|
Библиотека “Халкидон” ___________________ Святитель Григорий Нисский Против отлагающих крещение
Цари этого мира пишут законы, предписывающие добрые правила для жизни людей. Сообщая эти законы начальникам, цари приказывают обнародовать их подданным, чтобы таким образом узаконенное сохранялось ненарушимо. И великий Бог дал законы предстоятелям Церквей. Каждый год в определенное время их читают и повелевают написанное хранить по возможности. Итак, благой Распорядитель всяческих, возвращающий годы и управляющий кругом времен, привел спасительный день, в который мы обыкновенно призываем к всыновлению чуждых, бедных к причастию благодати, оскверненных прегрешениями к очищению грехов. Эта вот древняя проповедь незадолго до того предварила явление Спасителя: Глас вопиющаго в пустыни; уготовайте путь Господень, правы творите стези Его (Мф 3, 3). Хотя я и не Иоанн и не Давид, но ничтожность служителя да не повредит силе закона Господня, ибо не по уважению к чтецам закона мы повинуемся предписанному, но, боясь власти законодателя, подчиняемся приказаниям. Пришла милость царская, дающая облегчение двум родам скорбящих: окованным — разрешение, должникам — прощение. Потому и я тем и другим, соответственно каждому, предлагаю врачевство и с полною уверенностию обещаю помощь от врачевания. А чтобы не подумал кто-либо, что дорого врачевство, я наперед скажу о тех лекарствах, которые буду предписывать больным. Одним я обещаю здравие при посредстве воды и купели; у других уничтожу болезнь при помощи нескольких слез. Просто совершение дела, и Богом ниспослан дар без прижигания и сечения освободиться от застарелых ран, которыми тяжело страдаем от уязвления змеиного. И поистине велик успех. Идите, страждущие, к своему уврачеванию, и не будьте нерадивы к этому делу. Болезнь застаревшаяся и долговременная не уступает врачебному искусству. Убогие и бедные, спешите к раздаче царских дарований, овцы — к печати и знамению креста, избавляющему от зол. Дайте мне имена, чтобы я внес их в видимые книги и записал чернилами, а Бог означит их на вечных досках, написав Своим перстом, как некогда закон для евреев. Приступите к Нему и просветитеся, и лица ваша не постыдятся (Пс 33, 6). Измыйтеся... отимите лукавства от душ ваших (Ис 1,16). Это написано в глубокой древности, но не обветшала сила Писания, она лишь возрастает, усиливается с каждым днем. Выходите из темницы, прошу вас. Возненавидьте темные жилища греха. Бегите диавола, как жестокого стража темничного, питающегося несчастием грешных и извлекающего из этого выгоду. Ибо как Бог утешается правдами нашими, так виновник греха радуется падениям нашим. Вне рая находишься ты, оглашенный, разделяя изгнание Адама, прародителя нашего. Но теперь отворена тебе дверь; взойди, откуда ты вышел, не медли, чтобы смерть, постигнув тебя, не преградила входа. Голова уже седеет, близка жатва жизни, может быть, серп точится против нас, и я боюсь, чтобы, тогда как спим мы и в суете праздно проводим время, не пришел нечаянно грозный жнец. Но я юноша, говоришь ты; еще не состарился. Не обманывайся. Смерть не стесняется условиями возраста, она не боится находящихся в цвете лет; не над стариками только имеет власть. Тебя научает этому ежедневный опыт. Видишь одр, на котором выносят умерших; как не равно и как случайно он износит людей всякого возраста: ныне — старика, завтра — нежного и радостного отрока, немного спустя — человека, у которого едва показывается пух на бороде, потом — сильного и цветущего, тотчас же престарелую, вместе с нею — и девицу. Видя это, будем избегать бесстрашия. Не много нужно, чтобы мех, наполненный воздухом, лишился его; чуть-чуть откроется рот — и человек вдруг испускает дух. Вижу я, что, когда случается в мире землетрясение, или язва, или нашествие врагов, все усердно спешат к крещальне, чтобы не отойти из мира непричастными благодати. Что же? Разве не имеют силы, равной таким бедствиям, другие различные и неожиданные несчастия: апоплексии, удары, несчастные удушения, возмущения ветров и их последствия? Не видим ли, как иной беседует — и падает, другой ест — и совсем перестает принимать пищу, иной спит — и незаметным образом переходит к смерти, сестре сна? Обезопась же себя от непостоянства и неизвестности жизни. Не торгуйся с благодатию, чтобы не лишиться дара. Взаем бери столько, сколько может быть прощено, сколько не превысит человеколюбие Царя. И земные властители, когда уличат кого-либо в чрезмерном расточении общественного имущества и ненасытном пользовании царскими деньгами, не отчаиваясь в возвращении их, жестоко наказывают расточителя, довольствуясь вместо денег наказаниями. Долго ты предавался удовольствию; дай место и любомудрию. Скинь ветхого человека, как одежду нечистую, постыдную, позорную, сотканную из множества грехов, связанную из жалких лохмотьев беззакония. Прими одеяние бессмертия, которое Христос, распростерши, предлагает тебе; и не отвергай дара, чтобы не оскорбить Того, Кто дарит. Долго ты валялся в грязи; спеши, о человек, к моему Иордану; не Иоанн зовет тебя, но Христос убеждает. Ибо повсюду течет река благодати; не в Палестине имеет она исток свой и не скрывается в соседнем море, но обтекает всю Вселенную и впадает в рай, навстречу четырем вытекающим оттуда рекам, внося в рай несравненно драгоценнейшее, нежели то, что они износили. Ибо те несут ароматы, плодоносие, растительность земли; а река благодати вносит в рай людей, порожденных Святым Духом. Куда ни поведешь эту реку, туда и потечет; изливается на всю Вселенную и не истощается, разделяясь на каналы, так как имеет богатый источник — Христа и, от Него истекая, омывает волнами весь мир. Сладка она и удобопиема, без всякой примеси неприятной солености (ибо делается сладкою от сошествия Святого Духа, как источник Мерра — от прикосновения дерева. — См.: Исх 15, 23); удобопреходима для благочестивых, а глубока и недоступна для нечистых. Подражай Иисусу Навину, возьми Евангелие, как он кивот завета; оставь пустыню греха, перейди Иордан, спеши к жительству по Христу, в землю, обильную радостными плодами и текущую, по обетованию, медом и млеком. Разрушь Иерихон, старый образ жизни, не оставляй его твердыни, до основания разрушь мать греховных помыслов. Сделай лукавых гаваонитян (осужденные Богом на гибель жители хананейского града Гаваона. — Прим. ред.) рабами Израиля, то есть лукавые помышления — слугами евангельской жизни. Да побиется камнями коварный и любостяжательный Ахар, похитивший сосуд золотой; это тот, кто нарушил сохранение честной заповеди. Все это — образ для нас; все это — предзнаменование вещей ныне являющихся. Выпусти наконец от себя прожорливого ворона (см.: Быт 8,7); дай время прилететь к тебе голубю, которого Иисус первый образно низвел с неба (см.: Мф 3, 16), голубя, не знающего лукавства, кроткого, многоплодного, который, когда найдет мужа очищенного, как огнище, хорошо приготовленное, вселяется в него, согревает душу, как бы насиживая яйца, рождает многих и прекрасных чад, то есть добрые дела, честные мысли, веру, благочестие, правду, целомудрие, непорочность, чистоту; таковы чада Святого Духа, а наши стяжания. Доколе ты будешь изучать самые начала веры? Открой твою душу, как хартию, и дозволь нам начертать совершенное учение; не все тебе лепетать с детьми; не будь несмышленым младенцем. Стыжусь за тебя, что, состарившись уже, ты бываешь изгоняем с оглашенными, как дитя неразумное и не способное сохранить тайну, которую намерены возвестить. Присоединись к посвященным в Таинства людям и узнай сокровенные речи. Произнеси с нами то, что и шестокрылатые Серафимы говорят, воспевая с совершенными христианами. Возжелай пищи, укрепляющей душу; вкуси питие, веселящее сердце; возлюби Таинство, старых незримо возвращающее к молодости. Подражай пламенному желанию эфиопского евнуха, ибо он, после того как принял в спутники на колесницу Филиппа, приведенного Святым Духом, в пути научился не только читать, но и понимать мудрого Исаию; и при помощи толкования, как добрый ловчий пес, почуяв кровь и закланного агнца, начал сильно лаять на Филиппа, пока тот не привел его к совершенной ловитве пророчества, находившегося в руках его; возжелав, тотчас же получил крещение, не выжидая гостиницы, не дожидаясь города, или деревни, или места священного. Справедливо рассуждал он, что всякое место Господне и всякая вода годна для совершения крещения, только бы нашлась вера у приемлющего и благословение освящающего иерея. Замедлением не раздражи крестителя, не прогневай его, отлагая со дня на день и тратя в обещаниях скоротекущее время. Смотри, чтобы тебя не постигли порицания, подобные Иоанновым, чтобы и тебя не назвали порождением ехидны (см.: Мф 3, 7) и аспидом глухим, который приходит в ярость от гласа заклинателя (см.: Пс 57, 6), чтобы и тебе не показали секиру изощренную и сверкающую, лежащую при дереве и угрожающую посечением (см.: Мф 3, 10). При выборе из двух зол лучше, удостоившись спасительного крещения, впасть опять в грех, нежели кончить жизнь не причастным благодати. Ибо грех, может быть, получит и прощение по человеколюбию Божию, на которое великая надежда у добрых, а тому совершенно недоступно спасение по точному определению. Ибо когда слышу, что неложный голос говорит: Аминь, аминь глаголю тебе: аще кто не родится свыше, не может видети Царствия Божия (Ин 3, 5), то ничего не могу ожидать доброго для не отмытых водою крещения. В самом деле, какого снисхождения заслуживают те, которые пренебрегли милостию царскою, не приняли прощения долгов и не воздали благодарности за свободу, усвояя ее, когда она добровольно нисходила к ним с неба, но презрением дара нанесли бесчестие Даровавшему? Душу не просвещенную и не украшенную благодатию возрождения, не знаю, примут ли Ангелы после разлучения ее от тела. И как это может быть, когда она не запечатлена и не носит никакого знака Владычнего? Естественно, она будет кружиться в воздухе, блуждая, носясь туда и сюда, никем не взысканная как не имеющая господина, желающая успокоения и приюта и не находящая, тщетно скорбящая, бесплотно раскаивающаяся подобно богачу, который, облачась в порфиру и виссон, во всякого рода наслаждениях и роскошной жизни готовит вещество для неугасимого огня. Но я хочу вам рассказать некоторую повесть о человеке несчастном, лишившемся великой надежды и искавшем воды в безводное время. Недавно, когда нашествие кочующих скифов опустошало многие страны с жителями, в соседнем городе Команах, в то время как варвары грабили предместья, один юноша благородного рода именем Архий, которого и я хорошо знал, скорбя о своих и об общих отечества бедствиях, вышел из города и крепости, чтобы рассмотреть, сколько грабителей, варваров и сколько сделано ими зла, но, попавшись врагам, был поражен стрелою. Упав и приближаясь к смерти, сколько было силы он кричал (так как был не крещен): «Горы и леса, крестите, дерева, камни, источники, дайте благодать», — и с этими жалостными воплями скончался. Город, узнав об этом, скорбел более, нежели о бедствиях, причиненных войною. Подобны сему и те, которые нечаянно постигаются болезнями. Ибо когда вчера здоровый и обещающий себе долгие годы жизни испытает участь древнего безумца (см.: Лк 12, 20) и ему безнадежно будет сказано, что в эту ночь душа его разрешится от тела, тогда крик и вопль; все требуется как возможно скорее — сосуд, вода, священник, слово, приготовляющее к принятию благодати, которого требует нужда, но болезнь прерывает, делая сильным и частым дыхание. Происходит смятение не меньше производимого столкновением на войне; все домашние, встречаясь друг с другом, мечутся, везде давка, смятение, печальный и невнятный шум, как бы во время ночной битвы; сталкиваются друг с другом рабы, родные, друзья, дети, жена. Итак, пока время мира, устроим благоразумно наши дела; во время тишины и мира жизни примите дар Христов, когда и получающий высокое и несравнимое благодеяние с удовольствием включается в список усыновляемых, и все знакомые его от перемены на лучшее получают неизреченную радость и веселие. Но боюсь, говоришь ты, что естество наше склонно ко греху, и потому медлю приступить к благодати возрождения. Хотя благовиден предлог твоего страха и хорошо ты прикрываешь себя покровом осторожности, но короткий вопрос, тебе предложенный, легко скинет с тебя личину. Ты говоришь, что остаешься оглашенным, боясь греха; скажи же, какою ты живешь жизнью: не подлежащею осуждению, жизнью безгрешною, или во грехах? Если безгрешною, то почему боишься крещения, и до него сохраняя предписанную законом правильность жизни? Если же у тебя нечиста и невнимательна жизнь, то зачем медлишь в беззакониях и долгим упражнением приобретаешь навык в зле? Ясно, что ты ожидаешь последнего вздоха, чтобы с принятием крещения в последний час окончилась жизнь. Это новая и странная торговля не золотом и одеждами, но множеством беззаконий, мелочное барышничество очищением души. Как свиньи переходят из лужи в лужу и грязь служит жилищем для них, так сжившиеся с нечистотою прибавляют одно беззаконие к другому, ибо или оскверняются блудом, или изощряются в гнусном прелюбодеянии, или предаются пьянству, возбуждающему злые пожелания, или делают сродные этим и сходные грехи. Они боятся крещения как запрещения удовольствий и удержания от гнусных наслаждений. Итак, когда выставляющий предлогом замедления крещения грехи говорит: «боюсь», то ясно, что он не греха остерегается, но желает долее оставаться в греховной жизни. А имеющие в глубине души такую худую мысль, во-первых, и не удостоиваются благодати, но, обманывая себя суетными надеждами, неожиданно поемлются смертию, застигающею тихо и нечаянно, как коварный тать. Но если Бог, по великому Своему долготерпению и благости, и Таинств любителя греха, в последний день, удостоит, они не получат от этого торга столько выгоды, сколько надеятся. Думают, что для них тотчас же отверзется Царств Небесное; что они улучат некое жилище, изобильное дивными благами, и удостоятся почестей наравне с праведными. Но это — суетная надежда, обольщающая душу ложным мнением. Как мне кажется, судьба людей в будущей жизни будет троякая, говоря вообще без подразделений. Первый чин — достойных хвалы и праведных; второй — и не удостоиваемых почести, и не наказуемых; третий — несущих наказания за грехи свои. Где мы поставим принявших благодеяние крещения пред смертию? Ясно, что в разряд вторых, и это по снисхождению, чтобы и они не лишены были части в человеколюбии, свойственном Богу. Ибо не радевший о пути преуспеяния в добродетели не свободен от наказания и осуждения, потому что если желание зла подвергает осуждению, то ненавидение добра есть явный признак испорченности. Итак, что ты приобретешь великого, когда лишишься Царствия и тех обетований, которых око не видело и ухо не слышало? Но я не терплю наказания, говоришь ты, не страшусь угроз; с меня достаточно, если не потерплю чего-либо худого, хотя и не окажусь преуспевшим в чем-либо благородном. Это образ мыслей лукавого раба, стóящего осуждения на тяжкую работу, уз, бичей, который старается только избегнуть наказания и ни во что ставит наслаждение свободною славою и почестями светлыми. Таким людям неприязнен самый голос всех святых, противны деяния праведных от начала мира. Они все небоязненно любили опасности, давали желающим рассекать и умерщвлять различным образом тело и при всяких мучениях не ослабевали в подвиге, ожидая в Царстве Небесном чести за кровь и мужество. Ради сего Авраам, получив повеление, приносил в жертву своего сына, Моисей боролся с трудностями пустыни, Илия проводил пустынную и полную лишений жизнь; и все пророки проидоша в милотех (и) в козиях кожах, лишени, скорбяще, озлоблени (Евр 11, 37). Ради сей чести благовестники терпели раны за Евангелие и мученики подвизались против казней от мучителей. И каждый истинно разумный, носящий в себе образ Божий и сочувствующий высокому и небесному, не захотел бы ни жить, ни воскреснуть вместе с прочими имеющими ожить людьми, если бы не надеялись заслужить похвалу от Бога как добрый раб и удостоиться каких-либо почестей. При сем образе мыслей и Давид собственное свое стремление к Богу уподобляет жажде еленя и желает видеть лицо Божие, чтобы возвеселиться в мысленных объятиях (см.: Пс. 20,7); и Павел желает, совлекшись плоти, как тяжелой и обременительной одежды, разрешитися и со Христом быти (Флп 1, 23). Конечно, оба они имели в виду блаженное и неизменяемое веселие. Если же к нему нет никакого влечения, то все прочее поистине, как говорит Екклезиаст, суета суетствий (Еккл 1, 2). Итак, христиане, причастники звания небесного, бегайте всякой подобной мысли, достойной разбойников и злодеев, и не считайте верхом блаженства возможность избежать наказаний; но вожделевайте даров и венцов, которые Бог уготовал подвижникам правды. Без лукавства пожелайте крещения, примите талант и употребите его в дело, и таким образом будете, по слову притчи, начальниками десяти городов (см.: Лк 19, 17). А умерший в минуту крещения скрыл талант в землю и непременно услышит то, что сказано было рабу лукавому и ленивому (см.: Мф 25, 26). Новопросвещенный, если к вере не присоединит хранение заповедей, поистине не более как только невиновный. Был он узником, повинным бесчисленным винам, страшился суда, трепетал времени ответа. Явилось вдруг человеколюбие Царя; Он отверз темницу, выпустил на свободу злых. Воспоем и поклонимся Даровавшему благодать, ибо Он по изобилию благодати спас не чаявших жизни. А помилованный да знает себя и да ведет себя смиренно. Пусть не думает, что он сделал что-нибудь доброе, потому что он освобожден от уз. Оставление вины свидетельствует о милосердии простившего, а не о добром поведении прощенного. Приявший баню обновления подобен молодому воину, только что внесенному в воинские списки, но еще ничего не выказавшему воинственного или мужественного. Как он, повязавши пояс и облекшись хламидою, не считает себя тотчас же храбрым, и подходя к царю не разговаривает с ним дерзновенно, как знакомый, и не просит милостей, раздаваемых трудившимся и подвизавшимся, так и ты, получив благодать, не думай обитать вместе с праведными и быть причтенным к их лику, если не претерпишь многих бед за благочестие, не будешь вести борьбу с плотию и затем с диаволом и мужественно не противостанешь всем стреляниям лукавых духов. Но лучше, если это угодно, мы примем в наставление себе в настоящем случае слова Самого Господа, которые будут произнесены на общем суде. Что Он говорит? Приидите, благословеннии Отца Моего, наследуйте уготованное вам Царствие от сложения мира (Мф 25, 34). За что? Не за то, что облеклись одеждою нетления, не за то, что омыли грехи ваши, но за то, что совершали дела любви, и тотчас следует список напитанных, напоенных, одетых. И справедливо неложный Судия так судит, ибо благодать есть дар Господа, а образ жизни есть дело удостоенного почести. Никто не требует награды за полученную милость, но, напротив, становится должником. Посему, когда мы просветимся крещением, обязаны признательностию Благодетелю, а признательность наша к Богу состоит в милосердии к собратиям, в заботе о нашем спасении, в упражнениях в добродетели. Итак, бросьте суетную мысль, вы, отлагающие крещение до смерти, зная, что вера требует сопутствия сестры своей — доброй жизни, которой да удостоимся по благому произволению и помощи Бога. Ему же подобает поклонение ныне и во веки. Аминь.
Текст приводится по изданию: Святитель Григорий Нисский. Против отлагающих крещение // Святитель Григорий Нисский. Избранные творения / Сост. диакона Александра Гумерова. М.: Издательство Сретенского монастыря, 2007. С. 105-121.
Рекомендуем также: Житие святого отца нашего Григория, епископа Нисского О Таинстве Крещения Притча о талантах (Мф. 25: 14-30) Протодиакон Андрей Кураев. Что значит быть христианином? Апостолы как свидетели
Copyright © 2006-2011 Библиотека "Халкидон" |