• На главную страницу
  • Творения святых отцов и учителей Церкви
  •  

    Библиотека “Халкидон”

    ___________________

    Святитель Иоанн Златоуст

    Беседа на Псалом 114

     

    Возлюбих, яко услышит Господь глас моления моего (ст.1).

     

    1. Кто, скажешь, не любит, чтобы его слушали? Многие из людей мирских. Они не хотят быть услышанными в том, что для них полезно, но просят бесполезного для них, а потом, когда их прошение исполняется, скорбят и ропщут. Полезно то, что признает и находит полезным для нас Бог — назовешь ли голод, или болезнь, или что-нибудь другое подобное. То, что Бог признает полезным и подает нам, действительно полезно. Так послушай, что сказал Он Павлу: Довлеет ти благодать Моя: сила бо Моя в немощи совершается (2 Кор. 12:9). Для него были полезны гонения, скорби, притеснения. Услышав, что это полезно для него, апостол и сказал: Темже благоволю в немощах, в досаждениих, во изгнаниих (2 Кор. 12:10). Итак, не всякий может радоваться, когда внемлет ему Бог, подающий полезное. Многие желают бесполезного и утешаются этим, а пророк не так, но что? Он любил, чтобы Бог слушал его, подавая ему полезное: Яко приклони ухо Свое мне (ст. 2). Опять человеческими выражениями он означает мановение Божие. Выражает этими словами и нечто другое, именно говорит: «Я недостоин того, чтобы быть услышанным, но Он сам снизошел ко мне. И во дни моя призову». Что значит во дни моя? «Будучи услышан, — говорит, — я не отступлю, не сделаюсь беспечным, но во все дни мои буду исполнять это дело».

    Объяша мя болезни смертныя, беды адовы обретоша мя, скорбь и болезнь обретох, и имя Господне призвах (ст. 3). Видишь ли оружие сильное? Видишь ли утешение, разрушающее всякую скорбь? Видишь ли душу, пламенеющую любовью ко Господу? Смысл слов его следующий: «Для избавления от окружающих меня зол для меня достаточно призвать Бога». Почему же мы часто призываем и не избавляемся от бедствий? Потому, что не призываем так, как должно призывать. А что Бог всегда готов подавать, об этом послушай, как Он сам говорит в Евангелии: Кто есть от вас, егоже аще воспросит сын его хлеба, еда камень подаст ему, или аще рыбы просит, еда змию подаст ему? Аще убо вы, лукави суще, умеете даяния блага даяти чадом вашым, кольми паче Отец ваш Небесный даст блага просящим у Него (Мф. 7:9-11). Видишь ли, какова Его благость, когда наша в сравнении с нею оказывается лукавством? Если же таков наш Господь, то будем всегда прибегать к Нему, и Его одного призывать в помощники, и найдем Его готовым спасать нас. Если потерпевшие кораблекрушение и несущиеся на досках, призывая людей, находящихся вдали, немедленно располагают их к человеколюбию, хотя не имеют с ними ничего общего, но стали известны им только по случившемуся несчастью, то тем более Бог, человеколюбивый и по существу своему благой, избавит находящихся в несчастье, если только они захотят прибегнуть к Нему и искренне призвать Его, оставив надежды человеческие. Поэтому, когда ты подвергнешься какому-нибудь неожиданному бедствию, не падай духом, но тотчас восстань и прибегни к безмятежной пристани, несокрушимой защите, к помощи Божией. Он для того попустил тебе подвергнуться бедствию, чтобы ты призвал Его. Но многие тогда особенно и падают и теряют бывшее у них благочестие, между тем как следовало бы поступать напротив. Он весьма любит нас, потому и попускает нам подвергаться скорбям, чтобы мы искреннее прилеплялись к Нему. Как матери, устрашая непослушных детей различными страшилищами, заставляют их прибегать к своим недрам и делают это не с тем, чтобы огорчать их, но чтобы привязать их к себе, так и Бог, всегда желая привязать нас к Себе, как сильно любящий или больше всякого любящего, попускает тебе впадать в такие нужды, чтобы ты постоянно упражнялся в молитве, постоянно призывал Его и, оставив все прочее, помышлял о Нем. О Господи, избави душу мою (ст. 4). Другой переводчик [1] говорит: Молю, Господи, изведи душу мою (αξιω δη… εξελου) (С). Третий: О Господи, спаси душу мою (περισωσον) (А).

    Видишь ли любомудрую душу? Видишь ли, как он, оставив все житейское, просит только одного: чтобы душа его осталась невредимой, не потерпела ничего пагубного для нее? Действительно, когда душа в хорошем состоянии, то все прочее придет само собой, а когда она не в хорошем состоянии, то всякое другое благоденствие не принесет нам никакой пользы. Потому нам должно и делать и говорить так, чтобы она спаслась. На это указывает и Христос, когда говорит: Будите мудри, яко змия (Мф. 10:16). Как змий выставляет все свое тело, чтобы только спасти голову, так и тебе нужно оставить все прочее для спасения души. Ни бедность, ни болезнь, ни самое главное из всех бедствий — смерть не могут повредить подвергшемуся им, когда спасена душа, равно как и от самой жизни не получишь ничего доброго, когда душа растлилась и погибла. Вот почему пророк, оставив все прочее, говорит только о душе и просит, чтобы она была подвергнута не строгому суду и избавлена от невыносимых наказаний. Милостив Господь и Праведен, и Бог наш милует. Видишь ли, как он научает слушателя не отчаиваться и не предаваться беспечности? Он как бы так говорит: «Не отчаивайся, потому что Господь милостив, но не будь и беспечен, потому что Он праведен». Таким образом он и предостерегает от беспечности, и истребляет отчаяние, с той и другой стороны устрояя наше спасение.

    2. Далее, указывая на готовность Божию к помилованию, пророк прибавляет: И Бог наш милует. Хорошо сказал он – Бог наш в противоположность богам, о которых он упомянул прежде. Тем свойственно закалать, убивать, непримиримо враждовать, а Ему — миловать, прощать и всегда избавлять от опасностей. Это особенно, между прочим, и доказывает, что те — бесы и губители, а Он — Промыслитель, Защитник и Бог истинный.

    Храняй младенцы Господь: смирихся, и спасе мя (ст. 5). Здесь пророк указывает на высочайший вид Его промышления. Сказав: Милостив Господь, и праведен, и… милует, он показывает действие величайшего Его человеколюбия. Какое? В отношении к младенцам. Мы имеем разум, научающий нас остерегаться одного и избирать другое, предотвращать угрожающие бедствия и облегчать постигшие нас. Мы уже приобрели силы, знаем способы, а дети лишены всего этого и беззащитны, но над ними всегда бодрствует Промысл Божий, и если бы они не были постоянно под Его покровительством, то все погибли бы. Младенца и змий умертвил бы еще в пеленках, и домашняя птица, и многие из пресмыкающихся, живущих в домах. Ни кормилица, ни мать и ни кто другой не мог бы иметь совершенно достаточного за ними присмотра, если бы они оставались без Высшего Промысла. Впрочем, некоторые думают, что здесь говорится о зародышах, еще не вышедших из чрева матери. Смирихся, и спасе мя. Не сказал: «Он не допустил подвергнуться опасностям», но: «...спас после того, как они постигли». Сказавши о Промысле Божием вообще, пророк говорит о нем и в отношении к собственному лицу, как обыкновенно он доказывает и общими примерами, и частными. Итак, не ищи и ты жизни совершенно безопасной: она не полезна для тебя. Если она была не полезна для пророков, то тем более для тебя. А что она действительно была не полезна, о том послушай, как он говорит: Благо мне, яко смирил мя еси, яко да научуся оправданием Твоим (Пс. 118:71). Здесь высказывается двоякая благодарность: за то, что Бог попустил подвергнуться опасности, и за то, что не оставил подвергшегося опасности. То и другое есть вид благодеяния, и первый не меньше второго, но если сказать нечто удивительное, даже больше, потому что последнее избавляет от опасности, а первое делает душу более любомудрой. Обратися душе моя в покой твой, яко Господь благодействова тя: яко изъят душу мою от смерти, очи мои от слез, и нозе мои от поползновения. Благоугожду пред Господем во стране живых (ст. 6-8). В историческом смысле эти слова означают некоторое дивное избавление, успокоение и освобождение, а если принимать их в переносном смысле, то избавление здесь может означать отшествие из здешней жизни и указывать на это успокоение. Действительно, смерть есть освобождение от всех неожиданных бедствий и скончавшийся с доброй надеждой уже не подлежит неизвестности, но находится в безопасности. Хотя смерть произошла от греха, но Бог обратил ее к нашему благу. Потому же Он не ограничился только ею, но и самую жизнь сделал трудной, дабы ты знал, что Он не допустил бы и первой, если бы Своей премудростью не мог обратить ее в величайшую нам пользу. Сказав: В оньже аще день вкусишь, смертию умрешь (Быт. 2:17), Он не ограничился этим наказанием, которое заключалось в словах: Земля еси, и в землю отъидеши (Быт. 3:19), но объявляет и другое: В поте лица твоего снеси хлеб твой, терния и волчцы возрастит тебе, в печалех снеси тую — и жене говорит: Умножая умножу печали твоя и воздыхание твое: в болезнех родиши чада (Быт. 3:16, 17—18). Первого недостаточно было для того, чтобы вразумить их. А таким образом, мы видим, многие исправляются. Смерть, постигая людей, делает их бесчувственными, а эти бедствия делают живых лучшими. Если же смерть представляется страшной, то причиной этого — слабость людей. А что действительно страх происходит от слабости, послушай Павла, который просил себе смерти и радовался ей. Разрешитися и со Христом быти, — говорил он, — много паче лучше; и еще: Радуюся и сорадуюся всем вам, также и вы радуйтеся и сорадуйтеся мне (Флп. 1:17-23), а противным тому тяготился. Не точию же, — говорил он, — но и сами в себе воздыхаем, всыновления чающе, избавления телу нашему (Рим. 8:23); и еще: Сущии в теле сем, воздыхаем отягчаеми (2 Кор. 5:4).

    3. Видишь ли, какое благо любомудрие? Что другим кажется достойным слез, то ему вожделенно, а, что другим кажется достойным радости и веселья, о том он воздыхает. Действительно, не достойно ли воздыханий быть в стране чужой, вдали от своего отечества? И не достойно ли радости скоро возвратиться в тихую пристань, достигнуть горнего жилища, где нет ни болезни, ни печали, ни воздыхания? «Но, — скажешь, — возможно ли это для меня, грешника?». Вот, видишь ли, что не смерть причиняет скорбь, а нечистая совесть? Поэтому перестань грешить, и смерть будет для тебя вожделенной. Очи мои от слез. Справедливо сказано это: там нет ни печали, ни уныния, ни плача. И нозе мои от поползновения. Это важнее первого. Что? То, что мы избавляемся не только от скорби, но и от козней и обольщения. Скончавшийся с добрыми делами стоит на камне, достиг пристани, избег всех препятствий, свободен от всякого страха и смятения — пребывает в постоянном спокойствии отшедший отсюда таким образом. Благоугожду пред Господем во стране живых. Другой переводчик говорит: …при Господе (εμπροσθεν) (НП). Третий: ...буду ходить (εμπεριπατησω) (НП). То же выражает и Павел, когда говорит: Мы восхищени будем на облацех в сретение Господне на воздусе, и тако всегда с Господем будем (1 Фес. 4:17). Хорошо сказал пророк — во стране живых: та жизнь есть истинная жизнь, чуждая смерти, исполненная чистых благ. Егда, — говорит апостол, — испразднит всяко начальство, и всяку власть и силу, последний враг испразднится, смерть (1 Кор. 15:24, 26). Когда все это упразднится, тогда не останется ничего прискорбного, ни забот, ни трудов; все будет радостью, все — миром, все — любовью, все — спокойствием, все — весельем, все — истинным, искренним и твердым; тогда не будет никаких недостатков — ни гнева, ни скорби, ни любостяжания, ни сладострастия, ни бедности, ни богатства, ни бесчестья и ничего другого подобного. Будем же и мы стремиться к этой жизни и делать все для нее. Потому и в молитве нам заповедано говорить: Да приидет Царствие Твое (Мф. 6:10), чтобы мы всегда представляли себе тот день. Кто проникнут этой любовью и питается надеждой этих благ, тот не сокрушается никаким из настоящих бедствий, не возмущается никакой из здешних скорбей. Как идущие в царственный город не задерживаются ничем на пути — ни лугами, ни садами, ни пропастями, ни пустынями, но, не обращая внимания на все это, одно только имеют в виду — ожидающее их отечество, так и тот, кто ежедневно представляет себе Небесный град и питает любовь к нему, ничто трудное не будет считать трудным и ничто приятное и славное — приятным и славным. Что я говорю — «не будет считать»? Он даже не увидит этого, имея другое зрение — такое, какое заповедал Павел, сказав: Не смотряющым нам видимых, но невидимых: видимая бо временна, невидимая же вечна (2 Кор. 4:18). Видишь ли, как он изобразил тот же путь другими словами? Итак, будем стремиться к тем благам, чтобы достигнуть их и насладиться вечной жизнью, которой да сподобимся все мы благодатью и человеколюбием Господа нашего Иисуса Христа, Которому слава и держава ныне и присно и во веки веков. Аминь.

     

    Примечания

    [1] Здесь и далее переводчики Писания на греческий указываются в сокращении: НП – неизвестный переводчик, упоминаемый у Оригена в “Экзаплах”; С – Симмах; А – Акила; Ф - Феодотион.

     

    Текст приводится по изданию: Святитель Иоанн Златоуст. Беседы на Псалмы. М.: Православный Свято-Тихоновский Богословский институт, 2003. С. 378-383.

     

     

    Рекомендуем также:

    Святитель Кирилл Иерусалимский. Толкование молитвы "Отче наш" (из "Поучения тайноводственного пятого")
    Святитель Иоанн Златоуст. Объяснение молитвы Отче наш
    Блаженный Феофилакт Болгарский. Толкование молитвы "Отче наш"
    Молитва святителю Иоанну Златоусту, архиепископу Константинопольскому
    Святитель Иоанн Златоуст, архиепископ Константинопольский
    Перенесение мощей святого отца нашего Иоанна Златоустого
    Е. А. Смирнова. "Никакого договора с адом"
    Митрополит Антоний (Храповицкий). Учение и дух Великого Златоуста

     

    Copyright © 2006-2011 Библиотека "Халкидон"
    При использовании материалов сайта ссылка на halkidon2006.orthodoxy.ru обязательна.

    Mail.Ru Сайт расположен на сервере 'Россия Православная' Rambler's Top100