• На главную страницу
  • Суеверие. Псевдоблагочестие. Лженаука
  •  

    Библиотека “Халкидон”

    ___________________

    Юлия Коминко

    Одна бабка сказала, или Что в Церкви нужно пропускать мимо ушей

     

    Церковные предрассудки давно уже живут самостоятельной жизнью — полнокровной и независимой. Можно только удивляться, как люди привязаны к бесконечной череде придуманных собой же запретов и предписаний, так бережно хранят их, передавая из уст в уста…

     

    Наверняка, каждый, кто в своей жизни переступал порог православного храма, имел удовольствие выслушать от благообразных старушек на лавочках всю правду о себе, своем внешнем виде и даже иногда о своих родственниках. «Наши незабвенные бабушки», — так ласково назвал один московский священник это яркое и уникальное явление в Православной Церкви. Особенно страдают от него те, кто впервые приходит в храм, топая на высоких каблучках или шелестя модными джинсами. Но «наши бабушки» не просто незабвенные, а еще и недремлющие, непримиримые, неумолимые и беспощадные. Они воспринимают церковь, куда испокон веков ходят, как закрытое и уже занятое ими место под солнцем. И потому не только свято блюдут все установленные здесь порядки, но еще и «выживают» новичков, как нечто угрожающее и чрезвычайно вредное.

     

    Суеверия от усердия

    Именно бабушки играют решающую роль в создании и распространении всевозможных суеверий и предрассудков. Они являются устными источниками информации и как старожилы пользуются огромным доверием у верующей части населения. Люди вместо того, чтобы общаться с Богом, слушать священника, начинают обращать внимание на внешнюю сторону, и пребывание в церкви, благодаря суевериям, превращается в набор необходимых магических действий. Все богослужение и требы обрастают массой необъяснимых и бессмысленных ритуалов, действий и противодействий, заглушающих истинный смысл и значение.

    Так, например, в одном селе под Киевом, местные прихожанки считают, что в церковный двор можно заходить только через центральные ворота, но никак не через боковую калитку. Почему, спрашивается? И отчего нельзя в храме просто поставить свечу, перекрестившись и прочитав молитву, а нужно обязательно сделать это определенной рукой, с определенной стороны, чтобы свет падал так-то, и к иконе нужно было бы стоять таким-то боком.

     

    Гроб на чердаке

    Суеверия касаются абсолютно всех сфер нашей жизни. Но самые из них неординарные относятся к смерти и похоронам. Многие люди считают, что если к умирающему позвать священника для исповеди, соборования и Причастия, то человек после этих таинств обязательно умрет. Поэтому родственники из лучших побуждений «не травмировать» тяжелобольного стараются не приглашать батюшку, а когда зовут, бывает уже слишком поздно. Из-за таких вот ошибочных представлений человек отправляется в мир иной неподготовленным.

    Наряду с очень опасными для спасения души поверьями можно встретить и просто смехотворные. Иногда человек заранее готовит себе гроб, который, как правило, хранят на чердаке. Считается, что пустой гроб, сделанный по меркам владельца, постепенно начинает «тянуть» его в себя. И человек, как правило, быстрее уходит из жизни. Чтобы этого не произошло, в гроб нужно насыпать опилки, стружки, зерно. После смерти человека все это нужно закопать в яму. А если таким зерном кормить домашнюю птицу, то она станет болеть. Удивительные наблюдения!

    А еще говорят, что стружки, оставшиеся после изготовления гроба, лучше всего закопать в землю или, в крайнем случае, бросить в воду, но только не сжигать. Интересно, почему? Также удивляют и наставления вроде не касаться себя руками при виде покойника, иначе на местах прикосновения появятся опухоли; не стирать, не подметать, если в доме покойник; здороваться только поклоном головы, а не голосом и другие непонятные церемонии. Можно натолкнуться и на совсем нелепые вещи: во время похорон нельзя грызть семечки — будут болеть зубы. Как будто кто-то на похоронах это делает!

     

    Из храма — к гадалке

    Все суеверия и предрассудки растут из языческого сознания, которое по-настоящему не верит в Бога, не доверяет Ему, пытается подстраховаться. Люди могут ходить в храм так же часто, как к гадалкам и знахарям, признавая за Богом право «жить на небе», а земные дела предпочитая решать своими силами.

    Такие женщины приходят в храм и спрашивают у служителей, на каком из подсвечников поставленная свеча будет «лучше работать». Такие мужчины знают, что нельзя стоять в церкви, скрестив руки, потому что перекроются энергетические каналы через купола с космосом, и тогда даже может пошатнуться здоровье. Такие люди знают, что если поп в черной рясе переходит дорогу, то будет несчастье, поэтому нужно его обойти. Хотя естественное желание верующего было бы подойти к священнику под благословение.

    «Православные», которые относятся к Церкви как к одному из способов улаживать дела, преспокойно приходят после богослужений к знахарям, у которых в доме полным полно красивых дорогих икон. А потом эти же знахари идут в храм и подолгу стоят у чудотворных православных святынь, чтобы «подзарядиться», «нахватать» энергии.

    Суеверия и предрассудки крепко-накрепко вплелись в нашу повседневную жизнь, и потому так обидно, когда еще и Церковь, утешение наше, которая «не от мира сего», оказывается впутанной в порождения примитивного человеческого ума. Пускай мы не выносим мусор и не одалживаем деньги после захода солнца, но венчаться, крестить детей, исповедоваться и Причащаться хочется без комментариев посторонних, без поверий и пророчеств. Ступать на рушник должны оба одновременно, и без раздумий о том, кто будет главой семьи — понятно, что муж. Крестить ребенка может и незамужняя девушка, и младенец при этом не заберет себе ее счастья. И в церковь должно быть все равно, через какие врата заходить. Главное, что приходим мы к Богу, Ему одному поклоняемся, и Его одного славим.

     

    Суеверия, которые можно в храме услышать, но не нужно слушать:

    Свечу нельзя передавать или ставить левой рукой, только правой, а не то Бог накажет;

    если свеча, которую поставили, погасла — у этого человека будет несчастье;

    обпаливать нижний конец свечи для устойчивости на подсвечнике — смертный грех;

    нельзя гасить догорающую свечу пальцами, а только, переворачивая, тушить об подсвечник;

    если переставлять поставленные кем-то свечи — то можно отнять счастье у тех, кто их ставил;

    есть свечи «заздравные», а есть «заупокойные» — и путать их категорически нельзя, не то будет беда;

    если на венчании упала свеча или обручальное кольцо — возможно или несчастливая жизнь в браке, или ранняя смерть одного из супругов;

    если в храме трещат лампады у икон — кто-то наводит порчу на прихожан;

    в храме нужно находиться с покрытой головой, потому что к волосам женщин бесы цепляются;

    если есть проблемы с желудком, лучшее средство — Причастие. Оно же помогает и при низком гемоглобине.

     

    Источник: Официальный сервер УПЦ "Православие в Украине"

     

     

    Рекомендуем также:

    Православный этикет (на приходе, в монастыре, на приеме у епископа, вне церковных стен)
    Протоиерей Александр Авдюгин. Ритуальные страхи
    Иерей Дионисий Свечников. Иерусалимский хлеб, или Закваска от лукавого
    Распространение "закваски из Киево-Печерской Лавры" – спекуляция на авторитете монастыря
    Протодиакон Андрей Кураев. Постсоветская архаика
    Екатерина Громовая. Зачарованные суевериями (О страшилках, связанных с обрядом похорон)
    Свечи и их значение
    "Сретенские" свечи и чин их освящения
    Н. Нахимов. Краткие сведения из истории православного богослужебного чина
    Что такое "четверговая соль"?

     

    Copyright © 2006-2011 Библиотека "Халкидон"
    При использовании материалов сайта ссылка на halkidon2006.orthodoxy.ru обязательна.

    Mail.Ru Сайт расположен на сервере 'Россия Православная' Rambler's Top100