• На главную страницу
  • Жития святых и подвижников благочестия
  •  

    Библиотека “Халкидон”

    ___________________

    Краткое житие преподобного Сергия, игумена Радонежского

    Память преподобного Сергия, игумена Радонежского, всея России чудотворца празднуется Православной Церковью 5/18 июля и 25 сентября/8 октября

     

    Путие праведных подобне свету светятся”, — говорит премудрый Соломон (Притч. 4, 18). И действительно они светлы, но для тех ревнителей благочестия, которые вспоминают подвиги праведников с искренним желанием подражать житию оных. Такие люди, изучая деяния святых, озаряются светом богопознания и восходят к духовному совершенству — благодатному соединению с Богом. С намерением помочь этому богоугодному делу и предлагается краткое жизнеописание преподобного отца нашего Сергия, дабы и всем нам получить хотя бы малую зарю духовного просвещения к нашему назиданию и спасению.

    Сей угодник Божий, преподобный Сергий, родился в городе Ростове Великом в 1314 году от родителей благородных и благочестивых, Кирилла и Марии, и наречен был во святом крещении Варфоломеем. Еще от утробы матери Бог предзнаменовал будущую судьбу Своего избранника неким чудным явлением. В один нарочитый день мать его, во время чревоношения, находилась в храме Божием на божественной литургии. В это время, перед чтением Евангелия, младенец вдруг вскрикнул у нее во чреве. Этот необычный голос слышали и другие, стоявшие около Марии. Во время Херувимской песни снова вскрикнул младенец. А когда священник возгласил: “Святая святым”, то младенец вскрикнул в третий раз. По такому необычному явлению все слышавшие заключили, что этот младенец будет истинным служителем Святой Троицы и великим светильником миру.

    И по рождении дитяти заметили в нем нечто необычное: когда мать вкушала тучную пищу, то младенец не принимал от нее молока и оставался без еды. То же самое проявлял в каждую среду и пяток. Все это служило знамением будущего поста и воздержания, которые станет соблюдать Варфоломей и во дни отрочества. Будучи воспитан родителями в добром наказании и страхе Божием, он был отдан в научение книжное, но вначале отрок не проявлял природных способностей к познанию преподаваемого ему учения, о чем немало скорбели его родители, равно и сам он. Но и при этом вышло нечто промыслительное и чудесное. В летнее время отрок Варфоломей, находясь вне родительского дома, увидел незнакомого ему старца-черноризца, стоящего под деревом и молящегося. Варфоломей стал вблизи его, ожидая конца молитвы. Когда же старец окончил молитву, отрок поклонился ему до земли, а старец спросил: “Что тебе надобно, чадо?” “Я учусь грамоте, — ответил Варфоломей, — и не понимаю оную; помолись за меня Богу, отче святый, дабы я мог постигать изучаемое”. Старец прочитал молитву, благословил отрока, дав ему при этом часть просфоры, и сказал: “Сие дается тебе в знамение благодати Божией к уразумению преподаваемого тебе учения”. С того времени отрок Варфоломей получил благодатный дар к научению книжному. После этого он стал прилежно изучать слово Божие, усердно прилепился к церковному богослужению. И такой навык вселил в сердце его страх Божий, потому-то отрок Варфоломей и превосходил своих сверстников разумением книжного учения и благонравием своего жития.

    Еще во дни отрочества Варфоломея родители его переселились из города Ростова в Радонеж, где отрок закончил учение и стал помогать им в домашних делах. Когда он достиг юношеского возраста, то усердно начал служить отцу и матери, покоя их старческую немощь. По смерти же родителей часть своего наследства он передал младшему брату Петру, что-то раздал нищим и бедным, сам же избрал себе уединенное житие во глубине радонежских лесов, где и скрылся от мира, дабы в безмолвии работать Господу ради спасения души своей. К нему присоединился и старший брат его, Стефан, уже будучи в то время иноком. Призвав Бога на помощь, они начали рубить лес, сами носили бревна на то место, где ныне существует святая Лавра. Сперва устроили палатку, потом келлию, а близ неё малую церковь, которая, по благословению митрополита Феогноста, была освящена во имя Святой Живоначальной Троицы.

    По освящении церкви, Варфоломей (будучи двадцати четырех лет) призвал к себе некоего игумена Митрофана, саном пресвитера, и просил у него для себя монашеского пострижения. Игумен согласился и 7 октября, в день памяти святых мучеников Сергия и Вакха, совершил пострижение, причем наименовал его Сергием.

    Игумен Мигрофан не долго оставался с новопостриженным иноком; поучив его правилам безмолвной жизни, он оставил его пребывать в уединении. Но Сергий, как светильник, поставленный на свещнике, не мог укрыться под спудом уединения и безмолвия. Слава о богоугодном житии его распространилась далеко по окрестным селениям, почему и начали приходить к нему желающие безмолвствовать Бога ради. Помня слова Христовы: “грядущаго ко Мне не изжену вон(Ин. 6, 37), Сергий стал принимать к себе желающих подражать ему в подвигах благочестия и не возбранял селиться вокруг своей келлии. Таким образом близ храма, устроенного Сергием, составилась малая киновия. Но у них не было игумена, ибо все братия имели особножительство. Хотя иноки и просили преподобного быть у них игуменом, но он не соглашался на их просьбу. В то время в городе Переяславле-Залесском[1] жил наместник Всероссийского Митрополита Преосвященный Афанасий, епископ Волынский, который (по просьбе братий) убедил преподобного Сергия смиренно покориться их избранию. Он призвал Сергия в Переяславль, где и рукоположил его во диакона, а на другой день во пресвитера и затем поставил во игумена. Приняв благодать рукоположения, преподобный Сергий ежедневно совершал божественную литургию, причем для всякого молитвословия являлся в церковь раньше всех. Равно как и в келейных делах, он по-прежнему продолжал служить братии: рубил дрова, носил воду, делал свечи, варил кутью. Особенно же, если дело касалось просфор для бескровного жертвоприношения Богу, то их он всегда приготовлял сам. Одежду, как и раньше, носил ветхую, негодную, покрытую заплатами.

    При таком трудолюбии, глубоком смирении и безмолвном житии он постоянно занимался чтением слова Божия и молитвой, почему Господь и удостоил его благодатных даров прозрения и чудотворения. Так он сподобился утешительного видения, которое пророчески прознаменовало будущую судьбу врученных ему словесных овец. Однажды глубоким вечером, стоя на обычном молитвенном правиле, он возносил молитву о своих духовных чадах и в это время услышал голос, зовущий его: “Сергий!” Старец изумился необычному для ночного времени зову. Сотворив молитву, он открыл окно своей келлии и внезапно увидел чудное явление: воссиял с неба великий свет, так что ночная тьма рассеялась при обилии его. И тот же голос повторил: “Сергий! Ты молишься о чадах своих, Господь принял твою молитву”. При этом увидел преподобный множество прекрасных птиц. Затем голос продолжал: “Так умножится число учеников твоих, и после тебя не оскудеют последующие по стопам твоим”. Преподобный Сергий, будучи утешен этим видением, приложил еще большее попечение и заботу о том, чтобы молитвенное правило, строгий чин богослужения и хозяйственный порядок сохранялись в его обители.

    Желая, чтобы благословение Божие, доставляющее инокам утешение в изобилии, служило бы к умножению благословения, преподобный ввел в своей обители странноприимство, питание нищих и подавание просящим. Странники, нищие и больные всегда находили здесь упокоение и довольство.

    Когда такой светильник добродетели сиял светом душеспасительного подвижничества, а сама пустыня процветала яко крин, то неудивительно, что слава о нем достигла самых дальних пределов. И державный князь, и митрополиты Московские имели великую веру и питали глубокое уважение к преподобному Сергию.

    Святитель Алексий, Митрополит Московский, чувствуя приближение кончины, призвал к себе авву Сергия и увещевал его принять епископский сан, дабы он мог со временем быть его преемником на Московской митрополии. Но преподобный с твердостью отказался, не считая себя достойным. “Прости мне, Владыко святый, — отвечал он Митрополиту, — ты желаешь возложить на меня бремя выше меры моего достоинства. Ибо кто я? Недостойный и худейший паче всех человек!” Святитель Алексий, видя глубокое смирение Сергия, не настаивал на исполнении своего желания и отпустил его с миром.

    Во дни великого князя Московского Димитрия Иоанновича Господь, грех ради человеческих, попустил великую скорбь на предков наших. Князь ордынских татар — Мамай — подвиг всю великую Орду на землю Русскую, и ужасом объята была в то время вся Русь. Князь же Димитрий, имея великую веру к святому старцу Сергию и признавая в нем дар прозорливости, пришел к нему в обитель и спросил, советует ли он ему идти в поход против безбожных татар. Преподобный благословил державного на ратный подвиг, вооружил его молитвою и сказал: “Должно тебе, государь, попещись о врученном тебе от Бога христоименитом стаде. Иди против безбожных татар; с помощью Божией получишь победу и возвратишься с великими похвалами с поля брани”. Дал при этом преподобный ему двух иноков из своей братии: Пересвета и Ослябю. Воинов, готовящихся идти на брань, преподобный благословил мужественно стоять против врагов. Князь, напутствуемый молитвами преподобного, одержал знаменитую Куликовскую победу, ставшую началом освобождения России от ига татарского.

    Самой высшей наградой и благодатным утешением для преподобного Сергия было чудное видение, которого он удостоился. Однажды глубокой ночью он пел акафист пред иконой Богоматери и, взирая на Ее образ, молился со слезами: “О Пречистая Мати Христа Бога моего, Ты Заступница и крепкая Помощница роду человеческому, присно молящаяся за нас, недостойных, Сыну Своему и Богу нашему. Моли Его, да призрит на святую обитель сию и на братий, собранных в похвалу и честь святому имени Его во веки!” Сотворив молитвенное правило, он сел немного отдохнуть; но вдруг сказал ученику своему Михею: “Бодрствуй, чадо, мы будем иметь чудное посещение”. Едва проговорил он сии слова, как услышал голос: “Се Пречистая грядет!” Святой Сергий поспешил из келлии своей в сени и внезапно осенил его свет великий, паче солнечного; он узрел Преблагословенную Деву Марию, сопровождаемую апостолами Петром и Иоанном. Преподобный пал ниц, но Благословенная Матерь коснулась его и сказала: “Не бойся, избранниче Мой, Я пришла посетить тебя, ибо услышана молитва твоя. Не скорби о учениках своих, о которых ты молишься, и об обители своей: не только при жизни твоей, но и после твоего отшествия к Богу Я неотступна буду от обители сей, неоскудно подавая все потребное и покрывая ее во всех нуждах”. Это чудное видение было как бы последней наградой в земной жизни Сергия за труды и подвиги, подъятые им во славу Божию.

    Будучи славен высокими подвигами благочестия, преподобный был украшен еще и даром прозрения. Нередко предсказывая людям будущее, как настоящее, старец за шесть месяцев провидел свое отшествие к Богу на вечный покой. Поболев какое-то время и причастившись Святых Таин, он преставился от жития сего в 1392 году, 25 сентября, прожив семьдесят восемь лет.

    Вся жизнь преподобного Сергия свидетельствует о высоте его подвигов и святости. Особое благоговение перед ним выражено в следующих словах его жизнеописателя: “Принесите мне жизнеописания древле прославленных угодников Божиих и увидим на истине, яко ни в чем не уступает он святым мужам, древле просиявшим. Ибо и сам он был подвижником благочестия, и пустыню наполнил добродетелями многих учеников своих, в посте и безмолвии просиявших. Мы же похваляем его, не как требующего похвал, но просим только: да помолится о нас к Богу сей истинный подражатель Христов”.

    Через тридцать лет после преставления преподобного Сергия были обретены нетленными святые мощи его.

    Некий человек, имевший великую веру к преподобному и живший около Сергиевой обители, часто приходил молиться на гробе его. Видя совершающиеся чудеса от мощей, время от времени он проникался теплой любовью к авве. Однажды в сонном видении явился ему преподобный Сергий и сказал: “Иди скажи игумену и братии, зачем они оставляют меня столько времени под землею, где тело мое утесняется водою?” Воспрянув от сна, будучи исполненный страха и радости от чудесного видения, он поспешил возвестить о видении преподобному игумену Никону, а игумен объявил об этом всему братству. Вскоре далеко по всей округе распространилась славная весть, после чего стеклись в обитель Сергиеву не только простолюдины, но и святители, и державные князья. Пришел и благочестивый крестник преподобного Сергия, воспринятый им от святой купели, христолюбивый князь Георгий Димитриевич, в вотчине коего находилась и обитель преподобного Сергия. При нем священный собор приступил к открытию чудотворного гроба Сергиева, и внезапно разлилось благоухание великое. При этом предстало зрелище достойное удивления: не только сохранилось целым честное тело, но и одежды его не коснулось тление, хотя с обеих сторон гроба стояла вода, не дерзнувшая, однако, прикасаться к преподобному. Видевшие все это прославили Бога за такое явление чудодейственной силы Божией.

    Переложив честное тело преподобного в новую раку, собравшиеся в этот день, 5 июля 1422 года, совершили торжественное празднование, прославляя Бога, дивного во святых Своих. Ему же и от нас да будет честь и слава во веки веков. Аминь.

     

    Примечания:

    [1] Ныне Переславль-Залесский.

     

    Текст приводится по изданию: Краткое житие преподобного Сергия, игумена Радонежского // В память вечную будет праведник. Краткое житие преподобного Сергия. Проповеди на дни его памяти. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 2002. С. 3-13.

     

     

    Copyright © 2006-2011 Библиотека "Халкидон"
    При использовании материалов сайта ссылка на halkidon2006.orthodoxy.ru обязательна.

    Mail.Ru Сайт расположен на сервере 'Россия Православная' Rambler's Top100