• На главную страницу
  • Проповеди, беседы, поучения
  •  

    Библиотека “Халкидон”

    ___________________

    Святитель Филарет (Дроздов), Митрополит Московский и Коломенский

    Ответ Обществу Любителей Духовного Просвещения на избрание Попечителем оного (1863 год)

     

    Приветствую, отцы и братия, ваш новый добровольный союз, в который собрала и соединила вас любовь к духовному просвещению, заключающая в себе любовь к Богу, к вере, к благочестию, к Православной Церкви, любовь к вашим собратиям, также сознающим нужду и питающим желание углубить и расширить свои духовныя познания, но не имеющим для того средств и пособий,— наконец, вообще любовь к чадам Церкви и желание оказать духовную помощь людям, при некоторой теплоте веры нуждающимся в чистом свете истины или преследующим призрак истины и мечты благополучия, но лишенным, или самих себя лишающим, жизни по вере и надежды блаженства.

    Не сомневаюсь, что так понимаете вы настоящий союз ваш, и в сем значении с надеждою призываю ему благословение Отца светов.

    Вспомним некоторыя черты, которыми духовное просвещение или, что то же, духовную мудрость изображает апостольское слово: Яже свыше премудрость, первее убо чиста есть, потом же мирна, кротка, благопокорлива (Иак. 3,17). Не подумаем, что это выше настоящего вашего предприятия, потому что Апостол говорит о премудрости свыше. Всякое даяние благо и всяк дар совершен свыше есть, сходяй от Отца светов (Иак. I, 17). Не только совершенную Господь дает премудрость, но и в малом начатке от лица Его познание и разум (Притч. 2, 6). Итак, трудящиеся в пользу истинного просвещения должны иметь в виду и в соображении черты, отличающие истинную мудрость, дабы произведение труда их не оказалось обезображенным и дабы вместо истинной мудрости не явилось у них ложное мудрование.

    Мудрость христианская должна быть чиста — чиста по ее источнику, по ее побуждениям и цели. Ее чистый источник есть Бог — Его слово, заключенное в Священных Писаниях, уясненное церковными определениями, учением и духовными опытами богомудрых мужей. Ее чистая цель также есть Бог — Его познание во Христе и Ему благоугождение блаженнотворное. Деятельное нужно внимание для охранения сей чистоты от нечистых влияний несмиренного разума, который сам хочет быть источником истины, который не признает своих пределов пред бесконечным и непостижимым, который, истину вечную находя старою, имея побуждением любопытство и целию тщеславие, без разбора гоняется за новым и, как руководительному началу, следует духу времени, хотя бы это было время предпотопное, который, ленясь потрудиться, чтобы возникнуть в истинную область духа, погружается в вещество и здесь погрязает.

    Мудрость христианская мирна, и подвизающийся для нее должен быть мирен. Он должен быть мирен в себе, не взволнован страстями. Только в тихой, а не в волнуемой воде отражается образ солнца; только в тихой, не волнуемой страстями душе может отразиться высший свет духовной истины. Мирным нужно быть любителю мудрости и в отношении к другим, не словопретися, как учит Апостол, ни на кую же потребу, на разорение слышащих (2 Тим. 2, 14), и, если нужно стать за истину против нападающих на нее, должно делать сие с спокойною твердостью, без раздражения, так, чтобы можно было потом сказать себе в совести: с ненавидящими мира бех мирен (Пс. 119, 6).

    Мудрость христианская кротка. О сем качестве, кажется, особенно нужно в настоящее время напомнить имеющим притязание на просвещение или на служение просвещению. Дух порицания бурно дышит в области русской письменности. Он не щадит ни лиц, ни званий, ни учреждений, ни властей, ни законов. Для чего это?— Говорят: для исправления. Но мы видим, как порицание сражается с порицанием удвоенными и утроенными нападениями и ни одна сторона не обещает исправиться. А что в самом деле должно произойти, если все будет обременено и все будут обременены порицаниями?— Естественно, уменьшение ко всему и ко всем уважения, доверия, надежды. Итак, созидает ли дух порицания или разрушает?

    Летят с разных сторон стрелы порицания и на наше звание. Примем их бронею правды (Еф. 6, 14) и постараемся отвечать на справедливые порицания, по возможности, исправлением, на несправедливые — терпением.

    Прискорбно, что даже внутри нашего стана явились господие стреляний (Быт. 49, 23), которые иногда против братий своих наляцают лук, в повременных изданиях и в книгах. Вы, братия, не допускаете и не допустите подобного. Не забудете слов премудрого: Кроткий муж сердцу врач (Притч. 14, 30), так как и, напротив, жестокое слово не врачует, а прилагает к болезни болезнь.

    Мудрость христианская благопокорлива. Она проповедует и дарует свободу, но с тем вместе учит повиноваться всякому начальству Господа ради (1 Пет. 2, 13). Нынешнее мудрование много разглагольствует о свободе, но нередко забывает о повиновении Господа ради и производит непокорность. Ревнители истинного просвещения должны поднимать дух народа из рабской низости и духовного оцепенения к свободному раскрытию его способностей и сил, но в то же время утверждать его в повиновении законам и властям, от Бога поставленным, и охранять от своеволия, которое есть сумасшествие свободы.

    Вот мысли, которые встретились мне при вашем, братия, вступлении на новое поприще деятельности, близ которого и меня поставили вы вашим избранием.

    Что скажу в ответ на сие избрание? Уже не время мне обещать вам удовлетворительную, в отношении к вашему обществу, деятельность, и потому, может быть, справедливо было бы отказаться от вашего избрания. Однако не отказываюсь потому, что не могу по сердцу оставаться в отношении к Вам чуждым. По мере сил и возможности будем пещись об общем деле и друг о друге.

     

    Текст приводится по изданию: Святитель Филарет (Дроздов). Избранные творения. Акафист. М.: Паломникъ, 2003. С. 251-254.

     

     

    Рекомендуем также:

    Чудеса святителя Филарета (Дроздова), Митрополита Московского
    А. И. Яковлев. Светоч Русской Церкви (о святителе Филарете Московском)
    Ежедневная молитва святителя Филарета, Митрополита Московского
    Акафист и молитва святителю Филарету Московскому (для келейного чтения)

     

    Copyright © 2006-2011 Библиотека "Халкидон"
    При использовании материалов сайта ссылка на halkidon2006.orthodoxy.ru обязательна.

    Mail.Ru Сайт расположен на сервере 'Россия Православная' Rambler's Top100