• На главную страницу
  • Творения святых отцов и учителей Церкви
  •  

    Библиотека “Халкидон”

    ___________________

    Блаженный Феофилакт, архиепископ Болгарский

    Толкование молитвы "Отче наш" (Мф. 6, 9-13)

    Из "Благовестника, или Толкования блаженного Феофилакта, архиепископа Болгарского на Святое Евангелие"

     

    Сице убо молитеся вы: Отче наш, иже ecu на Небесех. Иное - обет, и иное - молитва. Обет есть данное Богу обещание, как, например, когда кто обещается воздерживаться от вина, или чего-либо иного, или поститься в известное время, или подать что для Бога, и проч., а молитва есть прошение благ. Словом: Отче показывает тебе, каких ты удостоился благ, сделавшись сыном Божиим. Словом же: на небесех указал тебе на твое отечество и на отеческий дом: посему, если желаешь иметь Бога отцем, смотри на небо, а не на землю, как бессловесные. Ты не говоришь: Отче мой, а Отче наш: потому что должен смотреть на всех, как на братьев, детей одного Отца.

    Да святится имя Твое. То есть соделай нас святыми, дабы прославлялось имя Твое. Ибо как моими худыми делами Бог хулится, так моими добрыми делами святится, то есть, прославляется, как Святый.

    Да приидет царствие Твое, то есть второе пришествие: ибо человек со спокойною совестию смело молится о пришествии воскресения и суда.

    Да будет воля Твоя, яко на небеси и на земли. Как ангелы, говорит, исполняют волю Твою, так и нам даруй исполнять ее.

    Хлеб наш насущный даждь нам днесь. Насущным называет хлеб тот, который достаточен для сохранения нашего естества в силе. Словом же днесь устраняется забота о завтрашнем дне. И Тело Христово есть насущный хлеб, о неосужденном причащении которого нам должно молиться.

    И остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим. Поелику мы грешим и после крещения, то повелевает молиться, дабы оставил нам грехи наши, оставил так, как и мы оставляем другим. Ибо если мы злопамятствуем, Он не оставляет нам. Бог поставляет нас как бы в пример Себе, так что, как мы поступаем с другими, так и Он поступает с нами.

    И не введи нас в напасть. Мы люди слабые, посему не должны ввергать себя искушениям: но если впали в искушение, то должны молиться, чтоб оно не поглотило нас, и чтобы Бог даровал нам помощь и терпение. Ибо только тот вовлекается в бездну напасти, кто побежден, но кто впал в искушение и победил его, тот достоин венцев и славы.

    Но избави нас от лукаваго. Не сказал: от лукавых людей: ибо не они делают нам зло, но лукавый возбуждает их на то, и делает зло и нам и им. Посему не людей, а злых духов нам должно ненавидеть и проклинать.

    Яко Твое есть царствие, и сила, и слава, во веки. Аминь. Здесь ободряет нас: ибо если Отец наш есть Царь, сильный и славный: то при твердой вере мы без сомнения победим лукавого, и впоследствии прославимся, то есть, когда Он будет воздавать всем по делам.

     

    Источник: Благовестник, или Толкование блаженного Феофилакта, архиепископа Болгарского на Святое Евангелие. Часть первая. Евангелие от Матфея. Глава 6 (Библиотека форума "Православная беседа")

     

     

    Рекомендуем также:

    Святитель Иоанн Златоуст. Объяснение молитвы Отче наш (spurium)
    Святитель Кирилл Иерусалимский. Толкование молитвы "Отче наш" (из "Поучения тайноводственного пятого")

     

    Copyright © 2006-2011 Библиотека "Халкидон"
    При использовании материалов сайта ссылка на halkidon2006.orthodoxy.ru обязательна.

    Mail.Ru Сайт расположен на сервере 'Россия Православная' Rambler's Top100