|
Библиотека “Халкидон” ___________________ Архимандрит Евлогий (Смирнов) В день памяти преподобного Сергия Апостол Павел пастырски обличал коринфян, получивших великие дары в крещении и благовествовании Христовом, в том, что они лживы и горды, чужды святости, живут в распрях, раздорах, вражде. “Не знаете ли, что тела ваши суть храм живущего в вас Святаго Духа?” — обращается к ним святой апостол (1 Кор. 6,19).Страшно пагубно, братия и сестры, легкомыслие, небрежение в духовной жизни. С купели святого крещения обязались мы жить в страхе Божием, с твердой и живой верою, надеждою и любовью в Того, в Кого мы крестились и облеклись, став сосудами Духа Святого. Ничто так не опустошает душу человека, как равнодушие к храму души своей, дорогому сокровищу, за которое пролилась на кресте пречистая кровь Христова. Как ураган, ворвавшийся в открытые окна дома, разрушает благолепие его, так и тлетворный, суетный, многопопечительный дух, порабощающий нас, приносит немало бедствий, уничтожая святость души. Духовная жизнь требует от человека сосредоточенности, усердия. Только в ней, в живом единении со Христом Богом мы достигаем подлинного блаженства. Огонь благодатной жизни возгорается, как только человек склоняется к вере, живой и нелицемерной, верит, как дитя, смиренно сознавая свою суетность перед Тем, Кто - всё. Такая вера дарует сокровенные ощущения благодатной жизни. Христос верою вселяется в сердца наши (Еф. 3, 17), пребывая в них, как в храмах, исполняя их всяким богатством и святыней, светом и разумом. Одухотворяющая вера отверзает пред нами двери в Царство Бога.Но по своей немощи мы забываем, а некоторые, может быть, и не знают, что нам предназначено свыше стать храмами Самого Бога, создавшего нас и возлюбившего нас Своей беспредельной любовью. Существует ли что-либо выше и заветнее святой цели — быть богоносцем, носителем Источника жизни, самой божественной святыни?!Святое Евангелие говорит нам о тесном единении с Богом: “Я есмь лоза, а вы ветви; кто пребывает во Мне, и Я в нем” (Ин. 15, 5). Поэтому Святая Церковь делает все, чтобы духовно преобразить, обновить наши сердца, одухотворить их, сделать их жилищем Духа Святого.Наши молитвы в храме, богослужения и таинства очищают , омывают нас от греха, умерщвляющего нас, украшают и вразумляют, возвышают духовно, соделывают сынами Божиими. Господом нам дан путь, следовать которым должен каждый христианин. Заветы Господа претворили в жизнь тысячи людей. Одним из них был преподобный Сергий Радонежский, память которого мы сегодня чтим. Образ его святой жизни тем более близок нам, что он наш соотечественник. Почти шестьсот лет отделяют нас от того времени, когда святой игумен Сергий ходил по этой земле. Память о нем не угасает, она горит ярким священным огнем из поколения в поколение, ибо вечна память о праведниках Божиих.Преподобный Сергий с ранних лет стремился к Богу. Совсем юным он бесстрашно ушел в лесную глушь, чтобы там найти себя, приготовить храм души своей и войти в общение с Богом, узреть Его дела в мире. У него была трудная, полная добровольных лишений жизнь. Подвиги преподобного соединяли его с небесным миром, делали его тайнозрителем Святой Троицы, общником святых, которые сходили к нему с небесных кругов, как к другу. О святости игумена Сергия вскоре узнал весь мир, и люди потянулись к нему, как к благодатному светочу: никто не сомневался, что преподобный близ Бога, знает Его, имеет к Нему великое дерзновение. Эта вера в преподобного жива до сих пор. Счастливы и мы с вами, что имеем предстателем пред Богом преподобного Сергия, который по своей любви творит молитвы о всех своих соотечественниках, о мире всего мира, о каждом из нас, дабы Господь привел нас в образ истинного покаяния, к очищению и освящению душ наших, ибо мы немощны и нуждаемся в помощи сильных духом и верой.Когда мы взываем к преподобному, как скорому помощнику и преславному чудотворцу, то разумеем его помощь прежде всего в деле спасения души, как “единого на потребу”. Душа больше пищи, и тело одежды (см.: Мф. 6, 25) и даже всего мира. О, если бы мы обращались к нему с тем, чтобы он помог нам спастись от греха, избавиться от всего, что мертвит нас, погружает во мрак страстей, мы получили бы отклик от него самый скорый, самый действенный. Оттого наши молитвы даже у самой гробницы иногда тяжелы и не услышаны бывают святым, что не о том просим, что нужно нашим душам. Церковь Христова учит нас разумным молитвам: “Пресвятая Троице, помилуй нас. Господи, очисти грехи наша; Владыко, прости беззакония наша; Святый, посети и исцели немощи наша, имене Твоего ради”. Такими молитвами и самые грешные люди достигали святости зрения невечернего света Святыя Троицы.Мы же, видимо, слабы в вере Христовой, ибо допускаем множество грехов, растлевающих нашу душу - храм Вышнего Бога. Что может помочь бедственному состоянию души? Усердие в молитвах, постоянный труд для приобретения молитвенного навыка. Немало надо затратить усилий, чтобы очистить ржавчину сердец. Очищение души от скверны греха требует постоянного и неленостного труда в молении, пощении, в церковном бдении. К этому и будем стремиться, возлагая упование на Бога, как Милостивого Отца, не хотящего смерти грешника, но еже обратитися и живу быти ему. Аминь.
ЖМП, 1973, № 10. С. 39 Текст приводится по изданию: Архимандрит Евлогий (Смирнов) . В день памяти преподобного Сергия // В память вечную будет праведник. Краткое житие преподобного Сергия. Проповеди на дни его памяти. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 2002. С. 86-89
Рекомендуем также: Краткое житие преподобного Сергия, игумена Радонежского Copyright © 2006-2011 Библиотека "Халкидон" |