• На главную страницу
  • Творения святых отцов и учителей Церкви
  •  

    Библиотека “Халкидон”

    ___________________

    Святого отца нашего Кирилла, архиепископа Иерусалимского,

    Слово [1] на Сретение Господа нашего и Спасителя Иисуса Христа, и на Симеона Богоприимца

     

    1. Радуйся зело, дщи Сионя (Захар. 9, 9): проповедуй радость, дщи Иерусалимля: ликуйте, людие града Божия (Псал. 47, 2): взыграйте, врата и стены Сиона, и вся земля: возопийте, горы (Исаии 44, 33), и холми в восторгах взыграйте (Псал. 113, 6): реки, восплещите руками (Псал. 97, 8), и людие, Сион обыдите (Псал. 47, 13), видя в нем пришествие Бога. Да соединят свой ныне глас небесные жители с земными, и да воспоет горний с дольным Иерусалимом: ибо здесь Христос Небесный и земный пребывает. Окрест Небесного, умные Силы, ликуйте: земного, земнородные с Ангелами воспойте.

    2. Ибо ныне явися Бог богов в Сионе (Псал. 83, 8): ныне преславная глаголашася о тебе, граде Божий (Псал. 86, 3), Иерусалиме, граде Царя великаго (Псал. 47, 3). Отверзи (Псал. 23, 7) врата Тому, Кто всем отверз врата небесные, и отворил всем райские двери, Тому, Кто отверз врата гробные (Матф. 27, 52) на Кресте (вися), кто сокрушил адовы (Псал. 106, 16. Иова 38, 17) вереи вечные и заключил преславно девические двери. Ныне Тот, Кто древле с Моисеем беседовал на горе Синайской Боголепно (Исхода 20, 1), исполняет закон, под законом бывая (Гал. 4, 4) раболепно. Ныне Бог от Фемана (Аввак. 3, 3) в Сион приходит: ныне Жених Небесный, с Богоматерним чертогом, во храме является. Дщери Иерусалима (Песн. Песн. 3, 11), изыдите во сретение Ему. Светильники светло свету истинному возжгите: ризы душевные Жениху Христу (Матф. 25, 6) благоукрасите.

    3. С Сионом людие языков, светильники нося, изыдем во сретение: внидем во храм, купно со Храмом, Который есть Бог и Христос. Со Ангелами воскликнем песнь Ангельскую: Свят, Свят, Свят Господь Саваоф, исполнь небо и земля славы Его (Исаии 6, 3): полны концы мира благости Его, исполнена вся тварь хвалы Его: исполнено все человечество снисхождения Его. Небесная, земная и преисподняя полны суть благоутробия Его: полны милости Его, полны щедрот, полны даров, полны благодеяний Его.

    4. Итак, вси языцы, восплещите руками (Псал. 46, 2): все концы земли приидите и видите дела Божия (Псал. 65, 5): всякое дыхание да хвалит Господа (Псал. 150, 6), вся земля да поклонится (Псал. 65, 4), и всяк язык да поет, всяк да воспевает, всяк да славословит Отроча Бога, четыредесятидневного и предвечного: Отроча малое и ветхое деньми (Дан. 7, 9): Отроча ссущее и Творца веков (Евр. 1, 2). Младенца вижу, Бога моего познаю: Младенца ссущаго, и мир питающего: Младенца плачущего, и миру жизнь и радость дарующего: Младенца повиваемого, и меня от пелен греховных избавляющего: Младенца во объятиях Матерних, с плотию истинно, и неотлучно на земли: и Того же в недрах Отчих, истинно и неотлучно на небесех.

    5. Младенца вижу от Вифлеема во Иерусалим входящего, и никак от горнего Иерусалима не отлучающегося. Младенца вижу по закону во храме жертву приносящего на земли: и Того же на небесах приемлющего благочестивые всех жертвы: Сего на руках старца по смотрению, и Того же на Херувимских престолах Боголепно (Псал. 79, 2): Сего приносимого и очищаемого, и Того же вся освящающего и очищающего. Сам дар, и Сам храм есть: Сам Архиерей, Сам жертвенник, и Сам очистилище. Сам и приносящий, Сам и приносимый за мир в жертву, Сам и древо жизни и ведения (Быт. 2, 9). Сам Агнец, и Сам огнь: Сам всесожжение (Быт. 22, 6. 7. 9. 10. 13), Сам и нож духовный (Ефес. 6, 17): Сам и Пастырь, Сам и овча: Сам жрец, и Сам жремый: Сам приносимый, и Сам жертву приемлющий: Сам закон, и Сам ныне под законом бывающий (Галат. 4, 4).

    6. Но послушаем о дни сем и от Священных Евангелий. Ибо дивный Лука о Христе сказал: яко егда исполнишася дние очищения Его по закону Моисеову, вознесоста Иисуса во Иерусалим, поставити Его пред Господем, якоже есть писано в законе Господни: яко всяк младенец мужеска полу, разверзаяй ложесна, Свято Господеви наречется (Лук. 2, 22. 23). Хотя и Самуил, и Исаак, и вместе Иаков, также Иосиф, и другие, родившиеся от неплодства сверх надежды, и разверзшие неплодные ложесна матерей, Святи Господеви нареклися: но Христос, Един (Единого Отца Единородный Сын) от Единой Девы родившийся, и Девственных врат не разверзший, не только Свят Господеви, но Святый Святых (Дан. 9, 24), и Господь господей (1 Тим. 6, 15), и Бог богов, и Первороден первородных, и Князь князей, и Царь царствующих (Апок. 19, 16), и наречется, и верою исповедан будет, и покланяем будет, и ныне во Храме от Симеона проповедан будет.

    7. Бе, говорит Евангелист, человек во Иерусалиме, емуже имя Симеон: И человек сей праведен, и Дух Божий Свят бе в нем. И бе ему обещано Духом Святым не видети смерти, прежде даже не видит Христа Господня. И прииде Духом в церковь: и егда введоста родителя Отроча Иисуса, сотворити има по обычаю законному о Нем, и сей (Симеон) прия Его на руку своею, и благослови Бога, и рече: ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко, по глаголу Твоему с миром: яко видесте очи мои спасение Твое, еже еси уготовал пред лицем всех людей: свет во откровение языком, и славу людей Твоих Израиля (Луки 2, 25-32). Кто возглаголет силы Господни? слышаны сотворит вся хвалы Его (Псал. 105, 2)? Содержай всю землю дланию (Исаии 40, 12), во объятиях старца вмещается: и носится носяй всяческая глаголом силы Своея (Евр. 1, 3).

    8. Да радуется Адам, чрез Симеона ко Христу говорящий: ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко, по глаголу Твоему с миром (Луки 2, 29): ныне разрешаешь меня от вечных уз: ныне разрешаешь меня от тления: ныне разрешаешь меня от смерти: ныне разрешаешь меня от печали, о Сыне мой и Боже! Сего во храме Симеон взяв на руки, и чудную смотрения тайну всем языкам и Иудеям благовествуя, играет и радуется: и светлым и ясным гласом о Нем взывая говорит: Сей есть Сый, и прежде Сый, и Отцу соприсносущный: Единородный, Единопрестольный, Единославный, Единосильный, Равномощный, Всесильный, Безначальный, Несозданный, Неизменный, Неописанный, Невидимый, Неизреченный, Непостижимый, Неосязаемый, Недомыслимый, Неограниченный.

    9. Сей есть Отчия славы сияние (Евр. 1, 3): Сей есть начертание существа всех вещей. Сей Свет светов, из Отеческих недр воссиявающий. Сей Бог богов (Псал. 49, 1) и от Бога Бог познаваемый. Сей источник жизни (Псал. 35, 10), от источника, жизни Отчия происходящий. Сей река Божия (Псал. 45, 5. Псал. 64, 10), от бездны Божия исходящая, но не разлучающаяся. Сей сокровище благости Отчия и бесконечного блаженства. Сей вода жизни (Иоан. 4, 14), и жизнь миру дающая. Сей есть луч несозданный; от первосветного Солнца раждающийся, но непресекаемый.

    10. Сей есть Бог Слово (Иоан 1, 1), словом единым из небытия в бытие все вещи составившее. Сей есть денница прежде денницы устроившая бесплотные Силы Небесных, бестелесных (Иов. 38, 7), невидимых воинств и чинов. Сей есть простерший небо един (Иова 9, 8), и ходящий по морю, как по земле. Сей есть мглою повивший бездну (Иова 38, 9). Сей есть утвердивший землю на водах (Псал. 135, 6). Сей есть оградивший море песком (Иова 38, 10. 11). Сей есть Тот, Который свет разделил от тьмы (Быт. 1, 4). Сей есть Тот, Который составил круги звезд. Сей есть Тот, Который весь, видимый и мысленный, мир премудростию сотворил. Сей есть Тот, Который руками нерукотворенными из брения сложил и изобразил человека (Быт. 2, 7). Сей есть Тот, Который по образу Божию создал нас, и ныне Сам по образу нашему сделался человеком. Человек, но вместе и Бог. Человек видимый, весь как и я сам, и с частями, которые меня составляют, чтобы очистив, спасти меня: Бог же разумеваемый, совершенный от совершенного Отца Существо имеющий. Иже во образе Божии Владычне Сый (Филип. 2, 6. 7), ныне зрак мой принял рабий: не умалив достоинство Божества, но освятив смешение моего состава. Горй весь, и доле весь Тот же познаваемый: горй родившийся безлетно, и доле бессеменно. Горних Творец яко Бог, и в дольних тварь яко человек.

    11. Услышите сия, вси языцы (Псал. 48, 2): Слыши, Израилю: Господь Бог твой Сей есть, Которого я, твой Священник Симеон, на руках нося, великим проповедаю гласом, народу во храме свидетельствуя. Посему внемлите, людие Мои, слову Моему, приклоните ухо ваше во глаголы уст Моих (Псал. 77, 1). Сие Отроча есть, о Коем Исаия предвозвестил говоря: яко Отроча родися нам, сын и дадеся нам: и нарицается имя Его велика Совета (Отчаго) Ангел: Чуден, Советник, Бог крепок, Властелин, (Израиль!) Князь мира, Отец будущаго века (Исаии 9, 6). И если Бог крепок сие Отроча, то явствует, что о Нем Давид сказал: явится Бог богов в Сионе (Псал. 83, 8). О сем Отрочати Иеремия вопиет: яко Бог на земли явися, и с человеки поживе (Варуха 3, 38).

    12. Сие Отроча есть, Которое рассекло Израилю древле море (Исхода 14, 21), а Фараона потопило: и закон дало Израильтянам, и манну одождило, и столпом огненным Еврейский род водило, и камень разверзло (Числ 20, 8), и купину от огненосного пламени сохранило неопально (Исхода 3, 2). Сие Отроча соделало четыредесятилетнего Моисея губителем Египетского народа (Исхода 2, 11), и в течение четыредесяти лет его Пастырем овец показало (Исхода 3, 1) и в течение четыредесяти лет вождем Израилю поставило, и четыредесять дней поститься его укрепило (Исхода 24, 18): как и Само сие Отроча, по крещении, четыредесять дней постилось (Матф. 4, 2), и после четыредесяти дней Своего из мертвых Воскресения (Деян. 1, 3. 9. 11), в горний Иерусалим вознеслося: и после четыредесяти дней Своего от Девы рождения, ныне в земный Иерусалим вниде.

    13. От сем Отрочати Аввакум, предвозвещая, говорил: Бог от Фемана, то есть от Юга, приидет (Аввак. 3, 3). Ибо от Южныя страны, от Вифлеема ныне в Сион вниде. О сем Отрочати Моисей вам засвидетельствовал, говоря: яко Пророка вам возставит Господь Бог от братии вашея: и всяк иже не послушает Его, истребится душа его (Второз. 18, 15. 20. Деян. 3, 22). О сем Отрочати Пророк Давид молился, говоря: седяй на Херувимех, явися (Псал. 79, 2): воздвигни силу Твою и прииди во еже спасти нас (там же 3). И паки: скоро да предварят ны щедроты Твоя, Господи (Псал. 78, 8). И паки: Господи, приклони небеса и сниди (Псал. 143, 5). И еще: Ты, Господи, Боже сил: вонми посетити вся языки (Псал. 58, 6). Сего ради разумейте языцы и покаряйтеся (Исаии 8, 9).

    14. Видите, Иудеи, и веруйте, яко Сие Отроча воспевают Ангели: Сему покланяются Архангели: Сего трепещут Власти: Сие славословят Силы: Сему служат Херувимы: Сие богословят Серафимы. Сему работает солнце: Сему служит луна: Сему послушны стихии: Сему подчиняются источники. Сие Отроча узревши, врата адовы сокрушились: врата же небесные отверзлись (Иова 38, 17), и ад, видя, вострепетал. Сие Отроча смерть упразднило, диавола посрамило: клятву разрешило: печаль пресекло: змия стерло (Быт. 3, 15): средостение разрушило (Ефес. 2, 14): сопротивное рукописание грехов раздрало (Колос. 2, 14): грех попрало: лесть разорило: тварь восстановило. Сие Отроча Адама избавило: Еву воссоздало: языки призвало: мир просветило.

    15. Итак, приидите и вы, Христолюбцы и Боголюбцы, во сретение Господа и Владыки, с радостию и в чистоте изыдем: не законным обрядом, но духовно: не чрева сладостям работая, но духом играя: не вином упивающеся, но духом горяще (Римл. 12, 11). Тако днесь будучи светлыми, украсим светильники светло: тако, якоже сынове света (Иоан. 12, 36): свещи истинному Свету Христу принесем: понеже свет во откровение языком (Луки 2, 32) миру явился. Почему яко светове от света, паче снега очистимся, паче млека просветимся; паче камене сапфира возблистаем (Плач. Иерем. 4, 7): паче голубиц чистых (Исаии 60, 8) возлетев на небеса, таким образом во сретение Господне изыдем.

    16. Все ныне, и всегда празднственные возопием песни: со Ангелами возликуем (Луки 2, 13): с Пастырями светом озаримся (Луки 2, 9): с Волхвами поклонимся (Матф. 2, 2): с Вифлеемом да празднуем: с Сионом сретим (Песн. Песн. 3, 11): со храмом освятимся: с Девою величая, возрадуемся (Луки 1, 46, 47): с Иосифом принесем, аки два горличища (Луки 2, 24), душу и тело: с Симеоном Христа в объятия приимем, и со Анною исповедуем (Луки 2, 28, 38): да тако в наслаждение небесных благ внидем, благодатию, щедротами и человеколюбием Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа: Коему слава и держава, со Отцем и Святым Духом, во веки веков. Аминь.

     

    Примечания:

    [1] Сие слово в Прологе Февр. 2 дня приписано Святому Кириллу, Архиепископу Цареградскому, а в Греческих рукописных и печатных книгах Святому Кириллу Иерусалимскому; но до взятия Царяграда не было в оном Архиепископа именем Кирилла; Иерусалимскому же Святому Кириллу не принадлежит оное потому, что праздник Сретения уставлен уже в 6 столетии по Рождестве Христове.

     

    Текст приводится по изданию: Творения Святого Отца нашего Кирилла, архиепископа Иерусалимского. Б.м.: Издание Австралийско-Новозеландской Епархии РПЦЗ, 1991. С. 358-366

     

     

    Рекомендуем также:

    Праведный Симеон Богоприимец
    Митрополит Сурожский Антоний (Блум). Сретение Господне
    Иеромонах Мефодий. Сретение Господне
    С. В. Булгаков. Сретение, 2 февраля (15 февраля н. с.)

     

    Copyright © 2006-2011 Библиотека "Халкидон"
    При использовании материалов сайта ссылка на halkidon2006.orthodoxy.ru обязательна.

    Mail.Ru Сайт расположен на сервере 'Россия Православная' Rambler's Top100