|
Библиотека “Халкидон” ___________________ Святитель Иоанн Златоуст Объяснение молитвы "Отче наш" (Мф. VI, 9-13) Из творений, приписываемых святителю Иоанну Златоусту и в Патрологии Миня отнесенных к разряду SpuriaОтче наш, иже еси на небесех . Отцом называешь, человек, Бога? Справедливо: конечно, Он - всем Отец. Но в таком случае старайся, чтобы дела твои были угодны Отцу твоему. Если же дела твои злы, тогда, конечно, отцом твоим является диавол: он источник всякого зла. Поэтому старайся удалиться от него и угодить благому Отцу и Создателю твоему. Да святится имя Твое. Что это? Разве Бог не свят? Нет, Он свят, а эти слова твои означают: во мне да святится имя Твое, чтобы увидели люди мои добрые дела и прославили Отца и Творца моего. Да приидет царствие Твое. Что это? Разве Бог не царствует теперь, что Его царство должно еще наступить? Конечно, Он - царь. Но как город, осажденный врагами, просит, чтобы пришло царское войско и освободило его, так и мы, будучи окружены противными силами и своими собственными грехами и злыми помыслами, просим, чтобы наступило царство Божие, чтобы принесло нам избавление. Можно объяснить и другим способом. Пророк говорит: воцарися Бог над языки (Пс. XLVI, 9), употребляя прошедшее время вместо будущего; подобно ему и мы восклицаем: да приидет царствие Твое, Господи! - то есть: пусть придут на нас милости Твои. Да будет воля Твоя, яко на небеси и на земли. Это значит: Господи! как совершилась воля Твоя на небе, где все ангелы в мире и нет среди них ни притеснителей, ни притесняемых, ни обидчиков, ни обиженных, но полный мир царствует между ними, так и среди нас - обитателей земли - да будет воля Твоя, чтобы все народы одними устами и одним сердцем, все мы прославили Творца и Спасителя нашего. Хлеб наш насущный даждь нам днесь. Мы просим о насущном хлебе. Хлеб же для души есть слово Божие, как сказал некто из святых: сыне, отверзай уста твоя слову Божию (Притч. XXXI, 8). Поэтому хорошо вспоминать о Боге чаще, чем дышать. И остави нам долги наша, яко и мы оставляем должником нашым. Смысл такой: прости нам долги наши, то есть грехи и проступки наши, как и мы прощаем всем погрешающим против нас братьям нашим, как свободным, так и рабам и всем зависящим от нас. Говоря так, человек, наблюдай, чтобы и дела твои соответствовали словам; а если нет этого, вспомни, как страшно впасть нам в руки Бога Живого, и исправившись, обратись к Творцу и Господу. Но избави нас от лукаваго. Если бы сатана просил сеять нас как пшеницу, как он просил уже апостолов, но справедливо получил отказ на свою просьбу, и если бы случилось так, как было с древним Иовом, - не давай ему власти над нами; даже если бы и человек лукавый захотел искусить нас или обидеть, не давай ему воли над нами, но огради нас кровом крыл Твоих. Яко Твое есть царство и сила. Господи! так как Твое есть царство, не допускай, чтобы нас устрашало другое царство или иное владычество, даже если бы мы и достойны были наказания за грехи наши. Ты Сам накажи нас, как Тебе угодно, только не предавай нас в руки людей: пусть впадем мы в руки Твои, потому что каково величие Твое, такова и милость Твоя, Отче Вседержителю, во веки. Аминь.
Рекомендуем также: Святитель Кирилл Иерусалимский. Толкование молитвы "Отче наш" (из "Поучения тайноводственного пятого") Copyright © 2006-2011 Библиотека "Халкидон" |