|
Библиотека “Халкидон” ___________________ С. В. Булгаков Рождество Христово, 25 декабря (7 января н. с.) Из "Настольной книги для священнослужителей. Неперемещаемые Праздники" Историко-экзегетическое описание праздника В настоящий день празднуется Рождество Господа нашего Иисуса Христа (в 5508 г. от сотворения мира) в Вифлееме от Приснодевы Марии (Мф. 1:18-25, 2:1-12; Лук. 2:1-20). Начало установления этого праздника принадлежит самым первым временам Церкви. По общепринятому мнению, праздник Рождества Христова древнее в церквах западных, нежели восточных; но это должно разуметь только о времени празднования праздника — 25 декабря. В церквах же восточных до IV в. он праздновался 6-го января и был известен под именем Богоявления. Этот праздник имел особый характер и был посвящен не воспоминанию собственно рождества Христова или крещения, но вообще явлению Бога во плоти, откровению во Христе и чрез Христа Божественной благодати, отчего и назывался Богоявлением или, точнее, явлением - έπιφάνεια. Первоначальным основанием праздновать Рождество Христово 6 января служило не историческое соответствие этого числа с днем рождения Господня, который и для древности оставался неизвестным, а таинственное понимание соотношения между первым и Вторым Адамом, между виновником греха и смерти и Начальником жизни и спасения. Второй Адам, по таинственному созерцанию древней Церкви, родился и умер в тот же день, в который сотворен и умер первый Адам, — в шестой, которому соответствовало 6 января, первого месяца года. Только с IV века между восточными и западными Церквами устанавливается единство относительно времени празднования, именно 25 декабря. Впервые в таком виде праздник Рождества Христова был введен в церкви Константинопольской, как полагают, в восьмом десятилетии IV в. (377-380 г.), чему особенно способствовал своей энергией и силой красноречия святой Иоанн Златоуст; а отсюда этот праздник распространился по всему православному Востоку. Уже самим предметом праздника указывается и цель установления его, а именно: воспоминание и прославление рождения Господа нашего Иисуса Христа по плоти от Пресвятыя Девы Марии. Это — первоначальная и основная цель установления праздника. К ней очень рано присоединяется и другая: в точном установлении праздника посредством раскрытия истинного учения о воплощении и рождении Спасителя дать противодействие заблуждениям еретиков: евионитов, докетов и василидиан. По причине этих лжеучений и в самом празднике 6 января древняя Церковь обращала главное внимание на воспоминание события рождества Христова, как собственно явления Бога во плоти. В IV в., с появлением и распространением арианства, для православной Церкви явилось новое и сильнейшее побуждение прославить событие Рождества Христова. Наконец, отнесением праздника на 25 декабря Церковь имела в виду дать противовес языческому культу и предохранить верующих от участия в нем. Известно, что у римлян на 25 декабря падал праздник, так называемый dies natalis Solis invicti [лат. "день рождения Непобедимого солнца"], служивший выражением мысли о постоянно возвращающемся на лето и как бы обновляющемся солнце и бывший днем разнузданных увеселений народа, днем забав для рабов и детей и пр. Таким образом, сам по себе этот день был как нельзя более приличен для воспоминания события Рождества Иисуса Христа, Который в Новом Завете часто называется солнцем правды, светом мира, спасением людей, победителем жизни и смерти, а предосудительное языческое празднование его было достаточным побуждением для Церкви облагородить его по смыслу возвышенного христианского воспоминания. Поэтому-то уже древняя Церковь, отрицая тождество двух сходных праздников — языческого и христианского, усвояет празднику Рождества Христова значение наглядного и выразительного отречения от языческих суеверий и обычаев. Утверждая нашу веру в величайшую тайну воплощения Господа нашего Иисуса Христа и обличая всех еретиков, искажавших своим суемудрием этот догмат, Святая Церковь, празднуя Рождество Христово, в своих песнопениях изображает этот праздник, как день всеобщей радости, "яко родися днесь Спас, Иже есть Христос Господь" (Лук. 2:10-11). "Небо и земля, - восклицает Святая Церковь, - днесь пророчески да возвеселятся"; "играет вся тварь рождшагося ради в Вифлееме Спаса Господа: яко всякая лесть идольская преста, и царствует Христос во веки". Вместе с тем Святая Церковь празднованием Рождества Христова нравственно поучает нас святой жизни, достойной родившегося Господа. "Родися нам днесь Спас, Иже есть Христос Господь", "нас ради человек и нашего ради спасения", и мы, празднуя ныне это рождение Христа Господа, естественно, должны возгреть в себе решимость возродиться от жизни греховной к жизни святой и богоугодной. Снисшедший на землю Господь наш Иисус Христос вступил в благодатное сродство с нами и "не стыдится братию нарицати" нас (Евр. 2:11); но, чтобы нам быть достойными этого высокого общения и союза, чтобы не отвергнуть от себя снисшедшего с небес Господа, нам необходимо удаляться от тьмы греха и приближаться к свету веры, благочестия и добрых дел. Не в славе и великолепии, а в нищете, убожестве и уничижении является в мир Создатель и Владыка неба и земли; не роскошные палаты, а убогий вертеп приемлет Царя царствующих и Господа господствующих. Этим показывается нам величие смирения, нищеты, кротости, простоты и пагубность гордости, богатства, тщеславия и роскоши. Удостаиваются первыми услышать благовестие ангелов о рождении Спасителя мира и первыми поклониться Ему простые Вифлеемские пастыри, а после них мудрые Восточные волхвы, и таким образом у яслей Спасителя мы видим два рода людей - пастырей и волхвов, т. е. людей самых простых и людей самых образованных. Этим внушается нам, что Господь приемлет всех и каждого: приятна Ему и простота бескнижная, когда она соединена с верным исполнением своего звания, с чистотой совести и жизни; не отриновенна у Него и мудрость человеческая, когда она умеет подчинить себя озарению свыше и употребляет свои познания во славу Божию и на пользу ближних. Это научает каждого довольствоваться своей участью и вместе с тем показывает, что никакое звание и состояние не препятствует приближаться к Богу, что честный и усердный труд, одушевляемое верой и упованием на Бога совестливое исполнение обязанностей всегда благоприятно Богу и привлекает Его благословение, что пред очами Божиими драгоценны не внешние преимущества в свете, а чистота сердца и совести, кротость и смирение духа, покорность и послушание закону Божию, терпение и благодушие, упование и преданность воле Божией, незлобие и доброжелательство к ближним, хождение пред Богом во всех заповедях и оправданиях Его беспорочно, что эти драгоценные качества не принадлежат исключительно какому-либо сословию, что во всех званиях и состояниях человек может быть угоден Богу, если будет благоугождать Ему словом и делом, желанием и помышлением. Вообще, живописно изображаемое в праздничном богослужении событие явления Бога во плоти со всеми сопровождавшими его обстоятельствами представляет собой неисчерпаемый источник для нашего назидания. Воспоминание избавления Церкви и державы Российской от нашествия галлов и с ними двунадесяти язык. В русской православной Церкви торжественность Богослужения праздника возвеличивается еще воспоминанием поражения французов и бегства их из России в 1812 г. Молитвословия дня Тропарь, гл. 4 Рождество Твое, Христе Боже наш, возсия мирови свет разума: в нем бо звездам служащии звездою учахуся Тебе кланятися, Солнцу правды, и Тебе ведети с высоты Востока. Господи, слава Тебе! Кондак, гл. 3 Дева днесь Пресущественнаго раждает, и земля вертеп Неприступному приносит; ангели с пастырьми славословят, волсви же со звездою путешествуют: нас бо ради родися Отроча Младо, Превечный Бог. Величание Величаем Тя, Живодавче Христе, нас ради ныне плотию рождшагося от Безневестныя и Пречистыя Девы Марии. Утреннее Евангелие: Мф. 1:18-25; 2 зач. Апостол: Гал. 4:4-7, 209 зач. Евангелие: Мф. 2:1-12, 3 зач. Богослужебные указания Праздник Рождества Христова есть двунадесятый праздник. Он имеет 5 дней предпразднства (с 20 по 24 дек. [здесь и далее даты приводятся по старому стилю]) и 6 дней попразднства; отдание его бывает 31 декабря; кроме того, он предваряется и заключается особыми субботами и воскресными днями (см. 11, 18 и 26 дек.). В некоторых Месяцесловах он называется "пасхою тридневною". По величию воспоминаемого события этот праздник празднуется торжественнее всех праздников, за исключением Пасхи. В течение трех дней (25-27 дек.) Святая Церковь призывает своих чад к Богослужениям праздничным звоном. Святой Иоанн Златоуст называет праздник Рождества Христова "честнейшим и важнейшим всех праздников", "материю всех праздников". Бдение на праздник Рождества начинается великим повечерием (в котором, однако, опускаются конечные молитвы) вместо вечерни, которая уже отправлена вместе с литургией. На этом повечерии Церковь свою духовную радость выражает особенно пением пророчественной песни: "С нами Бог". По прочтении великого славословия, бывает лития и благословение хлебов, а затем совершается утреня; на ней после 50 псалма, вместо "Молитвами Апостолов" и "Молитвами Богородицы", поется на "Слава" "Всяческая днесь", на "И ныне" — тоже (но конец другой: "Христос родися в Вифлееме"), затем поются: "Помилуй мя, Боже" и стихира праздника. На 9-й песни, вместо "Честнейшую", поются припевы праздника. Литургия совершается "по рану, труда ради бденнаго". На литургии положено "входное": "Из чрева прежде денницы"; вместо "Трисвятого" поется "Елицы во Христа крестистеся"; вместо "Достойно" ирмос "Любити убо", с припевом перед ним: "Величай, душе моя, Честнейшую и Славнейшую Горних воинств Деву Пречистую Богородицу". Отпуст — особый. "Если случится Рождество Христово в воскресенье, воскресно ничтоже поем". В праздник Рождества, хотя бы он случился в среду или пятницу, мирянам разрешается мясо, а монахам — сыр и яйца. "От Христова Рождества до дня Богоявления никакоже пост, ни коленопреклонения бывают ниже в церкви, ниже в келлиях". Источник: www.holytrinitymission.org
Рекомендуем также: Святитель Филарет (Дроздов), Митрополит Московский. Слово на Рождество Христово (1812 год) Copyright © 2006-2011 Библиотека "Халкидон" |