• На главную страницу
  • Проповеди, беседы, поучения
  •  

    Библиотека “Халкидон”

    ___________________

    Иеромонах Мефодий

    Сретение Господне

     

    Сретение Господне

    В нынешний торжественный праздник Святая Церковь воскрешает в нашей памяти то Евангельское событие, когда Христос Спаситель, сорокадневным Младенцем, "по обычаю законному", принесен был в храм Иерусалимский Божией Матерью и благочестивым старцем Иосифом.

    Но не только совершено было в этот день принесение в ветхозаветный храм Того, Кто создал новую и совершеннейшую скинию, не только принесена была жертва за Того, Кто Сам впоследствии стал великой и единой жертвой Нового Завета.

    Здесь произошло еще нечто дивное и таинственное: Ветхий Завет в лице лучших своих представителей - праведного Симеона Богоприимца и пророчицы Анны - встретил пришедшего в мир обещанного Искупителя и воздал Богу благодарение за пройденный им тысячелетний путь.

    "Тогда был в Иерусалиме человек, - повествует Евангелист, - именем Симеон. Он был муж праведный и благочестивый, чающий утешения Израилева; и Дух Святый был на нем. Ему было предсказано Духом Святым, что он не увидит смерти, доколе не увидит Христа Господня" (Лук. 2:25-26).

    Предание церковное сохранило более подробные сведения о праведном Симеоне, нежели те, которые дает нам Евангелист.

    За 271 г. до Рождества Христова египетский царь Птоломей Филадельф, занятый устраиванием великой Александрийской библиотеки, захотел иметь в ней еврейские священные книги на греческом языке. Желая осуществить свое намерение, Птоломей обратился к иерусалимскому первосвященнику Елеазару с просьбой оказать ему содействие в деле перевода книг Святой Библии. Исполняя желание царя, Елеазар поручил это дело 72 толковникам-переводчикам. Среди них был праведный Симеон.

    Совершая перевод книги пророка Исаии, праведный Симеон дошел до того места, где ветхозаветный евангелист приводит: "се, Дева во чреве приимет и родит Сына"... Сомнения напали на Симеона: как дева может стать матерью...

    И вдруг явился ему Ангел Господень и предсказал, что не придет к нему, Симеону, смерть до того дня, пока он сам своими глазами не увидит родившегося от Девы Христа Господня.

    И годы шли... Но Бог не посылал смерти Симеону. Он жил и ждал исполнения того, что предсказал ему Ангел Господень. И, наконец, этот день настал... Исполнилось предреченное пророчеством: Дева Матерь пришла в Храм, держа на руках Божественного Младенца-Сына. Движимый Духом Святым, пришел туда и Симеон. С радостью принял он Младенца в свои старческие объятья и от лица всего Ветхого Завета возблагодарил Бога в торжественной и горячей молитве: "Ныне отпущаешь раба Твоего, Владыко, по слову Твоему с миром: ибо видели очи мои спасение Твое, которое Ты уготовал пред лицем всех народов, свет к просвещению язычников и славу народа Твоего Израиля" .

    Ветхий Завет исполнил свое назначение.

    Он подготовил мир к принятию Спасителя и может теперь свободно умереть. Исполнилось то, что было предречено прародителям. Семя Жены стерло главу змия. Дева родила Сына и нарекла имя Ему Еммануил, что значит: "С нами Бог". Ветхий Завет мог сказать свое "ныне отпущаеши".

    Но благодаря Бога за исполнение обетовании, благодаря Его за "Славу народа Израильского", праведный Симеон идет дальше большинства своих современников, полагавших, что спасение - исключительно удел иудеев. Он открыто свидетельствует, что новое благодатное царство откроется для всех, как для иудеев, так и для язычников.

    Принесенный в храм Божественный Младенец откроет Свои Отчие объятия для всей вселенной.

    И, заканчивая свою благодарственную молитву, праведный Симеон пророчествует о новозаветной судьбе близкого ему народа еврейского: "се, лежит Сей на падение и на восстание многих в Израиле и в предмет пререканий".

    Он свидетельствует, что пришествие Христа разделит Израильский народ на две половины: Израиль Божий и Израиль отверженный и, обращаясь к изумленной всем происходившим Богоматери, провидя терзания Ее материнского сердца у подножья Голгофы, говорит: "Тебе же Самой душу пройдет оружие".

    Вспоминая ныне это священное событие, прославляя Господа, благоизволившего явиться на грешную землю, ублажая Его Пресвятую Матерь и хранителя девства Ее - старца Иосифа и молитвенно почитая память праведного Симеона Богоприимца и Анны пророчицы, мы должны помнить, что и в жизни каждого из нас рано или поздно наступит час этого "Ныне отпущаеши".

    Если сыны Ветхого Завета жили верою во Христа грядущего, то мы, новый Израиль, живем и спасаемся верою в пришедшего Искупителя. Если на них лежал долг веры в грядущего Спасителя, то на нас лежит другой долг - долг любви к Спасителю, пришедшему, искупившему мир Своею Кровию и зовущему всех нас любовью отплатить за любовь. Прав. Симеон до конца исполнил долг веры, и вера не посрамила его: он с радостью и облегчением мог сказать: "Ныне отпущаеши".

    Да подаст же Господь всем нам исполнить лежащий на нас долг любви и до конца сохранить заповеди Христовы. Тогда, заканчивая свой жизненный путь, сможет каждый из нас с чистою совестью, смело и дерзновенно произнести новозаветное "ныне отпущаеши", сказанное некогда апостолом Павлом: "Подвигом добрым я подвизался, течение совершил, веру сохранил. А теперь готовится мне венец правды, который даст мне Господь, Праведный Судия, в день оный: и не только мне, но и всем возлюбившим явление Его" .

     

    Сретение Господне: "Ныне отпускаеши..."

    Молитва прав. Симеона Богоприимца, "Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко", непосредственно обращена к земному деланию каждого из нас.

    Чему мы служим? Какова ценность нашего жизненного подвига? Да есть ли он вообще? Сможем ли и мы во "время свое" сказать, что Бог отпускает нас с миром?

    Ветхий Завет жил верой в грядущего Избавителя. В нем спасались те, кто до конца сохранял верность этой вере.

    Новый Завет зовет на божественную трапезу Христа пришедшего, дает радость обретения Бога чрез борьбу с грехом, чрез очищение от "всякой нечистоты".

    Жизнь Христианина - борьба. Борьба с миром, лежащим во зле, с диаволом, с самим собой.

    Многотрудна эта борьба. Но сладость и венец победы - жизнь, "скрытая со Христом в Боге, новая жизнь царствия Божия и Правды Его".

    А это Царствие Божие - "внутри нас".

    Потому-то и надо ставить всю свою жизнь пред судом "ныне отпущаеши", чаще вспоминать, какие радости и горнее небесное счастье уготованы христианской душе.

    И если старец Симеон мог спокойно умереть, только узрев своими очами пришедшего Спасителя, то какое спокойствие раскрывается нам в истинной Христианской кончине человека, послужившего Спасителю в жизни своей. Ибо нет большей радости, как обрести Господа своего и послужить и поклониться Ему.

    "Посему и мы, по слову Апостола, имея вокруг себя такое облако свидетелей, свергнем с себя всякое бремя и запинающий нас грех, и с терпением будем проходить предлежащее нам поприще, взирая на начальника и совершителя веры, Иисуса" (Евр. 12:1-2).

     

    Источник: http://www.holytrinitymission.org/books/russian/sermons_ierom_methodij.htm

     

     

    Рекомендуем также:

    Праведный Симеон Богоприимец
    Святитель Кирилл Иерусалимский. Слово на Сретение Господа нашего и Спасителя Иисуса Христа, и на Симеона Богоприимца
    Митрополит Сурожский Антоний (Блум). Сретение Господне
    С. В. Булгаков. Сретение, 2 февраля (15 февраля н. с.)

     

    Copyright © 2006-2011 Библиотека "Халкидон"
    При использовании материалов сайта ссылка на halkidon2006.orthodoxy.ru обязательна.

    Mail.Ru Сайт расположен на сервере 'Россия Православная' Rambler's Top100