|
Библиотека “Халкидон” ___________________ Святой мученик Патрокл из Труа Память святого мученика Патрокла Трикассинского (Труасского), Галльского празднуется Православной Церковью 17/30 августа В III веке в галльском городе Трикассии [1] (ныне г. Труа, Франция) проживал христианин по имени Патрокл. Его дом, доставшийся ему после смерти родителей, находился на окраине города. Патрокл был богатым человеком. Но он не стремился к собиранию сокровищ на земле. Удалившись от всех удовольствий мирских, Патрокл помышлял лишь о снискании Царства Небесного. Он служил Богу днем и ночью, ибо возлюбил святой закон Его и проводил строго христианскую благочестивую жизнь. Будучи хорошо обучен наукам, он с усердием читал всегда Священное Писание и ежечасно преклонял колена свои на молитву. Пищу принимал он только один раз в день, в двенадцатый час, вознеся перед вкушением пищи славословия и молитвы ко Господу. Велико было его милосердие: богатства, которые имел Патрокл, раздавал он нуждающимся, вдовам и сиротам, и в особенности нуждающимся христианам, служившим Господу от всего сердца своего. Сей святой муж, проводивший жизнь свою в страхе Божием, в посте и молитве и во всяком богоугождении, получил от Господа власть повелевать бесами. Ему дарована была также благодать исцеления, так что он изгонял нечистых духов силою Христовой и исцелял различные болезни. В то время Римской империей правил Аврелиан (270-275 гг.). Прибыв из г. Сеноны (современный Санс) в Трикассий, он услышал о святом Патрокле. Император приказал арестовать его и привести к себе. Увидев Патрокла, он сказал ему: – Я слышал о твоем безумии; ты принял суетную веру и поклоняешься Тому, Кто был поруган людьми. Но святой ничего не отвечал на эти безумные слова. Тогда Аврелиан спросил его: – Какое имя ты носишь? Святой отвечал: – Мое имя – Патрокл. Аврелиан снова спросил: – Какую веру содержишь ты и какому богу поклоняешься? Святой Патрокл отвечал: – Я поклоняюсь Богу живому и истинному, обитающему на небесах и призирающему на смиренных; я поклоняюсь Тому Богу, Который знает все, прежде нежели что-либо совершилось. Аврелиан сказал: – Оставь безумие свое и поклонись нашим богам; ты будешь награжден за это нами честью и богатством и имя твое будет прославлено. Святой отвечал: – Я не знаю иного Бога, кроме Того истинного, Который сотворил небо, землю, море и все видимое и невидимое. Аврелиан сказал на это: – Докажи нам, истинно ли то, что ты говоришь? Патрокл отвечал: – Поистине справедливо все то, что я говорю; но так как вы все погибаете во лжи, то не хотите уверовать в истину, ибо ложь всегда ненавидит истину. Аврелиан сказал: – Я тебя предам огню, если ты не принесешь жертвы богам. Святой же отвечал: – Вот я приношу жертву хвалы, да и самого себя приношу в жертву Богу моему, Который благоволил призвать меня к мученическому подвигу за святое имя Свое. Тогда разгневанный Аврелиан приказал сковать руки и ноги мученика железными оковами, раскаленными на огне, бросить его в темницу и держать там до тех пор, пока он не измыслит способа погубить святого. Находясь в оковах, Патрокл молился Богу словами Псалмопевца Давида, говоря так: "Да будет же милость Твоя утешением моим, по слову Твоему к рабу Твоему" (Пс. 118: 76), "буду радоваться и веселиться о милости Твоей, потому что Ты призрел на бедствие мое" (Пс. 30: 8). Спустя три дня Аврелиан воссел на публичном судилище своем, приказал вывести мученика из темницы и представить ему на суд. Когда святой был приведен, император сказал ему: – Хулитель, иди, спаси скорее себя самого от смерти и принеси жертву богам. Мученик отвечал: – Господь наш спас от вечной смерти души рабов Своих; Он не оставит всех, уповающих на Него; если же ты желаешь получить что-либо из моих богатств, то я охотно их дам тебе, потому что вижу, что ты нищ. – Как осмеливаешься ты называть меня, императора, нищим, когда я имею бесчисленные сокровища? - сказал Аврелиан. Святой отвечал: – Ты имеешь богатства земные, скоропреходящие; но ты нищ, ибо ты не имеешь самого себя, так как ты не стяжал в сердце своем святой веры в Господа нашего Иисуса Христа; посему ты будешь осужден Судиею праведным, – Богом, – на мучения вместе с отцом твоим, диаволом. Аврелиан сказал: – Ты жестоко оскорбляешь меня и потому я не могу быть милостивым к тебе. – Для меня, - ответил мученик, - милостив Бог мой, Которому я служу с юных лет. Но горе тебе, когда ты будешь отведен на то место, где пребывает в мучениях диавол, коему ты ныне служишь; там увидишь ты вечные муки, уготованные тебе. Император сказал на это: – Я не понимаю того, что ты говоришь; понимаю только то, что ты в моих руках и нет никого, кто бы мог спасти тебя. Святой сказал: – В твоей власти находится лишь тело мое; души же моей ты коснуться не можешь, ибо никто не имеет власти над ней, кроме Единого Бога, создавшего ее, Который и сказал нам, рабам Своим: "не бойтесь убивающих тело, души же не могущих убить; а бойтесь более Того, Кто может и душу и тело погубить в геенне" (Мф. 10: 28). – А разве наши боги, - спросил Аврелиан, - не имеют такой же точно власти, ведь они для нас истинны, ибо они всегда дают ответы обо всем, о чем их спрашивают [2]; это они доселе попускают жить тебе, – своему врагу и хулителю. Святой сказал: – Какие боги у вас? Аврелиан отвечал: – К числу богов наших принадлежат и великий Аполлон, и могущественный Зевс, и мать богов Диана, ибо они без обмана предсказывают людям будущее. Святой же Патрокл сказал: – Что касается до Аполлона, которого ты называешь богом, то мы слышали от отцов наших, что он был пастухом фессалийского царя Адмета [3]. Относительно Зевса, которому ты поклоняешься как богу, нам известно, что он был человеком мерзким и нечестивым, прелюбодеем и грабителем; известно, что он сеял вражду и бесчинства среди людей, совершал убийства, да и умер позорнейшей смертью, так что земля не приняла трупа его. О Диане же, именуемой матерью богов ваших, кто не знал, что она беснование полуденное [4]! О окаянное безумие людей, ослепленных неверием, поклоняющихся суетному и пустому! Император сказал: – Мое терпение велико, ибо я до сих пор слушаю твои хулы. Но теперь я говорю тебе в последний раз: если ты не поклонишься и не принесешь жертв Аполлону, Зевсу и Диане, то я сейчас же предам тебя смерти. Мученик отвечал: – Нечестивый мучитель! Ты похож на разбойника, который убивает неповинного человека, тела же его пожрать не может. Так и ты, хотя и хвалишься, что предашь смерти мое тело, но не съешь его; а если бы ты даже и пожрал тело мое, то не посмел бы повредить моей душе. После этих слов святого охваченный гневом Аврелиан приказал казнить его через усечение мечом. При этом император приказал своим воинам совершить казнь в каком-либо болотистом месте, чтобы тело мученика не могло быть предано обычному погребению, но было бы съедено птицами и зверями. Воины повели святого Патрокла к болотистому берегу реки Секваны (Сены). Святой шел на смерть с веселием, молитвенно взывая: – Господи Иисусе Христе, не попусти телу моему погибнуть в том месте болотистом, но возвеличь пресвятое имя Твое, дабы оно было славно пред очами врагов Твоих, и дабы язычники не сказали: "Где же Бог их?" Услышь, Владыко Святый, молитву мою, как Ты услышал Моисея и Аарона, молившихся о людях Твоих и, разделив им море, Ты провел израильтян посуху (Исх. 14: 21-32); так и мне повели перейти реку сию, дабы тело мое нашло бы себе покой не в болоте: "извлеки меня из тины, чтобы не погрязнуть мне" (Пс. 68: 15): избавь меня от мучителей моих! Едва только святой произнес свою молитву, как помрачились глаза воинов, приведших его, так что они перестали видеть мученика. Святой же Патрокл, войдя в реку, пошел по воде. Река была весьма большой и глубокой, и, кроме того, уровень воды в ней поднялся после дождя. Но святой мученик шел по ней, а вода не достигала даже его колен. Перейдя на другой берег, святой взошел на гору, находившуюся там, и сказал: – Господь хранит души преподобных Своих и спасает их от рук грешников. Воины же, придя в себя и не видя узника, которого они вели, были охвачены изумлением и ужасом: ведь если император подумает, что они отпустили осужденного по своей воле, то предаст их казни. При этом некоторые из воинов подумали: – Как велик Бог человека того, ибо Он невидимо спас его от рук наших! Но другие сочли чудо за волшебство и говорили: – То был не человек, но некое привидение, ибо он бесследно исчез из наших глаз. Воины долгое время спорили об этом между собой, не решаясь возвратиться к императору. Некая женщина-язычница, переплывавшая в лодке реку, услышав спор воинов, сказала им: – Я видела на той стороне реки, на горе, христианина, которого вы ищете; он лежал ниц и молился Богу своему. Тогда воины, как говорится в житии св. Патрокла, "имея ноги, скорые к пролитию крови неповинной", переправились через реку на лодке и, взойдя на гору, нашли святого в том положении, как сказала им та женщина. Тогда старший воин сказал святому с досадой: – Поистине ты достоин смерти, ибо ты убежал от нас; но вот ты опять в наших руках; и теперь уже не убежишь от нас: ты будешь предан смерти; а если желаешь остаться в живых, принеси жертву богам нашим. Патрокл отвечал им: – Я не поклонюсь нечестивым бесам; я поклоняюсь только Богу единому. Воины сказали ему: – Какой бог у тебя, – рожденный или сотворенный? Святой сказал: – О заблуждение суетное! О неверие безумное! О речи неразумные! Кто из людей может что-либо сказать о Боге безначальном? Кто может поведать о Его происхождении? Он сказал - и все произошло; Он повелел - и создано было все, видимое и невидимое. Он послал Избавителя роду человеческому, Сына Своего Единородного, Господа нашего Иисуса Христа, пролившего за нас святую кровь Свою, дабы избавить нас от погибели и вечной смерти; но Господь воскрес в третий день из мертвых, вознесся на небо в присутствии учеников и послал им, как обещал, Святаго Духа. И веровать должно так, как учил Дух Святой устами Апостолов; ибо учение сие есть правое и истинное. Тот же, кто не верует учению сему, не увидит жизни вечной, но гнев Божий будет пребывать на том человеке вечно. Мы, христиане, твердо веруем и надеемся получить жизнь вечную от Христа, Бога нашего. Поэтому мы и страдаем за Него с любовию и умираем с готовностью, зная, что живем ли мы, умираем ли мы, принадлежим Господу. Все же, поклоняющиеся бесам, подобно вам, вместе с бесами будут ввержены в огонь геенский. В то время как Патрокл произносил эти слова, воины пришли в гнев и, назвав его хулителем своих богов, обнажили мечи, дабы убить святого. Мученик же сказал, обратившись к Богу: – В руки Твои, Господи, предаю дух мой; ибо Ты знаешь, что я умираю за имя Твое пресвятое. После сего воины отсекли святому мученику Патроклу мечом главу. Бросив главу мученика на далекое расстояние от тела, воины ушли… Свидетелями кончины мученика, слышавшими последние его слова, были двое стариков-нищих, находившихся поблизости от места казни, на горе. Они были христианами и получали ранее милостыню от рук святого. Когда воины ушли, нищие, хотя и очень боялись быть замеченными язычниками, взяли тело мученика и главу его и скрыли до вечера, а потом тайно поведали обо всем протопресвитеру Евсевию, служившему в Трикассии. Когда наступила ночь, Евсевий, взяв с собою диакона Ливерия, пришел к тому месту, где было скрыто тело св. Патрокла. Обвив чистой плащаницей святое тело мученика, они предали его погребению в ту же ночь, пропев подобающее псалмопение тихо и с немногими свечами, так как опасность от язычников еще не миновала. *** Традиционно кончина св. мч. Патрокла датируется временем правления императора Аврелиана (270-275 гг.) или с уточнением - около 275 г. Аврелиан не предпринимал гонений на христиан. Но случаи мученичества в его правление известны. Так, при Аврелиане пострадал за Христа священномученик Валентин, епископ Интерамский; в Галлии близ г. Санса были обезглавлены мученики Августин, Санкциан и Беата. По сообщению Евсевия Кесарийского, Аврелиан, вначале достаточно терпимо относившийся к христианам, "в дальнейшее свое царствование… изменился в мыслях: замышлял, по чьим-то советам, гонение на нас; об этом у всех было много разговоров" [5]. Аврелиан известен, в частности, тем, что "сделал попытку реанимации языческой религии; ввел в Риме культ ближневосточного бога Непобедимое Солнце, провозгласив его верховным божеством. Этот культ близок по происхождению к культу Ваала из Эмесы, который существовал при императоре Гелиогабале… Впервые в истории Аврелиан стал носить диадему и именоваться "господин и бог" (Dominus et Deus)" [6]. Отметим, что по-латыни Dominus означает также "Господь"… Культ Непобедимого Солнца был введен в 274 г. В этом же году Аврелиан восстановил власть Рима над отделившейся от него Галлией, провозгласившей себя Галльской империей. Мятежное войско было разбито Аврелианом в битве на Каталаунских полях (ныне Шампань). Выскажем предположение, что именно в это время император и мог побывать в Трикассии, и что датировать мученичество св. Патрокла можно 274 г. Добавим также, что существует предание, согласно которому св. Патрокл обратил к истинной вере язычника Савиниана (Сабиниана). Св. Савиниан Труасский также принял мученическую кончину чрез отсечение главы. Мощи св. Патрокла долгое время находились в Труа. В 960 г. они были переданы архиепископу Кёльнскому Бруно I. Архиепископ Бруно (носивший также титул герцога Лотарингского) был выдающимся государственным и церковным деятелем своего времени; он заботился об образовании духовенства и о сооружении церквей. В 964 г. мощи св. Патрокла были перенесены в немецкий город Зост. Они были положены в освященном во имя св. Патрокла соборе Зоста. Собор св. Патрокла (St. Patrokli Dom), построенный в романском стиле, - одна из главных достопримечательностей Зоста. Здесь, в соборе, в золотом реликварии честные мощи святого хранятся и поныне. Св. Патрокл (нем. Patroklus) является небесным покровителем Зоста. Его изображения можно видеть в Старом городе. Большая статуя св. Патрокла помещена на фасаде городской ратуши [7]. По традиции он изображается в виде воина. Частица мощей св. Патрокла находится в Дортмунде, в церкви св. Патрокла (Patrokluskirche) [8]. Имя "Патрокл" в переводе с греческого означает "слава отца". И поистине, прославив Отца Небесного своим благочестным житием и доблестным мученичеством, святой был прославлен от Него чудесами при жизни и по кончине своей. Примечания [1] Римское название города Труа - Augustobona Tricassium [2] "Император Аврелиан, как язычник, был уверен, что боги, в коих он веровал, могли предсказывать будущее; он не без намерения упомянул имя Аполлона, который считался у древних греков предсказателем будущего. Многие храмы, построенные древними греками в честь Аполлона, считались в то же время знаменитыми оракулами; более всего был известен оракул Дельфийский, оракул в Оробии, на острове Эвбее и в других местах; древние греки обращались к помощи оракула во всех серьезных и важных случаях как личной, так и общественной жизни: само собою понятно, что прорицатели, к коим обращались греки за советом, не могли предсказывать будущего, так как всегда давали сбивчивые и неясные ответы". http://www.pravoslavie.uz/Jitiya/8/17Patrokl.htm#5 [3] "В данном случае святой Патрокл имел в виду нелепые сказания древнегреческой мифологии". http://www.pravoslavie.uz/Jitiya/8/17Patrokl.htm#6 [4] "Бес полуденный, буквально "зараза, опустошающая в полдень"; быть может особая болезнь, вроде бешенства, вызываемая палящими лучами южного солнца (ср. Пс. 90: 6)". http://www.pravoslavie.uz/Jitiya/8/17Patrokl.htm#7 [5] Евсевий Кесарийский. Церковная история. VII, 30, 20. http://www.sedmitza.ru/text/433394.html [6] Воскобойников О. С., Попов И. Н. АВРЕЛИАН. http://www.pravenc.ru/text/62992.html [7] См.: A Short Encylopaedia of Soest. http://www.soest.de/en/soest/tourist/117040100000013243.php; Short Town Walk. http://www.soest.de/en/soest/tourist/117040100000013245.php [8] См.: http://forum.orthodox-europe.eu/index.php?PHPSESSID=h7d2c7lh326h0bsrtpdqoon7e3&topic=177.msg1845#msg1845 Источники: 1. Бруно I // Христианство. Энциклопедический словарь. М.: Большая Российская Энциклопедия, 1993. Т. 1. С. 310. Ссылки: Зеленый город Зост. http://nika-el.livejournal.com/143330.html © Е. М. Скитер, 2009
Рекомендуем также: Протодиакон Андрей Кураев Юрий Максимов. Зачем жить по заповедям? Или три заблуждения о христианской жизни Ольга Богданова. Парижская покровительница православных студентов Первый король Франции Вера Массалитина. Святая Радегунда и перенесение части Животворящего Креста Господня во Францию Copyright © 2006-2011 Библиотека "Халкидон" |