• На главную страницу
  • История
  •  

    Библиотека “Халкидон”

    ___________________

    Повесть о Шевкале

     

    В год 6834 (1326) <…>

    В том же году Александру Михайловичу было дано княжение[1], и он пришел из Орды и сел на великокняжеский престол. Потом, немного дней спустя, из-за умножения наших грехов, когда Бог позволил дьяволу вложить в сердце безбожных татар злую мысль, сказали они своему беззаконному царю[2]: “Если не погубишь князя Александра и всех князей русских, то не получишь власти над ними”. Тогда беззаконный и проклятый зачинатель всего зла Шевкал, разоритель христианства, отверз свои скверные уста и начал говорить, наученный диаволом: “Государь царь, если ты мне велишь, я пойду на Русь, разорю христианство, убью их князя, а княгиню и детей приведу к тебе”. И царь велел ему так сотворить.

    Беззаконный же Шевкал, разоритель христианства, пошел на Русь со многими татарами, и пришел в Тверь, и выгнал великого князя с его двора, а сам поселился на великокняжеском дворе, исполненный гордости и ярости. И сотворил великое гонение на христиан — насилие, грабеж, избиение и поругание. Люди же городские, постоянно оскорбляемые нехристями, много раз жаловались великому князю, прося оборонить их. Он же, видя озлобление своих людей и не имея возможности их оборонить, велел им терпеть. Но тверичи не терпели, а ждали удобного времени.

    И случилось так, что 15 августа, ранним утром, когда собирается торг, некий диакон тверянин, - прозвище ему Дудко, - повел кобылицу, молодую и очень тучную, напоить водой в Волге. Татары же, увидев ее, отняли. Диакон же очень огорчился и стал вопить: “Люди тверские, не выдавайте!”

    И началась между ними драка. Татары же, надеясь на свою власть, пустили в ход мечи, и тотчас сбежались люди, и началось возмущение. И ударили во все колокола, стали вечем, и восстал город, и сразу же собрался весь народ. И возник мятеж, и кликнули тверичи и стали избивать татар, где кого поймают, пока не убили самого Шевкала. Убивали же всех подряд, не оставили и вестника, кроме пастухов, пасших на поле стада коней. Те взяли лучших жеребцов и быстро бежали в Москву, а оттуда в Орду, и там возвестили о кончине Шевкала. <...>

    Убит же был Шевкал в 6835 (1327) году. И, услышав об этом, беззаконный царь зимой послал рать на Русскую землю — пять темников, а воевода у них Федорчук, и убили они множество людей, а иных взяли в плен; а Тверь и все тверские города продали огню. Великий же князь Александр, чтобы не терпеть безбожных преследований, оставив русский великокняжеский престол и все свои наследственные владения, ушел во Псков с княгиней и детьми своими и остался в Пскове.

     

    Перевод Я. С. Лурье


    С установлением монголо-татарского ига на Руси была введена система баскачества: из Орды в русские города посылались представители власти баскаки, которые контролировали внутреннюю жизнь подопечных им территорий, проверяли правильность сбора дани. В разных местах страны против них вспыхивали народные восстания, одному из которых и посвящена эта “Повесть”. В 1326 году хан Узбек (1313-1342) послал своим наместником в Тверь Шевкала (Щелкана, Чолхана), который, по-видимому, был наделен большими полномочиями (он занимал княжескую резиденцию). Бесчинства Шевкала в Твери привели к народному восстанию в городе. Событие это нашло отражение и в летописной повести и в исторической песне “О Щелкане Дудентьевиче. Оба эти произведения возникли вскоре после первой половины XIV века.

     

    [1] В результате борьбы в 1318-1324 годах за титул великого князя Владимирского (обладатель его становился великим князем всей северо-восточной Руси) между тверскими и московскими князьями, в ходе которой в Орде были убиты Михаил Ярославич Тверской (1271-1318), Юрий Данилович Московский (кон. 70-х нач. 80-х годов XIII века – 1325), Дмитрий Михайлович Грозные Очи, князь Тверской (1299-1326), который, мстя за отца, заколол Юрия и в свою очередь был казнен по приказу хана в 1326 году, правители Орды отдали великое княжение Александру Михайловичу Тверскому (1301-1339), второму сыну Михаила Ярославича.

    [2] Золотоордынским ханом в 1313-1314 годах был Узбек, введший ислам как государственную религию Орды.

     

    Текст приводится по изданию: Повесть о Шевкале // Изборник: Повести Древней Руси. М., 1987. С. 186-187.

     

     

    Рекомендуем также:

    Повесть о Тверском Отроче монастыре
    Повесть о Темир Аксаке
    Послание на Угру Вассиана Рыло, архиепископа Ростовского, святителя
    Слово о погибели Русской земли

     

    Copyright © 2006-2011 Библиотека "Халкидон"
    При использовании материалов сайта ссылка на halkidon2006.orthodoxy.ru обязательна.

    Mail.Ru Сайт расположен на сервере 'Россия Православная' Rambler's Top100