• На главную страницу
  • Православные святые Западной Европы
  •  

    Библиотека “Халкидон”

    ___________________

    Протоиерей Александр Рудаков

    Из книги "Краткая история христианской церкви"

    Распространение христианства во II и III веках. Распространение христианства в IV–IX веках. Монашеская жизнь на Западе.

     

    Распространение христианства во II и III веках

    Во II и III веках вера Христова продолжала распространяться и утверждаться преимущественно в тех же местах, в которых она существовала со времен Апостольских. Вновь она утвердилась в Персии, Карфагене, Британии и Галлии (именно: в Лионе и Вьене). В Персию она проникла из Едессы, в Карфаген и Британию – из Рима. В Галлию принесена была Пофином и Иринеем из Малой Азии. Из Карфагена она распространилась по Нумидии и Мавритании, из Вьена же и Лиона – по Германии и Галлии. Таким образом христианство распространилось по всем странам тогдашнего мира.

    Такому быстрому распространению христианства содействовали, во-первых, ревность и самоотвержение первых христианских проповедников; во-вторых, святая жизнь и поведение христиан, их взаимная братская любовь, непоколебимая твердость, уверенность в истине христианской веры и, в особенности, та радость, с которой они переносили страшные мучения за Христа; и в-третьих, всего более чудеса, совершаемые верующими. <...>

     

    Распространение христианства в IV–IX веках

    Христианство, утвердившись в Римской империи, перешло за ее пределы и утвердилось между многими иными народами Азии, Африки и Европы.

    В Азии обращены были армяне и грузины. Между первыми христианство было распространено (в IV веке) Григорием, просветителем Армении. Склонив к вере царя их Тиридата, он основал между ними многие церкви и христианские училища. В V веке Мисроб составил для них азбуку и перевел Библию на армянский язык. Грузины же обращены были благочестивой христианкой Ниной, нарочно для того пришедшей из Иерусалима. Привлеченный ею к вере царь грузинский Мириан крестил своих подданных и для устроения своей Церкви испросил у Константина Великого греческих епископов и пресвитеров.

    В Африке двое христианских юношей, Фрументий и Едезий, захваченные в плен абиссинцами, своей проповедью положили между ними начало Церкви (327 г.), распространившейся потом по Нубии и Эфиопии.

    В Европе христианство распространилось между готами и другими германскими племенами.

    Готы научились вере Христовой от пленных христиан еще в III веке. В IV веке (360 г.) епископ их Улфила составил готскую азбуку и перевел Библию на готский язык. Когда вестготы, теснимые гуннами, получили от Валента дозволение поселиться в Мизии и Фракии, они, в угодность императору, должны были принять арианское вероисповедание. От вестготов арианство перешло к остготам, свевам, вандалам, бургундам и лангобардам. Вандалы, утвердив свое господство в Карфагенской области, воздвигли жестокое гонение на православных. Оно продолжалось до покорения их царства Велисарием (533 г.). В следующем столетии вся Северная Африка подпала власти магометан, и Церковь Карфагенская, сиявшая великими учИтелями, каковы Тертуллиан, святитель Киприан и блаженный Августин, исчезла под гнетом исламизма. Остготы оставались арианами до разрушения их царства Велисарием (553). Вестготы отреклись от арианства и присоединились к Православной Церкви при короле Рикареде на Толедском Соборе (589). Еще ранее сделали это свевы и бургунды. Долее же всех оставались в арианстве лангобарды: они совершенно оставили его лишь при короле Гримоальде (671).

    В Галлии христианство было уже в прежнем периоде, но в V веке в ней поселились новые народы – бургунды и франки, пришедшие из-за Рейна. Бургунды были арианами, а франки язычниками. Дочь бургундского короля Клотильда, вступив в супружество с франкским королем Клодвигом, учредила при своем дворе христианское Богослужение, крестила своих детей и все усилия прилагала к обращению своего супруга. Непрестанные сердечные увещания Клотильды и указания на совершавшиеся тогда чудеса при гробе святого Мартина Турского подействовали, наконец, на его сердце. В битве с аллеманами при Толбиаке, когда победа стала клониться на сторону его врагов, он воззвал к христианскому Богу о помощи, и победа была одержана. Тогда, в 496 году он принял святое крещение от православного Реймского архиепископа святого Ремигия; франки последовали его примеру. В 517 году (по убеждению Вьенского епископа Авита) и бургунды оставили арианство и присоединились к Католической Церкви.

    В Британии христианская вера была почти совсем искоренена оружием языческих англосаксов. Остатки ее уцелели только в лесистых областях западной части острова – Валлисе и Корнваллисе. Но из ее развалин возникла блистательная Церковь в Ирландии. Основателем ее был британец Патрикий. Чудесные действия Промысла Божественного, проявлявшиеся над ним среди бедственных обстоятельств его юности, развили в нем глубокое благочестие и совершеннейшую преданность Иисусу Христу. Почувствовав влечение к обращению ирландцев и приготовив себя к тому надлежащим образом, он начал свою деятельность в Ирландии образованием письменного ирландского языка, введением христианского пения, основанием монастырей с семинариями, народных училищ и учреждением епископства в г. Арма. Его благословенная деятельность увенчалась полным успехом. Его школы при монастырях считались лучшими во всем тогдашнем христианском мире, и Ирландская Церковь достигла такого блестящего состояния, что Ирландия получила в Европе наименование острова Святых.

    Из Ирландии христианство в конце VI века перешло в Шотландию. Ирландский монах, аббат Колумбан, поселившись с 12 иноками на одном их гебридских островов – Ги, основал здесь монастырь (565) и своей проповедью, а еще более своей богоугодной жизнью, успел обратить ко Христу северных шотландцев.

    В Англию христианская проповедь принесена была из Рима. Папа Григорий Великий, услышав о женитьбе кентского короля Этельберта на франкской принцессе Берте, отправил к нему миссию из 40 монахов под начальством аббата Августина. Августин успел склонить к вере Этельберта со многими из его подданных и сделался первым епископом Кентерберийским. Но в других государствах Гептархии и даже в самом Кенте христианство утвердилось не ранее как через 70 лет, и то с большими затруднениями.

    В Германии из римских военных поселений возникли многие значительные города с римским образованием, и уже в III и IV столетиях упоминаются епископы Кельна, Трира, Майнца, Вормса, Базеля, Страсбурга и Люттиха. Проповедники ирландские и франкские первыми положили начало распространению Евангелия между племенами собственно германскими. Из них по успешной деятельности замечательны: Виллиброд, просветитель диких фризов, основавший архиепископство Утрехтское, и святой Бонифаций. Святой Бонифаций был в полном смысле Апостолом Германии. Его первоначальное имя было Винифрид. Он родился в Англии (680) и был предназначаем своими родителями к гражданской службе. Но господствовавшая тогда в Английской Церкви ревность к миссионерству овладела и сердцем Винифрида. Его первый опыт миссионерства во Фрисландии (715) был неудачен: политические смуты, свирепствовавшие тогда в этой стране, заставили его возвратиться домой. Но любовь к распространению христианства не давала ему покоя. В 718 году он предпринял второе путешествие. Видя, что без содействия римского первосвященника его проповедь будет бесплодна, он прежде всего отправился в Рим и испросил у папы Григория II благословение на проповеднический подвиг в Германии. После сего он три года трудился между фризами под руководством Виллиброда, а в 722 году перешел в Гессен и Турингию и здесь крестил двух языческих князей и основал монастырь. Тогда папа Григорий вызвал его в Рим и, взяв с него клятву верности Римской Церкви, посвятил его в епископы всех Церквей, которые будут им основаны в Германии, и дал ему рекомендательное письмо от себя к Карлу Мартеллу. Поддерживаемый теперь папой и вождем франков, Бонифаций стал действовать решительней и, срубив собственными руками древний предмет почитания язычников – священный дуб в Гейсмаре, обратил ко Христу всех гессенцев и турингцев.

    После сего он занялся востановлением церквей, разрушенных аварами, и основанием новых. За эти святые труды папа возвел Бонифация в сан архиепископа всей Германии. Бонифаций утвердил свою кафедру в Майнце; у него в подчинении находилось 13 епископов. Для учреждения между ними взаимного тесного единения он установил постоянные Соборы в определенные времена и на первом Соборе убедил германских епископов дать клятву во всегдашнем повиновении Римскому престолу. Для поддержания же христианства в новопросвещенных странах он вызвал из Англии монахов и учредил для них многие монастыри. Устроив дела Германской Церкви, Бонифаций передал архиепископство ученику своему Луллу и отправился проповедывать фризам. Здесь он умер смертью мученика под мечами диких фризов на 75-м году своей жизни. Римская Церковь причла его к лику святых.

    Саксонцы были обращены к христианству оружием Карла Великого после 30-летней опустошительной войны, продолжавшейся до 805 года.

    Апостолом Скандинавских народов был Ансгарий, монах Корвейского монастыря на Везере, положивший начало обращению шведов и датчан. Основанная им Датская Церковь, выдержав жестокое гонение от Эриха III и Горма Старого, наконец, утверждена была Канутом Великим (1014–1035) и подчинена папскому престолу. В то же время, как Канут утверждал Церковь Христову в Дании, Олаф Святой, король шведский и норвежский, приняв Святое Крещение, утвердил ее существование в Швеции и Норвегии (1019). При одном из его преемников, Эрике IX (1155–1160), основано архиепископство Упсальское, и первым архиепископом был назначен апостол финнов Генрих, которого прежняя кафедра из Рандамески была перенесена в Або (1200). Исландия, открытая норманнами в 861 году, в 1000 году на собрании народном приняла Евангелие Христово от саксонских и норвежских проповедников и в том же году передала его новооткрытой тогда Гренландии. <...>

     

    Монашеская жизнь на Западе

    Святой Афанасий, заточенный Константином Великим в Галлию, своим описанием Антониевой жизни познакомил западных христиан с монашеством. Мартин, епископ Турский, и Кассиан старались распространить его в Галлии, святой Амвросий и Иероним – в Италии, блаженный Августин – в Африке. Но вначале монашество в этих странах мало находило себе приверженцев, прочное же основние западному монашеству было положено святым Венедиктом Нурсийским (род. 480 г.). Получив во время своего воспитания в Риме отвращение к развращенным нравам этого города и чувствуя в себе наклонность к созерцательной жизни, он на 14-м году уединился в пещеру, находившуюся в пустыне Субиако, в 40 милях от Рима. Через три года он был открыт пастухами и стал пользоваться у них большим уважением. Молва привлекла к нему множество желавших назидаться его примером. В 526 году на одной горе в Кампании, в пленительном диком уединении, святой Венедикт положил основание знаменитому аббатству Монте-Кассино, составил для него правило, которое впоследствии сделалось образцом для всех западных монастырей. Этим правилом постановлено было кроме набожных упражнений, молитв и чтения Священного Писания, заниматься науками, ремеслами, художествами и воспитанием детей. Кроме сего, Венедикт вменил в обязанность немощным из братий заниматься списыванием полезных сочинений, что послужило к сохранению многих древних рукописей.

    Правило святого Венедикта оказалось как нельзя более приноровленным к потребностям того времени и потому было принято в различных монастырях Италии, Галлии и Испании.

     

    Источник: Православие и современность. Электронная библиотека

     

     

    Рекомендуем также:

    Святая Равноапостольная Нина, просветительница Грузии
    Блаженный Иероним Стридонский. Письмо к Лете о воспитании отроковицы (в сокращении)
    Игорь Петровский. Огненный апостол, или Три заблуждения о святом Патрике [также здесь рассказывается о других святых Британии и Ирландии: Албании, Кевине, Коламбе, Бригитте, Меланжелле]
    Т. А. Михайлова. Святой Колумба Ирландский
    Первый король Франции
    Иеродиакон Евфимий (Моисеев). Святой Бонифаций - Апостол Германии
    Н. В. Малицкий. Ансгар
    Протоиерей Андрей Филлипс. Православная Исландия
    Л. П. Карсавин. Бенедикт Нурсийский

     

    Copyright © 2006-2011 Библиотека "Халкидон"
    При использовании материалов сайта ссылка на halkidon2006.orthodoxy.ru обязательна.

    Mail.Ru Сайт расположен на сервере 'Россия Православная' Rambler's Top100