|
Библиотека “Халкидон” ___________________ Святитель Григорий Великий (Двоеслов), папа Римский Беседа 8,
Во днех онех изыде повеление от кесаря Августа написати всю вселенную. Сие написание первое бысть владящу Сириею Киринию. И идяху вси написатися, кождо во свой град. Взыде же и Иосиф от Галилеи, из града Назарета, во Иудею, во град Давидов, иже нарицается Вифлеем, зане быти ему от дому и отечества Давидова, написатися с Мариею обрученою ему женою, сущею непраздною. Бысть же, егда быста тамо, исполнишася дние родити Ей: и роди Сына своего Первенца, и повит Его, и положи Его в яслех: зане не бе им места во обители. И пастырие беху в той же стране, бдяще и стрегуще стражу нощную о стаде своем. И се, Ангел Господень ста в них, и слава Господня осия их: и убояшася страхом велиим. И рече им Ангел: не бойтеся: се бо, благовествую вам радость велию, яже будет всем людем: яко родися вам днесь Спас, Иже есть Христос Господь, во граде Давидове: и се вам знамение: обрящете Младенца повита, лежаща в яслех. И внезапу бысть со Ангелом множество вой небесных [1], хвалящих Бога и глаголющих: слава в вышних Богу, и на земли мир, во человецех благоволение.
Поелику по щедротам Господним мы сегодня намерены совершить три торжественные литургии, то не можем долго говорить о Евангельском чтении. Но самое рождение нашего Искупителя побуждает сказать что-либо хоть кратко. Что значит, что перед рождением Господа вселенная подвергается переписи, если не явное указание на то, что явится во плоти Имеющий в вечности переписать Своих избранных? Напротив того, о нечестивых через пророка говорится: да потребятся от книги живых, и с праведными да не напишутся (Пс. 68, 29). Хорошо и то, что Он рождается в Вифлееме, потому что Вифлеем значит «дом хлеба». Ибо Сам же Он говорит: Аз есмь хлеб животный, иже сшедый с небесе (Ин. 6, 51). Следовательно, место, в котором Господь рождается, прежде наименовано «домом хлеба» потому, что было предназначено к явлению в нем во плоти Того, Кто внутренним насыщением восстановит души избранных. Он рождается не в доме родительском, но на пути, для того чтобы ясно показать, что по принятому на Себя человечеству Он родился как бы на чужбине. Чужбиной я называю не по владычеству, а по естеству, ибо о владычестве Его написано: во своя прииде (Ин. 1, 11). По естеству же Своему Он рожден прежде времен, а в нашем естестве пришел во времени. Итак, Кто, пребывая вечным, явился временным, для Того чуждо то (место), куда Он снизошел. И поелику через пророка говорится: всяка плоть сено [2] (Ис. 40, 6), то Он, соделавшись человеком, сено наше превратил в пшеницу, говоря о Самом Себе: аще зерно пшенично пад на земли не ýмрет, то едино пребывает (Ин. 12, 24). Поэтому, и рожденный, Он полагается в яслях, для того чтобы пшеницей Своей плоти восстановить силы всех верующих, то есть святых животных, дабы они не оставались голодными без пищи вечного разумения. Но что значит явление Ангела бдящим пастырям и осияние их славою Божиею, если не то, что пастыри, умеющие попечительно блюсти стада верующих, заслуживают высших видений? И когда сами они благочестиво бдят над стадом, тогда обильно сияет над ними Божественная благодать. Но Ангел возвещает о рождшемся Царе, гласу его вторят хоры Ангелов и, сорадуясь, взывают: слава в вышних Богу, и на земли мир, во человецех благоволение. Ибо прежде, нежели Искупитель наш родился плотью, мы имели разногласие с Ангелами, от славы и чистоты которых мы далеко отстояли виновностью первородного греха и ежедневными беззакониями. Поелику за согрешения мы были отстранены от Бога, то и Ангелы, граждане Божии, устраненных нас отвергли от своего общения. Но поелику мы признали Царя своего, то и Ангелы опять признали нас своими согражданами. Ибо, когда Царь неба принял на Себя землю плоти нашей, тогда уже и оная Ангельская высота не презирает нашей низости. Ангелы опять восстанавливают мир с нами, не обращая внимания на прежнее разногласие; и тех, которых прежде презирали как слабых и отверженных, опять уже почитают товарищами. Поэтому-то Лот (см.: Быт. 19, 1) и Иисус (см.: Нав. 5, 14-15) почитают Ангелов и не слышат от них запрещения на почтение; но Иоанн в своем Апокалипсисе хотел сделать поклонение Ангелу, однако ж этот самый Ангел запретил ему делать не должное почтение, говоря: виждь, ни: клеврет [3] бо твой есмь и братии твоея (Апок. 22, 9). Что же это значит, что до пришествия Искупителя Ангелы приемлют поклонение от людей и молчат, а после избегают поклонения, если не то, что страшатся видеть перед собою поверженным естество наше, которое прежде презирали, после того как видят оное превознесенным выше себя? Они как бы не смеют презирать той слабости, которую в Царе неба чтут выше себя. Не считают недостойным иметь человека товарищем те, которые поклоняются Богочеловеку. Итак, возлюбленнейшая братия, постараемся, дабы не оскверняла нас никакая нечистота, если мы по вечному предведению сограждане Бога и равны Ангелам Его. Усвоим свое достоинство нравом; да не располагает нас к себе никакая роскошь; да не осуждает нас никакой гнусный помысл; да не грызет душу злоба; да не истребляет ржавчина зависти; да не напыщает гордость; да не терзает честолюбие земными утехами; да не воспламеняет гнев. Ибо люди наименованы богами. Итак, защищай себя, человек, против пороков честью Бога, потому что ради тебя человеком соделался Бог, Который живет и царствует во веки веков. Аминь. [1] Вои небесные — Ангелы. [2] Всякая плоть — трава. [3] Клеврет — друг, товарищ. Текст приводится по изданию: Святитель Григорий Двоеслов. Беседы на Евангелия: В 2-х книгах. М.: Издательство Московского Подворья Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, 2009. С. 65-68.
Рекомендуем также: Святитель Лев Великий, папа Римский. Слова на Рождество Христово Copyright © 2006-2011 Библиотека "Халкидон" |