|
Библиотека “Халкидон” ___________________ Повесть о Тверском Отроче монастыре
В княжение великого князя Ярослава Ярославича Тверского был у этого великого князя отрок по имени Григорий, который всегда был при нем и был любим им и верен ему во всем; и посылал его великий князь по селам своим для положенных сборов. [300] И случилось тому отроку быть в селе, называвшемся Едимоново; жил он тут у церковного пономаря по имени Афанасий и увидел у него дочь его, Ксению, девицу весьма красивую, и запала в него мысль жениться на ней. Но боялся он, что навлечет на себя великий гнев князя своего. И сильно печалился он о том, потому что очень ее полюбил. Никому из друзей своих не сказал он о своем замысле, но сам постоянно размышлял, как бы исполнить желание свое. И однажды, оставшись наедине с отцом ее Афанасием, стал просить, чтобы тот отдал дочь свою за него и чтобы помогал ему во всем. А отец ее сильно смутился этим: “Как же так: приближенный самого великого князя — и вдруг говорит мне такое!” И не знал пономарь, что ему отвечать на слова отрока. И пошел Афанасий и спросил о том жену и дочь, рассказав им все подробно. Дочь же его, осененная Духом Святым, возвестила отцу своему так: “Отец мой! Соверши все так, как он просит. Поскольку обещался он тебе, положись на волю его, ибо Бог повелел это. И будет так”. Была та девица благочестива и кротка, смиренна и весела, разум имела сильный и жила, соблюдая все заповеди Господни, почитая своих родителей и повинуясь им во всем. С младенчества возлюбила она Христа и следовала Его закону, слышав Святое Писание от отца своего и внимая усердно ему всем сердцем своим. А отрок еще более того воспалился любовью и неустанно говорил о том отцу ее, дабы не страшился тот: “Я во всем предаюсь тебе и князя упрошу, а ты не бойся”. И так обдумали они все, чтобы совершить в селе этом брак, обвенчавшись в церкви святого великомученика Димитрия, а после жить тут, если великий князь разрешит. И, исполнив все то, что было повелено ему от великого князя, возвратился отрок с радостью в город Тверь и все удивлялся про себя тому, что нигде до сих пор не встретил он такой девицы. И не поведал он о том никому.А девица после этого сказала отцу своему и матери: “Родители мои, не удивляйтесь тому, что вам обещал отрок; хотя он и задумал это, но Бог Свое совершит: не он будет мне супруг, но тот, кого Бог мне пошлет”. И родители ее сильно удивлялись таким речам дочери их. А помянутый отрок, улучив время благоприятное, припал к ногам великого князя, и молит его в слезах, [301] и извещает его о своем замысле сочетаться законным браком, как ему хотелось того; красоту, и возраст, и разум девицы той изображает. А великий князь, все это услышав, сказал ему: “Если уж захотел ты жениться, то возьми себе жену из вельмож богатых, а не из простых людей, что не имеют ни богатства, ни знатности; чтобы не поносили и не смотрели с уничижением на тебя твои родители, бояре и друзья твои; чтобы, презренному всеми, не пришлось тебе удалиться от меня, дабы не подвергать меня стыду”. Однако изо дня в день отрок упрашивал неотступно князя, чтобы разрешил он исполнить его желание и жить в селении. Также и князь увещевал его наедине и расспрашивал подробно, почему он желает этого. Он же обо всем рассказал великому князю — и про обещание свое, которое дал там. И великий князь Ярослав Ярославич по просьбе его повелевает всему быть так, как отроку хотелось, и снарядить судно и все потребное, и людей приготовить там, сколько потребуется для услужения отроку. И , когда приспело время обручения и венчания его, отпускает его в судне по Волге-реке (стояло село близ Волги), а коней обещает прислать вслед за ним по берегу.И отрок с радостью поклонился великому князю и поплыл в судне по Волге-реке со всеми посланными вместе с ним. А наутро великий князь приказал приготовить себе коня и собраться всем приближенным своим, приготовить собак и соколов, чтобы на охотничью забаву ехать. В ту ночь великий князь сон видел: будто охотится он в поле и пускает своих соколов на птиц. И когда пустил великий князь любимого своего сокола на птичье стадо, то сокол тот, стадо птиц разогнав, поймал голубку, сияющую красотой ярче золота, и принес ему к бедрам. И. воспрянув от сна, долго думал князь о том, что это значит, но не рассказал о сне никому, только приказал с собою на охоту всех птиц взять. Так отправился великий князь в ту же сторону, куда и отрок, тешась забавой охотничьей. А был великий князь не женат и молод, так что и двадцатилетнего возраста не достиг еще. Отрок же, когда приплыл в судне по реке и пристал к берегу, ожидая коней от князя, послал вестника от себя к девице, чтобы все готово было, как положено по обычаю брачному. И девица сказала посланным: “Известите отрока, пусть помедлит там, пока сама не при- [302] шлю к нему весть, когда все приготовлено будет; ибо нам о приходе его вести не было”. И вестники его, возвратясь, передали ему все, о чем им девицей приказано было его известить. Предвидела она великого князя к себе приход и сказала родителям своим: “Сват мой уже приехал, а жених мой не бывал здесь еще, но уже скоро будет ; он тешится в поле охотой и задержался там; но подождем его недолгое время, и приедет к нам”. А о имени его никому из родных своих не сказала она, но только приготовляла сама ему почетные дары. И родные ее очень тому дивились, а о женихе, которого ждала она, не знали ничего.А великий князь не знал того села, но захотел там быть на другой день, чтобы видеть женившегося отрока своего. И заночевал он на охоте (было то село от города Твери в сорока поприщах). И в эту ночь видел он прежний сон и еще сильнее задумался о том, что означает видение. А наутро опять по обыкновению своему охотой тешился. А отрок, не дождавшись ни вести, ни коней, подумал: “Что, если государь мой, великий князь, раздумает и пошлет за мной, велит мне вернуться назад, а я желанного не достиг еще”. И поторопился он к дому девицы той и приготовил все, что следовало ему по обычаю. И сели они вместе, ожидая венчания, а отрок торопил все скорее устраивать и дары разносить. Но девица сказала отроку: “Не вели спешить ни с чем, будет у меня еще гость незваный, а лучше он всех званых гостей”. А великий князь в то время был уже близ села. Увидел он стадо лебедей на Волге-реке и приказал пустить всех своих птиц, соколов и ястребов. Пустил он и сокола своего любимого и поймал много лебедей. А любимый сокол великого князя, заигравшись, полетел к селу. И великий князь погнался за ним. И прискакал в село быстро, все позабыв. А сокол сел на церкви святого великомученика Димитрия Солунского. И повелел князь своим людям спросить про село: чье оно? Поселяне же сказали, что село это великого князя Ярослава Ярославича Тверского, а церковь святого Димитрия Солунского. В то же время множество народа сошлось смотреть, как пойдут на венчание. А князь, услышав это от поселян, приказал своим людям сокола манить; но сокол и не думал слететь к ним, только приглаживал и чистил крылья свои. Сам же великий князь пошел на тот двор, где был отрок его. Был он в дорожном своем платье, ибо [303] не затем ехал, но Богу так угодно было решить. И люди, увидев князя, не узнали его; ибо видели, что приехал он к жениху на конях и с охотниками, но не встретили его. И сказала девица всем сидящим здесь: “Встаньте все и идите встречать своего великого князя, а моего жениха”. И удивились все. А великий князь вошел в дом, где сидели отрок и девица. И все встали, и поклонились великому князю, и просили прощения у него, что не знали заранее о приходе его. Но князь повелел им сесть, чтобы видеть жениха и невесту. Девица же тогда сказала отроку: “Отойди ты от меня и дай место князю своему, ибо он знатнее тебя и жених мой, а ты был сватом моим”. И великий князь увидел девицу прекрасную, лицо же ее как будто сияло в лучах. И сказал великий князь отроку своему Григорию: “Уйди ты отсюда и ищи ты себе другую невесту, где хочешь; а эта невеста мне подходит, а не тебе”,— ибо загорелось сердце его и ум помутился. И отрок ушел с места своего по приказанию его; а великий князь взял девицу за руку, и пошли они в церковь святого великомученика Димитрия Солунского, обручились и приняли поцелуй во имя Христа, как подобает, и потом в тот же день обвенчались. И была великая радость у князя в тот день до самого вечера. Было то летом, и поселянам разрешил отдыхать он весь тот день и ночь. И как шел великий князь после венчания из церкви обратно к дому, сокол его любимый, сидящий на церкви, увидев господина своего шедшего с супругою своею, затрепетал, как бы в веселии, взирая на князя. И спросил князь своих сокольничьих: “Слетел ли к вам сокол или нет?” А они сказали ему: “Не летит с церкви”. И князь, взглянув на него, позвал его своим голосом. Сокол сразу прилетел к великому князю и сел на правой его руке, посматривая на обоих, на князя и на княгиню. Великий же князь отдал его сокольничьему. А отрок одержим был великою кручиною, не ел и не пил. Великий же князь по-прежнему очень любил его и жаловал, особливо же просил его избавиться от кручины, рассказав отроку про сны свои: “Как видел я во сне, мол, так то и сбылось Божиим изволением”. И отрок ночью положил свое упование на Бога и на Пречистую Богоматерь: на какой путь захотят Они его наставить, так и наставят. И вот снял он с себя платье, [304] подаренное князем, купил себе другую одежду, крестьянскую, оделся в нее, скрытно от всех своих, вышел из селения, так что никто о том не знал, и пошел лесом неведомо куда. Наутро великий князь удивился, что не видит отрока у себя, и приказал своим боярам прислать его к себе. Долго искали они его и не нашли нигде, только одежду его увидали. Известили о том великого князя. Князь же великий сильно был тем опечален и приказал искать его по всем местам, по реке и в колодцах, испугавшись того, чтобы он не предал сам себя губительной и безвременной смерти. И нигде его не нашли, лишь один поселянин признался: “Купил-де он у меня платье старое, но не велел о том никому говорить и удалился в пустынные места”. И великий князь приказал искать его по лесам и по дебрям, по пустынным местам, а как найдут, привести к нему. И обошли многие леса, дебри и пустынные места, но нигде не нашли его, ибо Бог хранил его. А пробыл князь в селении почти три дня. Великая же княгиня его Ксения известила великого князя Ярослава Ярославича обо всем происшедшем и с нею и с отроком, как и было прежде описано. И сильно печалился великий князь об отроке своем, говоря: “Я повинен в смерти его”. Но княгиня всячески уговаривает его не печалиться, убеждая его: “Богу было угодно, чтобы соединились мы с тобой; если бы не Божия воля, то как бы можно было тебе, великому князю, явиться к моей теперешней нищете и взять меня за себя. Не печалься же о том, но возвратись с миром в город свой и возьми меня с собою. Не бойся ничего”. А великий князь все был печален. Вздохнув, прослезился он и вспомнил слова, сказанные им отроку Григорию: “И вот все со мною сбылось, а его уж отныне не увижу”. И возложил свою печаль на Бога и на Пречистую Богоматерь. Отправил он свою великую княгиню и бояр, которые были с отроком, на судне в город Тверь, приказав боярам своим беречь великую княгиню, оказывать ей почет и слушаться во всем. Сам же великий князь поехал берегом, по-прежнему предаваясь охотничьим забавам своим. И возвратился он в город Тверь раньше княгини своей. Когда же прибыла и великая княгиня Ксения к городу Твери, великий князь приказал боярам своим с боярынями и всем дворянам и горожанам с женами [305] их выйти для встречи великой княгини. И весь город, услышав волю великого князя, с радостью вышел для встречи: мужчины, и женщины, и младенцы, от мала и до велика, с всякими дарами и приношениями, и встретили ее на берегу у церкви архангела Михаила. Когда ж великий князь прибыл в Тверь, послал он всех бояр с каретами, и с такою великой честью встретили ее и поклонились ей. Видя ее красоту, все изумлялись: “Нигде своими главами не видели мы и слухом своим не слыхали о такой благообразной жене, как великая княгиня, что светится, словно солнце среди многих звезд, и сияет среди других женщин города ярче луны и звезд многих”. Проводили ее в город Тверь с честью великою, с дарами многими на двор великого князя, и были в городе радость и веселье великое, а у великого князя пир на много дней для людей всякого чина, от мала и до велика. О прежде же упомянутом отроке не было слуха нигде долгое время. Божиим промыслом пришел тот отрок на реку, Тверцой называемую, что от города Твери в пятнадцати поприщах, к бору, и поселился здесь в лесу, поставив себе на том месте хижину и часовню. И задумал поставить на том месте церковь во имя честного и славного Рождества Пресвятой Богородицы. Пробыл он тут недолгое время, и однажды нашли его близ живущие люди, ходившие по лесу ради своих потреб. Спрашивали они его: “Откуда ты сюда пришел, как тебя зовут и кто тебе велел тут поселиться в наших местах?” Отрок же ничего не отвечал им, только кланялся, и ушли они от него восвояси. Он же, пробыв еще немного здесь, ушел и отсюда, решив отойти подальше от города, поскольку узнал от пришедших к нему людей, что город недалеко. И по Божьему изволению пришел он в окрестности города Твери, к устью реки Тверцы, и, выйдя на реку Волгу, увидел, что здесь город Тверь, ибо знал он его хорошо. Возвратился он обратно в лес, но выбрал место немного подальше от Волги на Тверце и начал молиться Пресвятой Богородице, дабы дала ему Свой совет по поводу места, им избранного. И в ту же ночь, как лег он поспать, в легком сне видит он, будто на том месте далеко раскинулось чистое поле, сверкающее как бы в лучах божественных. Воспрянув ото сна, подумал он, что означает это видение? И молился Спасу и Пресвятой Владычице Богороди-[306] це, дабы разъяснила ему знамение. В ту же ночь вновь явилась ему Пресвятая Богородица и повелевает ему воздвигнуть церковь во имя честного и славного Успения Ее. Указав место, говорит ему: “Хочет Бог прославить это место и распространить его. Большая обитель будет здесь. Ты же иди с миром в город к князю своему, а он помощник тебе будет во всем и просьбу твою исполнит. И когда все совершишь и монастырь устроишь здесь, немного времени проживешь и отойдешь к Богу”. И, воспрянув от сна, ужаснулся отрок видению, размышляя: “Если уйду с места этого, то выйдет, что боюсь я видения и указания. Пусть будет, как угодно Господу”. А подумав еще, сказал: “Если же пойду к великому князю, то станет меня он уговаривать. Но не хочу я быть в доме его”.Пока думал он так, неожиданно пришли в этот лес по какому-то делу ремесленному княжеские люди. Отрок узнал их и укрылся от них. А они, увидев крест и хижину, изумились и говорили меж собой: “Какой-то человек здесь живет”. Начали они искать и, найдя, сразу признали его: “Отрок то князя нашего”. Подойдя к нему, поклонились, обрадовавшись искренно. Ибо отрок ходил по пустынным местам три года и более, и не видел его никто, и Бог питал его. Взявши его с собою, повели к князю, сказав ему: “Великий князь горько печалится по тебе и по сей день. А как увидит тебя живым и невредимым, сильно обрадуется”. Он же, слыша это, с веселием отправился с ними. Когда же пришел он во двор великого князя и все увидели его, то очень ему обрадовались, прославили Бога и возвестили о нем великому князю. Князь же повелел ввести его в верхние палаты и, увидев отрока своего, очень обрадовался и восхвалил Бога. А он поклонился великому князю и сказал: “Прости меня, государь мой великий князь, что согрешил перед тобою, опечалил тебя”. И сказал ому великий князь: “Как тебя сохранил Бог до сего времени?” И расцеловал его. А он поклонился до земли и сказал: “Прости меня, государь мой великий князь, что согрешил перед тобой”. И поведал все о себе по порядку, как ушел от него и как Бог привел его в это место. Князь же очень тому удивился, прославил Бога и повелел своим приближенным, чтобы дали отроку прежнюю одежду его и чтобы был он опять в прежнем своем чине. А он со смирением ответил: “Государь мой великий князь, я не того ради пришел к тебе, но чтобы[307] освободился ты от печали и просьбою моею не пренебрег; молю и прошу тебя: повели то место расчистить”. И все сказал великому князю: как туда пришел и как явилась ему Пресвятая Богородица со святителем Петром, митрополитом Московским, и показала место, где быть церкви во имя славного и честного Успения Пресвятой Богородицы,— и все ему рассказал о себе по порядку.Князь же, вздохнув глубоко, прослезился и похвалил отрока, что сподобился такого удивительного видения. И обещался всем помогать устроению места того. И беседовал с ним долгое время и приказал поставить перед ним стол, чтобы отведать пищи. Отрок же принял немного хлеба и воды, а к иной пище не прикоснулся совсем. И повелел великий князь быть всему по воле его и отпустил с миром идти, куда он хочет.Отрок же возвратился на место свое и, по обыкновению своему, стал молиться Богу и Пресвятой Богородице и призывать на помощь Ее для создания обители. И вот молитвами Пресвятой Богородицы скоро дело совершается. Повелел великий князь вскоре собрать крестьян и иных людей для расчистки места, где отрок покажет, и послал их к отроку. А многие горожане, услышав о том, и сами шли на то место для помощи. И вот, вскоре очистив место, где отрок показал им, возвестили великому князю о том. Князь же восславил Бога и отрока своего за то похвалил. И вот сам великий князь прибыл на то место и увидел его сияющим более других мест. Отрок же вновь припадает к его ногам и просит, чтобы повелел он церковь создать деревянную и монастырь воздвигнуть. И великий князь вскоре приказал всем прежним людям тут работать и мастеров опытных собрать для церковного строения. И вот Божией помощью и великого князя повелением вскоре дело совершается, и происходит освящение церкви.Был тут на освящении церкви Успения Пресвятой Богородицы сам великий князь Ярослав Ярославич с своею супругою великой княгинею Ксенией и со всем своим княжеским советом и всем пир здесь устроил. И по просьбе отрока своего великий князь дал ему игумена Феодосия, и собрал братию, и колокола устроил. Названо было место это великим князем Ярославом Ярославичем — Отрочь монастырь. И все прославили Бога и Пречистую Богоматерь. На другой день по освящении церкви постригся отрок Григорий в иноче-[308] ский чин и получил от игумена Феодосия имя Гурий. По пострижении своем прожил отрок недолгое время и отошел к Господу и погребен был в своем монастыре.А прошло немного лет по кончине блаженного отрока, и великий князь Ярослав Ярославич с великой княгинею Ксенией изволили в том монастыре создать церковь каменную во имя честного и славного Успения Пресвятой Богородицы, с приделом Петра, митрополита Московского, и села дал князь монастырю и населил место, где жил раньше отрок. Монастырь же тот стоит и доныне Божией благодатью и молитвами Пресвятой Богородицы и великого святителя Петра, митрополита Московского, всея Руси чудотворца.
Перевод Т. А. Ивановой и Ю. С. Сорокина Повесть об основании при первом великом князе Твери Ярославе Ярославиче (1230-1271) Тверского Отроча монастыря была написана во второй половине XVII в. Исторически достоверен в ней только сам факт женитьбы князя Ярослава Ярославича на женщине по имени Ксения: это была его вторая супруга и, как сообщает летопись, он женился на ней во время пребывания на княжеском столе в 1266 году в Новгороде. Все остальные подробности сюжета являются вымыслом, результатом обработки старинного тверского предания. Повесть рассказывает о любовной драме, исторические события занимают в ней лишь второстепенное, подчиненное место.
Текст приводится по изданию: Повесть о Тверском Отроче монастыре // Изборник: Повести Древней Руси. М., 1987. С. 300-309
Copyright © 2006-2016 Библиотека "Халкидон" |