• На главную страницу
  • Жития святых и подвижников благочестия
  •  

    Библиотека “Халкидон”

    ___________________

    А. И. Яковлев

    Светоч Русской Церкви

     

    Святитель Филарет (Дроздов), митрополит Московский и Коломенский принадлежит к числу виднейших деятелей Русской Церкви, внесших огромный вклад в ее упрочение и развитие.

    Родился святитель Филарет (Василий Михайлович Дроздов) 26 декабря 1782 года (8 января 1783 года) в городе Коломне в семье приходского священника. Он обучался в Коломенской, а затем в Троицкой семинарии, где обратил на него внимание митрополит Платон (Левшин).

    Уже в молодые годы будущий митрополит получил известность своими проповедями. В 1806 году он произнес проповедь в праздник Рождества Богородицы. Ничто так не обыкновенно в мире, как жалобы на жизнь многопопечительную. Если бы все воздыхания в сию минуту из сердец озабоченных, совокупясь, коснулись ушей наших, какую страшную бурю мы бы услышали! Когда удовлетворение вещественных надобностей — пища, одежда, образование духа и обязанности общественные — не стоят нам великого труда, наше воображение бывает плодовито, дабы родить нам беспокойства мечтательные; жажда богатства, славы, наслаждения занимает так, что самый праздный имеет столько дела, как и самый трудолюбивый. Легкомысленный смертный! Ты суетишься, как евангельская Марфа, и насчитываешь тысячу нужд. Сквозь шум попечений, которые роятся в смущенных мыслях твоих, допусти в душу твою голос истины, желающий тебя упокоить: едино есть на потребу...То же напоминание о подлинных ценностях, тот же призыв к горнему будут слышны в обращениях святителя к своей пастве на протяжении всех последующих десятилетий.

    Владыка Платон ценил в нем глубокие познания в латинском и древнегреческом языках, уравновешенность и зрелость мысли, яркость таланта. Школа дала немало, но в своем последующем служении святитель полагался более всего на самоотверженное трудолюбие. В 26 лет Василий Дроздов вступил на путь монашеский, продолжая преподавать в Троицкой семинарии различные предметы.

    В 1809 году иеродиакона Филарета вызывают в Санкт-Петербург. Там за несколько лет происходит его быстрое продвижение по ступеням служебной лестницы. Уже в 1812 году он архимандрит, ректор Духовной академии, настоятель древнего Юрьевского монастыря в Великом Новгороде. В эти годы выходят его книги “Краткое начертание библейской церковной истории” и “Записки на книгу Бытия, появляется работа “Разговоры между испытующим и уверенным о Православии Восточной Греко-Российской Церкви. Однако его авторитет как богослова упрочивается не только благодаря названным работам, но прежде всего благодаря его проповедям. Вдохновенные по тону, глубокие по содержанию, красочные по языку — они поставили святителя на совершенно особенное место в тогдашнем церковном мире.

    В 1817 году высочайшим указом он возводится в сан епископа Ревельского, викария Санкт-Петербургской епархии с оставлением во всех прежних должностях, но в 1819 году назначается на самостоятельную Тверскую кафедру, а в 1820 — на почетную Ярославскую кафедру. 3 июля 1821 года именным высочайшим указом архиепископу Филарету повелено быть правящим архиереем Московской епархии и архимандритом Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, и на этом посту он оставался до 19 ноября 1867 года, последнего дня своей жизни (с 1826 года в сане митрополита). В течение десятилетий святитель являлся членом Святейшего Синода, принимал активнейшее участие в управлении и регулировании церковной жизни, и даже после того, как с 1842 года его перестали приглашать на заседания Синода, мнение Филарета мудрого” по-прежнему испрашивалось и играло решающее значение при решении церковных дел.

    Митрополит Филарет был подлинно мудрым и внимательным церковным администратором. Изданные после его смерти его “Резолюции по различным епархиальным делам и “Мнения и отзывы” по различным церковным вопросам охватывают различнейшие вопросы: церковно-правовые, догматические, государственные, социальные. В кратких очерках говорится о христианском браке, церковном пении, переводе Библии на русский язык, об иностранных исповеданиях, о мистических увлечениях в обществе, о восточных православных Церквах, предлагаются ответы на всевозможные вопросы, от разделения дохода между священником и диаконом до отношения к Святым Дарам. Поражает глубина и широта ума святителя, в точных формулировках и без излишней категоричности предлагавшего на столетие вперед разрешение различных проблем.

    В своих высказываниях и решениях митрополит Филарет нередко бывал суров и резок, но высокая требовательность объяснялась высотой его воззрений на церковную жизнь. Он часто посещал Духовную академию, присутствовал на лекциях и на экзаменах. Там восхищались глубиной и меткостью замечаний владыки, хотя те из студентов и преподавателей, кого замечания касались, боялись их как огня. Способности студентов он оценивал почти с первого взгляда. По воспоминаниям графа М. В. Толстого, об одном студенте сказал: Этот весь плоть”, и так оно и оказалось впоследствии.

    Московский митрополит был подлинным ревнителем Церкви во всем, в большом и в малом. Он поднимал свой голос и против напрасной критики церковной жизни в печати и против замены традиционного церковного пения партесным. В 1826 году при перенесении тела императора Александра I через Москву московский губернатор предложил ввиду тесноты Архангельского собора постелить поверх гробниц доски и на этом помосте поставить катафалк. “Вам лучше меня должно быть известно, прилично ли попирать ногами царские гробницы,— ответил на это митрополит.— Но попирать святых мощей не позволю”. И в сделанном помосте над раками царевича Дмитрия и Черниговских чудотворцев были прорезаны отверстия, окруженные решеткой.

    Известный историк Русской Церкви И. К. Смолич писал о трагической роли” святителя Филарета, и для этого были основания. Святитель остро переживал подчиненное положение Церкви по отношению к государству, в котором ретивые обер-прокуроры Святейшего Синода рассматривали Церковь как часть государственного аппарата. Показательно, что государственные законы по церковным вопросам принимались в те годы без участия священнослужителей. Святитель желал для Церкви большей степени самостоятельности, возрастания уровня самоуправления, но в то же время утверждал, что в России благочестивейшие цари есть верховные защитники Церкви и блюстители Православия. Случалось, что возникали конфликты между императором Николаем I и митрополитом Филаретом (по поводу нарушения приближенными императора церковных законов о браке, освящения Триумфальных ворот с языческими изображениями и др.), но эти конфликты никогда не влияли на отношение святителя к самодержавной власти, как безусловно благодетельной для России.

    Многими современниками московский митрополит воспринимался как консерватор, жесткий охранитель устоев старины и противник всего нового. Это неверно. В письме к преосвященному Иннокентию (Вениаминову), своему будущему преемнику на московской кафедре, святитель писал:Открывать и обличать недостатки легче, нежели исправлять. Несчастие нашего времени в том, что количество погрешностей и неосторожностей, накопленное не одним уже веком, едва ли не превышает силы и средства исправления. Посему необходимо восставать не вдруг против всех недостатков, но в особенности против более вредных, и предлагать средства исправления не вдруг всепотребные, но сперва преимущественно потребные и возможные”.

    Святитель Филарет неизменно стремился к подъему уровня духовного образования. По воспоминаниям современника, в те годы в Московской Духовной академии “было скорее слишком много духовной свободы и исключительная обстановка сердечности, мягкости, товарищества”. Он предлагал царям создать митрополичьи округа, проводить регулярные архиерейские съезды, он поддержал создание в 1860-е годы новых церковных журналов. В 1840-е годы он потратил немало сил для публикации первого жития преподобного Серафима Саровского, а позднее принимал участие в прекращении смуты в созданной преподобным Серафимо-Дивеевской обители. С его благословения Иван Киреевский начинает издание трудов Отцов Церкви, а Алексей Хомяков создает апологетические сочинения в защиту Православия. Московский митрополит видел духовное беспокойство в обществе, ощущал возникшую там подлинную духовную жажду и принимал меры к ее утолению, к защите от возникавших различных мистических соблазнов.

    В то же время святитель чутко ощущал состояние общества и духовенства, понимал потребности времени. В период коренного переустройства в России в 1850-1860-е годы он, например, не одобрил предложение о восстановлении патриаршества, считая полезными менее радикальные перемены. Усиленное стремление к преобразованиям, неограниченная, но неопытная свобода слова и гласность,— писал митрополит протоиерею Александру Горскому в апреле 1867 года, - произвели столько разнообразных воззрений на предметы, что трудно между ними найти и отделить лучшее и привести разногласие к единству. Было бы осторожно как можно менее колебать то, что стоит твердо, чтобы перестроение не обратить в разрушение. Бог да просветит тех, кому суждено из разнообразия мнений извлечь твердую истину”.

    Главным делом святителя стал перевод Библии на русский язык. Сейчас это кажется невероятным, но в те годы этому яростно противились и видные иерархи, например митрополиты Серафим (Глаголевский), Евгений (Болховитинов), Филарет (Амфитеатров), и светские люди — адмирал Шишков, государственный секретарь Сперанский. Они считали, что русский перевод принизит Священное Писание. Многие полагали, что Библия “только для Церкви потребна и для одних попов годна”. В то время иные набожные люди полагали, что от чтения Священной книги люди с ума сходят. Например, чтение Библии было прямо запрещено воспитанникам кадетских корпусов. Императоры Александр I и Николай I не дали своего согласия на перевод. Между тем сам святитель и близкие к нему по духу люди сознавали, какую великую пользу могло бы принести в народе более широкое и свободное знание Слова Божия. Филарет не боялся пробудить мысль, хотя знал о соблазнах мысли,— писал прот. Георгий Флоровский.— Ибо верил, что эти соблазны преодолеваются и побеждаются только в творческом делании, а не в пугливом укрывательстве”. Немало скорбей и испытаний пришлось преодолеть ему. Перевод Евангелия с церковно-славянского на русский язык архимандрит Филарет начал в 1816 году, но через несколько лет работы были запрещены. Лишь спустя 40 лет, в 1858 году было принято решение о переводе Священного Писания на русский. Полный синодальный перевод Библии вышел в свет уже после кончины святителя, в 1876 году.

    Однако в народе главным образом московский митрополит стал известен благодаря своим проповедям. “Проповедь у Филарета всегда была благовестием, никогда не бывала только красноречием”,— отмечал прот. Георгий Флоровский. В его проповедях — все филаретовское богословие, живой богословский опыт, выстраданный и закаленный в молитвенном искусе. Святитель Филарет был ярким представителем сердечного богословия”, задача которого состояла в “образовании внутреннего человека”. Он равно далек и от схоластов с их логическим педантизмом, и от мечтательных мистиков, в своих духовных исканиях отрывающихся и от Библии, и от Церкви. Он сдержан в своем богословии, и это можно объяснить высоким чувством ответственности — ответственности за каждое свое слово.

    Среди наиболее частых тем филаретовских проповедей - тема Креста, Рождество и Воскресение Христово, образ Богородицы, память преподобного Сергия. 28 сентября 1839 года московский митрополит был приглашен на освящение храма святого благоверного князя Александра Невского, созданного в доме воспитания бедных детей и призрения престарелых и немощных. Можно предположить, что собравшиеся благотворители из числа московских дворян и купцов ожидали похвал за содеянное благое, человеколюбивое дело. Но святитель заговорил об ином: С нашей же стороны, братья христиане, требуется постоянное внимание к сердцу своему, дабы в нем от источника истинной веры исходили чистые струи человеколюбия... Как? —скажет иной,— я верую в единосущную Троицу, в Господа Иисуса Христа Богочеловека, в Его спасительное страдание, крестную смерть и воскресение, в Его вознесение на небо и грядущий суд, в благодатные тайнодействия Святаго Духа; отвергаю всякое неправославное мудрование: не сия ли есть чистая вера в Бога, каковы бы ни были мои отношения к людям? Нет спора, единоверный мой, что сия есть истинная апостольская вера в существе своих догматов; но может быть сомнение в том, точно ли ты ее имеешь и как имеешь. Поколику ты имеешь ее в Слове Божием и в Символе веры, потолику она принадлежит Богу, Его пророкам, Апостолам, отцам Церкви, а еще не тебе. Когда имеешь ее в твоих мыслях и в памяти, тогда начинаешь усвоять ее себе; но я еще боюсь за сию собственность, потому что твоя вера в мыслях, может быть, есть только еще задаток, по которому надлежит получить сокровище, то есть живую силу веры. А как получить ее? Сердцем, как говорит апостол Павел: сердцем веруется в правду (Рим. 10, 10). Но если ты усвоил себе веру сердцем, то есть в глубине души почувствовал ее достоинство, святость и силу, возлюбил ее, прилепился к ней, то вследствие сего надлежит, по слову апостольскому, вселитися Христу верою в сердце (Еф. 3,17) твое, то есть внести в него Свою благодать, Свой свет, силу и жизнь, Свое мудрование, любовь и добродетель; и тогда ты возлюбишь всех человеков - иначе и быть не может — любовию Христовою... Таким образом, одно из двух: или ты имеешь чистую веру и купно с нею человеколюбие и вообще христианскую добродетель и непорочность; или если сих не имеешь, то не будь дерзновен, хваляся одною верою только словесною или мысленною, но подвизайся утверждать веру в сердце твоем...”

    И при всем том основу жизни и деятельности святителя составляло монашество, ибо он был, по словам современника, “истым ревнителем монашеского чина”. Этим объясняются его сдержанность и видимая суровость. Вполне открытым он был перед Богом, не перед людьми, хотя тайн у него не было от его духовника, архимандрита Антония (Медведева)[1].

    Частью его монашеского делания оставалось старчество, для десятков людей он был не только митрополитом, но и духовным наставником. Граф М. В. Толстой вспоминал, что в момент тяжелой болезни он вдруг увидел во сне митрополита Филарета, который сказал: “Ты напрасно смущаешься, от этой болезни ты не умрешь. А тебе нужно подумать о грехах своих. Помнишь ли?” — и исчислил графу многие его грехи, частью давно забытыеНедаром уже при жизни московского митрополита многие стали почитать его как святого.

    За прошедшее столетие все более ясной становилась значимость личности святителя Филарета для церковной жизни, в которой он фактически стал патриархом при отсутствии патриаршества.

    В 1994 году святитель Филарет (Дроздов) Архиерейским Собором был причислен к лику святых Русской Православной Церкви.

     

    Примечания:

    [1] Архимандрит Антоний (Медведев) в 2000 г. Архиерейским Собором Русской Православной Церкви причислен к лику святых.

     

    Текст приводится по изданию: А. И. Яковлев. Светоч Русской Церкви // Святитель Филарет (Дроздов). Избранные творения. Акафист. М.: Паломникъ, 2003. С. 3-10.

     

     

    Рекомендуем также:

    Чудеса святителя Филарета (Дроздова), Митрополита Московского
    Ежедневная молитва святителя Филарета, Митрополита Московского
    Святитель Филарет (Дроздов), Митрополит Московский

    Беседа в день рождения благочестивейшего Государя Императора Александра Николаевича (1858 год)

    Ответ Обществу Любителей Духовного Просвещения на избрание Попечителем оного (1863 год)

    Слово в день святаго мученика благовернаго Димитрия Царевича (1822 год)

     

    Copyright © 2006-2011 Библиотека "Халкидон"
    При использовании материалов сайта ссылка на halkidon2006.orthodoxy.ru обязательна.

    Mail.Ru Сайт расположен на сервере 'Россия Православная' Rambler's Top100