|
Библиотека “Халкидон” ___________________ Святитель Лука Крымский (Войно-Ясенецкий) Слово в неделю 35 по Пятидесятнице «Горé имеим сердца» Уже не за горами Великий пост. И сегодня хотелось бы поговорить о том, какой настрой должно иметь христианину, готовящемуся вступить на путь святой Четыредесятницы. После чудесного насыщения пяти тысяч человек пятью хлебами и двумя рыбками Господь Иисус Христос повелел ученикам Своим отплыть на другую сторону озера, в Капернаум, а Сам ушел в горы помолиться. И проплыв двадцать пять или тридцать стадий при сильной буре на озере, будучи в страхе, ученики увидели Иисуса, идущего к ним по воде, и испугались еще сильнее. Они хотели принять Его в лодку; и тотчас лодка пристала к берегу, к которому плыли. Это великое чудо хождения по водам Господь сотворил дважды, и сотворил не для народа, а для Своих учеников. Народ же, оставшийся на другой стороне озера, видел, что отплывали одни только апостолы, а Иисус остался, что не было никакой другой лодки, кроме той, в которую вошли ученики Господа, и, тем не менее, вскоре узнал, что Господь уже в Капернауме. Началось волнение, все спрашивали друг друга: «Как Он переплыл на ту сторону? Что за дивное происшествие?» — и никто ничего не мог сказать. Между тем из Тивериады пришли другие лодки, и люди поплыли в Капернаум, и, увидев там Иисуса, спросили Его: «Равви! Когда Ты сюда пришел?» (Ин. 6, 8-25). Что же ответил им Иисус? Он не стал объяснять, когда и как сюда пришел, но вместо того, чтобы удовлетворить их любопытство, вместо простого ответа на их вопрос Господь сказал удивительные слова: Истинно, истинно говорю вам: вы ищете Меня не потому, что видели чудеса, но потому, что ели хлеб и насытились; заботьтесь не о пище тленной, но о пище, пребывающей в жизнь вечную, которую дает вам Сын Человеческий; ибо на Нем положил печать Свою Отец, Бог (Ин. 6, 26—27), — призывая их мыслить не о земных, но о духовных благах, которые Он принес людям и ради которых только и нужно к Нему прибегать. Люди были ошеломлены таким необычайным ответом, мысли их сразу переменились, исчезло их любопытство. И вот они, поняв, что Он призывал их к делам Божиим, спрашивают Его: «Что нам делать, чтобы творить дела Божии?» И Иисус отвечает: Вот дело Божие, чтобы вы веровали в Того, Кого Он послал (Ин. 6, 29). Он, конечно, имел в виду Себя Самого, посланного Отцом. Но они не поняли, они не знали, почему Он так говорил. Они видели в Нем только чудотворца, они полагали, что это один из пророков, чудесным образом воскресший, но не думали, что это Сын Божий. Поэтому спросили Его: «Какое же Ты дашь знамение, чтобы мы увидели и поверили Тебе? Что Ты делаешь? Ты говоришь о каком-то Сыне Человеческом, Который даст нам жизнь вечную, почему мы должны верить этому? Отцы наши ели манну в пустыне, как написано: «Хлеб с неба дал им есть». Вот у отцов наших было свидетельство о том, что они находятся под великим попечением Божиим: манна падала с неба и питала их. А Ты чем докажешь Свое высшее происхождение?» Иисус же сказал: Истинно, истинно говорю вам: не Моисей дал вам хлеб с неба, а Отец Мой дает вам истинный хлеб с небес. Ибо хлеб Божий есть Тот, Который сходит с небес и дает жизнь миру (Ин. 6, 30-33). Глубокий духовный смысл этих поразительных слов они также не смогли понять. Они услышали только то, что Иисус говорит о каком-то чудесном хлебе, который сходит с небес для них по воле Отца Небесного и, питаясь которым, они будут освобождены от труда для добывания хлеба насущного. И потому они сказали Ему: «Господи! Подавай нам всегда такой хлеб». Иисус же сказал им: «Я есмь хлеб жизни; приходящий ко Мне не будет алкать, и верующий в Меня не будет жаждать никогда» (Ин. 6, 35). Далее Господь говорит о том, что только те, которые будут есть этот Хлеб, т.е. будут есть Плоть Его и пить Кровь Его, наследуют жизнь вечную. Начинается смятение среди слушающих: «Что Он говорит? Какие странные слова! Как можно это слушать!?» И многие соблазнились о Нем, говоря, что это слова человека не в своем уме, и ушли от Него. И только святые апостолы остались верны своему Учителю, и когда Иисус спросил их: Не хотите ли и вы отойти? — Симон Петр отвечал Ему: Господи! К кому нам идти? Ты имеешь глаголы вечной жизни (Ин. 6, 60-68). Так же Господь Иисус поступал и во многих других случаях: нередко Он совсем не отвечал на заданный Ему вопрос, вместо ответа произнося поразительные, таинственные, полные глубочайшего смысла слова. Особенно это проявилось в беседе с Никодимом, таинственной, глубочайшей, полной великого значения. Так было и тогда, когда Господь находился в Иерусалимском храме, куда на поклонение из всех стран пришли те, кто принял веру иудейскую, а также и некоторые еллины, то есть греки. Они подошли к Филиппу, который был из Вифсаиды Галилейской, и просили его, говоря: «Господин! нам хочется видеть Иисуса» (Ин. 12, 21-24). Филипп сам не посмел тревожить Господа, зная, как высоко всегда настроены Его мысли, и тогда он идет и говорит о том Андрею; и потом Андрей и Филипп сказывают о том Иисусу (Ин. 12, 22). Что же Иисус ответил на вопрос? Сказал ли, что могут подойти к Нему и видеть Его? Нет, Он как бы не слышал вопроса, вот его слова: Истинно, истинно говорю вам: если пшеничное зерно, падши в землю, не умрет, то останется одно; а если умрет, то принесет много плода (Ин. 6, 24). Не раз бывало и так, что среди беседы с учениками Господь вдруг останавливался, когда, казалось бы, никто не мог этого ожидать, и говорил о том, что Он будет отдан во власть грешников, первосвященников и книжников, что будут бить Его, что распнут Его на Кресте. Внезапны, совершенно неожиданны переходы мысли Господа нашего Иисуса Христа. Что это значит? Почему речь Иисуса вообще и всегда так непохожа на речь обыкновенных людей? Потому что Духом Своим, мыслями Своими, сердцем Своим Он жил всегда неизмеримо выше той плоскости земной, в которой живем мы все, ибо Он Истинный Бог. Он был занят мыслями, которые совсем несвойственны обычным людям: мыслями о Своем высшем призвании, о тех страшных страданиях, которыми Он искупит от власти диавола род человеческий. Мысли Его не спускались на землю, они всегда были высоки и необычайно глубоки. Вы, может быть, спросите: как же нам, живущим в повседневной суете, можно быть высоко настроенными мыслями, подобно Господу Иисусу Христу, ведь мы часто слышим, что Он должен быть для нас примером. Конечно, такой Божественной высоты, которую являл нам Господь Иисус Христос, никто из земнородных достичь не в силах, но Его Божественные речи, постоянное пребывание мысли у Престола Божия и для нас могут быть примером. Разве не слышим мы на каждой Литургии: «Горе имеим сердца!»? Горé, т. е. к Престолу Божию, к небесам вознесем сердца наши! Ибо можно вознести сердца и мысли к Богу, если захотеть, если приложить к этому большой труд, так чтобы освободиться от грязных уз повседневной земной жизни, можно настроить свои мысли высоко, можно усердно читать Св. Писание, ходить в храм Божий и поучаться там тому, чтобы дух свой возносить горé. Мы знаем, что много было праведных людей, которые, посвящая себя Богу, уходили от суеты мирской и в непрестанной молитве неизмеримо возвышались духом над земной обыденностью, которые до некоторой степени уподобились в этом отношении Самому Господу Иисусу Христу, потому что исполняли заповедь апостола Павла: О горнем помышляйте, а не о земном (Кол. 3, 2). Значит, и каждый из нас может и должен заботиться об этом, чтобы не влачить свою жизнь в грязи земной. Обратим внимание и на то, что иудеи не понимали слов Господа, раздражались, отворачивались от Него, считая Его безумным. Нечто подобное продолжается и до сих пор. И теперь огромное число людей, не верующих в Господа Иисуса Христа именно так относятся ко всему, что написано в Евангелии. Они не вмещают его в себя; оно кажется им диким, непонятным, ни на что не похожим. И они отбрасывают Евангелие в сторону, говоря: «Что за нелепость! Зачем это читать?» — и погибают погибелью вечной. Это нам тоже поучение. Да не будет никто из нас так дерзок, так низок душой, чтобы говорить о словах Христовых, что это нелепость. Пусть сердце наше всегда будет проникнуто величайшим благоговением и любовью ко Христу. И Он нас всему научит, даст великую премудрость, возьмет за руки и поведет в царство Свое. Аминь.
11 февраля 1945 г.
Текст приводится по изданию: Святитель Лука Крымский (Войно-Ясенецкий). «Принесем Тебе любовь нашу». Беседы в дни Великого поста. М.: Издательство имени святителя Игнатия Ставропольского, Приход храма Святаго Духа сошествия, 2003. С. 3-9.
Рекомендуем также: Краткое житие святителя Луки Крымского Священномученик Сергий (Мечев). Неделя о блудном сыне Протопресвитер Александр Шмеман. Постная триодь - богослужебная книга Великого поста
Copyright © 2006-2011 Библиотека "Халкидон" |