|
Библиотека “Халкидон” ___________________ Диакон Андрей Кураев Постсоветская архаика Примитивнейшая форма религиозности - “культ предков”. Именно он является самым массовым культом в постсоветской России — о чем свидетельствуют нескончаемые вереницы автобусов, отправляемые городскими властями на пригородные кладбища в день Пасхи (и это при том, что церковные правила не предполагают никаких заупокойных молитв в девятидневном промежутке от Пасхи до Радоницы!).Не менее архаичная форма религиозности — тотемизм, предполагающий зависимость человека от некиих зверушек (телезрителям тотемные верования знакомы по рекламному ролику: “Я — Белый Орел!”). Но разве не тотемизмом является повальный интерес к “восточным календарям”, когда люди с гордостью свидетельствуют о себе: “Я — Крыса!” — “А я — Скорпион! Приятно познакомиться!”? Люди поистине не слышат, что они говорят. Нарасхват идут статьи, носящие прямо-таки неприличные названия — “Какое ты дерево?”. Запредельного градуса эти языческие игрища достигают в предновогодние дни. Тут их масштаб таков, что впору проводить языковую реформу. И вместо традиционного “С новым годом” поздравлять: “С новым гадом!” Например: “Закончился год Голубой Свиньи! Начинается год Красной Крысы! С новым гадом вас, дорогие товарищи!”Помнится, еще апостол Павел что-то говорил о людях, которые, “называя себя мудрыми, обезумели” и вместо Бога воздвигли подобия “птицам, и четвероногим, и пресмыкающимся, и служили твари вместо Творца” (Рим. 1, 23-25).Еще одна форма религиозной архаики — это шаманизм. Но что же есть нынешний “кашпир во время чумака”, как не форма шаманизма? Так что надо отдавать себе отчет в том, что не столько православие пробуждается и набирает силу на просторах России, сколько архаика. Язычество.Поставим хотя бы мысленный эксперимент. Представим, что средний “россиянин” оказался в ситуации важного жизненного выбора (менять квартиру или нет, переезжать в другой город или нет, сохранять семью или нет, менять ли место работы…). И вот он решил заручиться санкцией Небес на свой поступок. Вопрос: куда он пойдет за искомым благословением? Варианты ответа: 1) обратится к православному священнику с просьбой дать совет и благословение; б) раскроет Библию, чтобы в ней попробовать найти ответ; 3) пойдет к гадалке; 4) раскроет гороскоп… Достаточно очевидно, что средний обыватель выберет последние два варианта. Это и означает, что живем мы в стране практикующего язычества[1].От абсолютного нуля нам теперь предстоит подниматься к вершине . Направление этого движения достаточно точно передано названием одной из книг прот. Александра Меня: “От магизма к единобожию”. Только теперь это уже не вектор, описывающий движение далекой истории, но вектор предполагаемого будущего. Нескольким поколениям теперь предстоит проходить этот трудный путь от шаманизма к Заповедям Ветхого Завета. Затем еще нужно будет дорасти до Евангелия. Потом станут понятны святые отцы Православия…Примечания: [1] По данным Центра социологических исследований МГУ: “Среди респондентов в возрасте 18-24 лет в колдовство, порчу, дурной глаз верят 62,5%, в предсказания астрологов 35,6%, в спиритизм 28%. Среди этой же возрастной группы причащаются в церкви 26%, верят в воскресение Иисуса Христа 40%. По данным телефонных опросов 1993-1996 гг., в колдовство, спиритизм, астрологию верят не меньше, а то и больше из 1000 опрошенных москвичей, чем в христианские догматы. И что самое удивительное, это не две разные категории людей, верящих либо в колдовство, либо в Христа, а одни и те же верующие” {Варзанова Т. Во что верят россияне. Колдовство и оккультизм пока уверенно лидируют // НГ—религии. М., 1997, февраль). “В астрологию верят 26 % православных. В спиритизм — 18%. Стоит обратить внимание на то, что если в колдовство, порчу и дурной глаз верят 47% христиан, то в дьявола только 32%. Значит, далеко не все считают магические чары пособничеством дьявольских сил. Атеисты в 2—4 раза меньше подвержены влиянию суеверий, оккультизма, сатанизма. Так, соотношение верящих в колдовство среди верящих и атеистов соответственно 57% и 21%, в астрологию— 29 и 15%, в спиритизм - 25 и 6 %. Более того, распространенность веры в колдовство среди верующих прямо пропорциональна частоте посещения ими церкви. Так, численность верящих в колдовство, порчу, дурной глаз почти одинакова среди посещающих церковь еженедельно (54%), 2-3 раза в месяц (59%), 1 раз в месяц (50%), 2-5 раза в полгода (54%); снижается она только среди посещающих церковь довольно редко – 1 раз в полгода и 1 раз в год (соответственно 41 и 40%), еще ниже становится среди тех, кто вообще не посещает церковь (31%), хотя, казалось бы, все должно быть наоборот. Верящих в астрологию, гороскопы также максимальное и почти неизменное число среди наиболее частых прихожан: среди посещающих церковь еженедельно – 34%, 2-3 раза в месяц – 39%, 1 раз в месяц – 34%. Среди тех, кто не ходит в церковь, верящих в предсказания астрологов вдвое меньше – 16%. Тот факт, что распространенность суеверий и оккультизма среди верующих прогрессирует по мере увеличения частоты посещения ими церкви, свидетельствует о слабом влиянии духовенства даже на постоянных прихожан, которые выходят из храма с теми же заблуждениями, что и пришли” (Варзанова Т. Во что верят прихожане? Религиозное сознание современных верующих // Русская Мысль, 4.9. 97).
Copyright © 2006-2011 Библиотека "Халкидон" |