вод. Тот в море потоплен, а сей в спасительной воде исчезает. 4. Но еще ты слышишь, повелевается тебе, простерши как будто к находящемуся близ тебя руку, сказать: отрицаюся тебе, сатано. Хочу сказать и то, для чего вы лицом к западу стояли: ибо сие нужно. Понеже место видимой тьмы есть запад, сатана же, будучи тьма, во тьме и державу имеет: для того прознаменовательно смотря на запад, вы отрицаетесь того темного и мрачного князя. Что же стоя всяк из вас говорил? Отрицаюся тебе, сатано, тебя, злого и лютейшего мучителя. Ты говоришь: я уже силы твоея не боюся. Ибо ее разрушил Христос, приобщився крове и плоти моея, да чрез сие упразднит смертию смерть, да не буду я чрез все житие повинен работе (Евр. 2: 15). Отрицаюся тебе, лукавого и злохитрейшего змия. Отрицаюся тебе, коварного, под притворством дружества соделавшего всякое беззаконие и произведшего в наших прародителях отступление от Бога. Отрицаюся тебе, сатано, всякия злобы изобретателя и споспешника. 5. Потом во втором речении научаешься говорить: и всех дел твоих. Дела же сатаны - всякий есть грех, которого и отрицаться нужно: подобно как от мучителя кто, убежав, убегает всячески также и оружия его. Итак, всякий род греха относится к делам диавола. Впрочем и сие ведай, что все сказанное тобою, наипаче в сей страшный час, написано в Божиих книгах. Итак, если ты сему что-либо противное сделаешь, яко преступник, осужден будешь. Посему ты отрицаешься дел сатанинских, всех, говорю, деяний и помышлений, противных разуму. 6. За сим говоришь ты: и всея гордыни твоея. Гордыня сатаны есть всякие неистовые зрелища и конские бегания, ловли со псами и всякая таковая суета, от коей избавиться моля, святый пророк глаголет к Богу: отврати очи мои, еже не видети суеты (Псал. 118: 37). Да не будет вожделенно для тебя зрелищное неистовство, где ты увидишь наглости шутов, производимые с бесстыдством и со всяким непотребством, увидишь неистовые женоподобных мужей плясания. Да не будет вожделенно тебе также безумие тех, которые в ловлях предают себя зверям, для прихоти своей окаянной утробы. Таковые, дабы угодить своему чреву яствами, сами по справедливости бывают пищею зверей неукротимых. А правильнее сказать, они для своего чрева, которое бог их (Филип. 3: 19), собственную жизнь свою погубляют чрез единоборство. Убегай и конских ристаний, зрелища неистового, убивающего души: потому что все сие гордыня диавола есть. 7. Еще же и то, что в идольских празднествах приносимо было, мяса ли то, или хлебы, или что другое подобное сему, оскверненное призыванием демонов нечистых, причитается к гордыне диавола. Ибо как хлеб и вино Евхаристии, прежде святаго призывания покланяемыя Троицы, были простым хлебом и вином; по совершении же призывания хлеб соделывается Телом Христовым, а вино бывает Кровию Христовою: так равно и сии брашна гордыни сатанинской, будучи по своему естеству простыми, скверными делаются чрез призывание демонов. 8. После сего ты говоришь: и всего служения твоего. Служение же диаволу есть молитва, совершаемая в капищах: все бывающее для чествования бездушных идолов: зажигание свеч, или каждение при источниках и реках, так как иные, прельщены быв сновидениями или бесами, приходили на оныя воды в чаянии обрести уврачевание и телесных недугов; или что иное такого рода: ты к сему не приобщайся. Птицегадание, чарование, предсказывания, или привески на шее против очес призора, или на листах написания, волхвования, или иные злые хитрости, и другие сим подобные непотребства, суть служения диаволу. Итак, бегай сего: ибо если ты в оное впадешь по отвержении сатаны и по сочетании со Христом, то испытаешь большую жестокость мучителя, который прежде с тобою поступал как будто с домашним своим, послабляя тебе в тяжком рабстве, а ныне сильно преогорчен тобою: и Христа лишишься, и от сатаны большую злобу к себе увидишь. Не слышал ли ты древнего повествования о Лоте и его дщерях (Быт. 19: 15-30)? Не спасся ли он со дщерями, когда ушел в гору: а жена его не превратилась ли в столп соляной, дабы остаться ей вечным памятником злого изволения и обращения взора назад (Быт. 19: 26)? Внимай убо ты себе (Второз. 4:23), и не обращайся паки вспять, возложив руку на рало (Луки 9:62), и зря вспять на сланое жизни сея деяние: но беги в гору (Быт. 19:17) ко Христу Иисусу, ко оному камню без рук отторгшемуся (Дан. 2:35-45), и исполнившему вселенную. 9. Когда же ты отрицаешься сатаны, разрывая совершенно всякий с ним союз и древнее согласие со адом (Исаии 28:15): тогда отверзается тебе рай Божий, на востоке насажденный (Быт. 2:8), откуда за преступление изгнан был наш праотец (Быт. 3:23). Означая сие, обратился ты от запада к востоку, стране света. В то время тебе повелено сказать: верую во Отца, и Сына, и Святаго Духа, и во едино крещение покаяния. О чем в первых поучениях, сколько благодать Божия споспешествовала, пространно тебе сказано. 10. Итак, сими словами утверждаем будучи, трезвися. Ибо супостат наш диавол, как недавно читано, яко лев рыкая ходит, иский кого поглотити (I Петр. 5:8). Да и подлинно в прежние времена пожирала смерть превозмогающая (Исаии 25:8): но при святой бане пакибытия отъял Бог всяку слезу от всякаго лица (Исаии 25:8). Ибо ты более не будешь плакать, совлекшись ветхого человека: но возрадуешься (Исаии 61:10), облекшись в ризу спасения, во Христа Иисуса (Римл. 13:14). 11. И сие произошло с вами в преддверии Церкви. Когда же Божиим изволением в последующих тайноводствах внидем во Святая Святых, тогда познаем образы вещей, совершающихся тамо. Богу же Отцу слава, держава и величество, с Сыном и Святым Духом, во веки веков. Аминь.
Текст приводится по изданию: Творения Святого Отца нашего Кирилла, архиепископа Иерусалимского. Издание Австралийско-Новозеландской Епархии РПЦЗ, 1991. С. 315-320
Рекомендуем также: Святитель Григорий Нисский О Таинстве Крещения Притча о талантах (Мф. 25: 14-30) Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. Моисей. Ветхозаветная Пасха Протодиакон Андрей Кураев. Что значит быть христианином? Апостолы как свидетели
Copyright © 2006-2011 Библиотека "Халкидон" |