• На главную страницу
  • Жития святых и подвижников благочестия
  •  

    Библиотека “Халкидон”

    ___________________

    Житие преподобного и благоверного князя Даниила Александровича Московского

    Память его празднуется месяца марта в 4-й день

     

    Благоверный князь Даниил [1] был четвертым сыном святого и приснопамятного великого князя Александра Ярославича Невского [2]. Был он последним среди братьев своих, как и прадед его, великий князь Всеволод Юрьевич [3]. Так, князей Даниила и Всеволода уподобил Господь древнему царю, Богоотцу и пророку Давиду, и тот был младшим из братьев своих.

    Сей блаженный князь Даниил остался без родителей двух лет от рождения, и от младенческого возраста Господь хранил его. Господь избрал его, и возрастил, и устроил. Никто не ходил на него ратью, и ему досталась в наследие богохранимая держава преименитого града Москвы [4]. Бог возлюбил и прославил Даниила-князя и его праведное потомство и допустил их княжить и царствовать в роды и роды [5]. Если в то время держава Московская и не была так многовластна, как впоследствии, но и тогда блаженный и великий князь Даниил никем побежден не был. Когда случалась среди братьев князя Даниила и сродников междоусобная брань близ его державы, он, храбрый и мужественный, всегда стремился проявить себя смиренномудрия рачителем. Мужественно вооружался он на враждующих с ним, выходил на них с воинством, но утишал вражду без кровопролития.

    Неизбежно вовлекаемый в междоусобия князей Русских [6], блаженный князь Даниил Александрович показал себя миролюбцем. В 1282 году он соединил Московские войска с войсками брата своего Андрея, боровшегося за великое княжение Владимирское против другого брата, Димитрия; но при первой встрече у града Дмитрова [7] вооружившиеся заключили мир, и кровь не лилась. В 1292 году, когда князь Андрей привел в Россию полчища Татар, домогаясь великокняжеского стола, и они грабили города, блаженный князь Даниил миролюбиво впустил Татар в свой город, не быв в состоянии силой охранить его. Когда Андрей стал великим князем Владимирским, в 1296 году открылись ссоры между русскими князьями; но и Андрей признал тогда правоту блаженного князя Даниила, а епископы Владимирский Симеон и Сарский Измаил убедили на съезде князей во Владимире прекратить ссору миром. Когда же вслед за тем Андрей хотел с войском своим завладеть Переяславлем-Залесским, святый Даниил, князь Московский, вместе с Тверским князем Михаилом встретил Андрея с сильною ратью,— и после переговоров в другой раз заключен был мир. В 1301 году был съезд князей в Дмитрове: на этом собрании блаженный Даниил окончил миром все пререкания с Андреем и прочими князьями.

    Так время княжения своего блаженный князь Даниил прожил мирно, десница Божия защищала его от всякой брани и крамолы, во все дни его жизни никто не нанес ущерба державе его, и сам он не покушался насилием приобретать чужие области, благодаря Бога за дарованное ему в жребий благословенное наследие — державу преславного града Москвы.

    Старшие его братья княжили тогда каждый в доставшейся им по наследию области; великий князь Димитрий — в Переяславле на озере, при нем живал в Переяславле Всероссийский митрополит, преосвященный Кирилл, где и скончался. Тело же его перевезено было в град Киев, бывший тогда стольным градом Всероссийской митрополии, и положено в церкви святой Софии. Митрополию занял затем Максим, родом Грек. Сей митрополит Максим, не стерпев насилия от Татар, навсегда переселился из Киева во Владимир со всем клиром в лето 1300, месяца апреля в 18 день; епископу же Владимирскому Симеону поручил Ростовскую епископию. Когда митрополит Максим прибыл во Владимир, то от тяжелого и долгого пути задремал в своей келии. И вот во время сна увидел он великий и необычный свет: в том свете явилась Пречистая Дева Богородица с Превечным Младенцем на руках и сказала митрополиту:

    Раб Мой Максим, хорошо ты сделал, придя в сей град”. - Подавая затем митрополиту омофор, Пречистая сказала: Прими сей омофор и паси в граде Моем словесных овец”.

    Митрополит принял омофор и пробудился: в келии не было никого, но омофор был в руках его. И прославилось чудо сие по всей Русской земле и в Палестине, а митрополит повелел написать образ тем подобием, как было ему видение [8].

    Со времен блаженного князя Даниила честь и слава первокняжения и первосвятительства начали приближаться к боголюбивому граду Москве: здесь Господь возжелал сугубо прославить Свое Святое имя, благоизволив утвердить и первосвятительство [9] и боговенчанное царство.

    В 1301 году благоверный князь Московский Даниил Александрович, услышав, что у града Рязани собралось множество Татар, пошел туда с войском, чтобы воспрепятствовать нахождению варваров и не дать им в разорение отечество свое. У града Переяславля [10] победил он полчища Татар, и. взяв в плен союзника Татар князя Рязанского Константина Романовича, привел в Москву, но не отягчил его участи жестокостию, напротив, ласково угощал его и содержал в почете.

    Когда скончался брат святого князя Даниила Димитрий, другой его брат, князь Андрей, отправился в Орду добиваться у Татарского хана признания его права на великое княжение. Затем (в 1302г.) скончался бездетным и племянник Даниила, князь Иоанн Димитриевич Переяславский, и завещал державу свою, княжество Переяславль-Залесское, младшему дяде своему, сему блаженному князю Московскому Даниилу, но не старшему дяде, князю Владимирскому Андрею, который считал себя наследником Иоанна и уже распоряжался в Переяславле через своих бояр. Область Переяславская. вместе с Дмитровом, была одною из первых, как по числу жителей, так и по крепости главного города. Переяславль обведен был глубоким рвом с водою, высоким валом, двойною стеною с 12 башнями [11]. Это новое владение вывело князя Московского на степень князя весьма сильного, и сын блаженного князя Даниила Георгий уже стал великим князем. Так, по воле Божией, первенство Российского скипетродержавия без борьбы переходило в род князя Даниила. Он же, рачитель смиренномудрия, имея в уме пророческое слово: “Когда богатство умножается, не прилагайте к нему сердца” [12], нимало не вознесся мыслию, не возжелал первенства державы. Святый князь мыслил о нем с кротостью, не услаждался властолюбием, но больше ограждался страхом Божиим, преуспевал в братолюбии и уклонялся от жажды славы. Поэтому благодать Божия умножалась к нему, держава его распространялась, и он уже не был вынужден переменять место своего пребывания; в град Переяславль он послал своих наместников, а наместники брата его, великого князя Андрея бежали из Переяславля.

    Богоугодно господствуя в Московской области, блаженный князь Даниил построил за Москвою-рекою монастырь, который зовется по его имени Даниловский [13], создал церковь во имя Ангела своего, преподобного Даниила Столпника [14], и поставил в нем архимандрита. В монастыре сем и сам князь сподобился пострижения в иночество. И так, приняв схиму, отошел он ко Христу в лето 1303, месяца марта в 4-й день, на 42 году от рождения своего. По своему смирению не пожелал он быть положенным в церкви, но на монастыре, где погребали всех братий. Тогда Переяславцы взяли себе в князья сына Даниилова князя Георгия и не пустили его на похороны отца.

    Через 27 лет, в 1330 году, месяца мая в 1-й день, сын блаженного князя Даниила Александровича великий князь Иоанн, по прозванию Калита, перевел по благословению святого Феогноста, митрополита Всероссийского, тот Даниловский монастырь с архимандритиею внутрь града Москвы на свой княжеский двор, поставил здесь церковь во имя Боголепного Преображения Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, устроил новый монастырь, а древний Даниловский и все имение Даниловского монастыря и самый погост Даниловский и иные монастырские села передал архимандриту новосозданного монастыря Святого Спаса, соединив таким образом оба монастыря под одним началом. Спустя много лет, по нерадению архимандритов Спасских, монастырь Даниловский обнищал так, что и след его изгладился, осталась только одна церковь во имя святого Даниила Столпника. И прозвалось то место — сельцо Даниловское. О монастыре же не сохранилось и слуха, как будто его и не существовало.

    Монастырь Святого Спаса существовал среди града Москвы на княжеском дворе до лет благочестивого великого князя Иоанна Васильевича III. Он снова перевел монастырь из града Москвы на новое место над Москвою-рекою, по ту ее сторону, на горе, называемой Крутицы, в расстоянии и окозрения от древнего Даниловского монастыря. Сия снова перенесенная обитель и доныне зовется Спасовою на Новом. Во граде же Москве церковь Преображения Господня была обращена в Собор мирских иереев, и в ней учреждено протопопство. Сия церковь и ныне зовется Спас-на-Бору.

    Однажды великий князь Иоанн Васильевич ехал мимо места древнего Даниловского монастыря, где почивали честные мощи блаженного князя Даниила. Тогда у одного знатного юноши в полку княжеском споткнулся конь, и он остался один среди пути. И вот внезапно сему юноше явился незнакомый человек; тот, увидев незнакомца, испугался; явившийся же сказал ему:

    Не бойся меня, ибо я христианин, месту уже сему господин; имя мое Даниил Московский. По Божию изволению положен я здесь, на Даниловском сем месте. Иди, юноша, к великому князю Иоанну и скажи ему: вот ты всячески себя утешаешь, зачем же меня предал забвению? Но если он забыл меня, то Бог мой не забывал меня никогда”.

    Сказав сие, он стал невидим. Юноша тотчас сел на коня своего и скоро догнал великого князя. Видя его ослабевшего, испуганного, осунувшегося лицом, великий князь сказал ему:

    Где ты замешкался и кого испугался? Почему в таком трепете ты приехал сюда?

    Юноша рассказал ему подробно все, что видел и слышал. Великий же князь с того времени уставил петь Соборные панихиды и божественные службы и устроил раздачу милостыни и трапезы по отшедшим душам своих родственников, поживших в благочестии.

    Спустя много лет новый великий князь Василий Иоаннович ехал однажды в сопровождении множества своих приближенных. Когда бывший среди них князь Иоанн Михайлович Шуйский приблизился к церкви святого Даниила, где почивали мощи блаженного князя Даниила Александровича, над которыми в древние годы был положен камень, то князь Шуйский наступил на сей камень и начал с него садиться на своего коня. Случившийся тут крестьянин сказал тогда ему:

    Господин князь, не дерзай садиться с сего камня на коня своего. Знай, что здесь положен блаженный князь Даниил”.

    Князь Иоанн, видя место Даниловское в небрежении и сочтя о6личившего его крестьянина невеждою, не обратил внимания на слова его и, не подумав сказал:

    Мало ли тут князей!

    И стал садиться на коня. Вдруг конь стал на дыбы, пал на землю и испустил дух. Князя же еле живого вытащили из-под коня. Князь раскаялся в своей дерзости и повелел иерею служить молебен по поводу своего прегрешения и панихиду по блаженном князе Данииле. И вскоре Шуйский выздоровел, по молитвам блаженного и великого князя Даниила.

    Во дни царя Иоанна Васильевича, всея Руси самодержца [15], в городе Коломне проживал купец. Однажды сей купец поехал в лодке с товарами к граду Москве, и с ним был его юный сын. Сего юношу постигла тогда такая сильная болезнь, что отчаялись в его спасении, и он был при последнем издыхании. Когда купец с сыном приплыли к церкви, где почивали честные мощи блаженного и великого князя Даниила, купец принес своего больного сына ко гробу князя и велел иерею той церкви петь молебен, а сам с великою верою и обильными слезами стал молиться Богу, призывая в молитве угодника — святого князя Даниила, прося продления жизни своему сыну, которого и возложил на честной гроб князя Даниила. И тотчас сын его, как бы пробудившись ото сна, стал здоровым. Тогда он взял своего исцеленного сына и пошел в путь, славя Бога и святого князя Даниила. С тех пор отец сильно уверовал в угодника и каждый год в день исцеления своего сына приходил ко гробу святого, совершал там молебны и творил милостыню.

    Царь Иоанн Васильевич, видя то место Даниловское, где почивали честные мощи блаженного князя Даниила, в небрежении и забвении, сам стал ежегодно приходить к мощам сим, и митрополит с Священным Собором установил совершать там ежегодно панихиды и службы о святом; царь повелел построить там каменную церковь и воздвигнуть монастырь, собрать иноков и составить общее житие.

    В 1652 году, августа 30, обретены нетленными мощи святого князя Даниила и по повелению великого Государя царя и великого князя Алексия Михайловича перенесены в храм во имя Святых Отец семи Вселенских Соборов обители святого Даниила, где и доселе сии мощи видимы всем приходящим и почитающим их [16]. По молитвам святого и блаженного князя Даниила помилуй нас, Христе Боже наш, ныне и присно и во веки веков.

    Аминь.

     

    Примечания:

    [1] Сведения о благоверном кн. Данииле почерпаются из древних летописей, а также из жития, помещенного в Степенной книге

    [2] Сыновьями святого великого князя Александра Ярославича Невского были Андрей (1304 г.), Василий (1271 г.), Димитрий (1294 г.), Даниил (1261-1303 г.). Святой Даниил родился от второй супруги Александра Ярославича - праведной княгини Вассы. Кн. Васса чтится святою местно - одинаково с праведными первою супругою святого Александра Невского и дочерью Евдокиею. Они все три положены в Успенском соборе Княгинина монастыря во Владимире-на-Клязьме

    [3] Разумеется внук Владимира Мономаха, Всеволод III, по прозванию Большое Гнездо, сын Юрия Долгорукого, умный, могучий северный князь, утвердивший окончательно первенство Владимира-на-Клязьме перед Ростовом, бывшим ранее главным городом Залесского края. Умер Всеволод Юрьевич в 1212 г.

    [4] Есть, впрочем, мнение, что святой Даниил получил Москву в удел себе от брата великого князя Димитрия между 1276 и 1283 гг.

    [5] Великого княжения Владимирского, т. е. старшинства среди других русских князей, впервые в племени святого князя Московского Даниила Александровича добился сын его Георгий. Со времен следующего великого князя Иоанна, прозванного Калитою, все Московские князья, потомки Данииловы, удерживают за собой великокняжескую Владимирскую область. Правнук князя Даниила Димитрий Иоаннович Донской прямо отказал по завещанию великое княжество Владимирское своему сыну. То же сделал и внук Димитрия Василий Васильевич Темный, считая это великое княжение неразрывно соединенным с Московским. Первым царем русским назывался в сем племени Иоанн III Васильевич, 8-й наследник Московского княжения после Даниила; первым венчан был на царство внук Иоанна III, Иоанн Васильевич IV, по прозванию Грозный

    [6] Во времена святого князя Даниила шла борьба за великокняжеский Владимирский стол между его старшими братьями Александровичами – Андреем, кн. Городецким, и Димитрием, кн. Переяславля-Залесского. Остальные князья примыкали в этой борьбе то к Андрею, то к Димитрию, которые приводили на Русь себе в помощь иноземные войска, преимущественно Кипчакских Татар

    [7] Дмитров – ныне уездный город Московской губернии

    [8] Сей образ находится во Владимирском Успенском соборе. Митрополит Максим скончался в конце 1305 г. Тело его было положено в сем соборе, в приделе святого мученика Пантелеймона

    [9] Преемник митрополита Максима святой Петр проходил все места и города и, полюбивши сына Даниилова, Московского князя Иоанна Калиту, стал жить в Москве долее, чем в других местах, и в ней повелел положить свое тело. Преемник, святого Петра святой митрополит Феогност Грек, сев на месте святого Петра, стал жить на его дворе в Москве

    [10] Рязань сего жития в настоящее время соответствует селу Старая Рязань; Переяславль - нынешнему городу Рязани. Преяславль-Рязанский переименован в Рязань в 1778 г.

    [11] Земляной вал правильной круглой формы хорошо сохранился в г. Переяславле доныне: по местам заметны следы рва, окружавшего вал; но деревянные стены, башни и врата разобраны за ветхостью во второй половине XVIII в.

    [12] Пс., 61, 11

    [13] Московский Даниловский монастырь основан не позднее 1282 г. и существует более 600 лет; он - первый и старейший из монастырей Московских

    [14] Память преп. Даниила Столпника - 11 декабря

    [15] Иоанн Васильевич IV Грозный

    [16] Святые мощи благоверного кн. Даниила, будучи поставлены в 1652 г. против правого клироса церкви Соборов, там находились до 1763 г., а в сие время были перенесены в арку у левого клироса, где и поныне находятся. Память святого Даниила совершается дважды в году: 4 марта, в день преставления его, и 30 августа, в день открытия святых мощей его. В Данииловском монастыре в сии дни праздничная служба совершается по особому чину, напечатанному в 1791 г.

     

    Текст приводится по изданию: Житие преподобного и благоверного князя Даниила Александровича Московского // Четьи-Минеи. Святые русского православия. М., 2004. С. 317-327.

     

     

    Рекомендуем также:

    А. В. Экземплярский. Глеб, во св. крещении Давид, князь муромский
    Слово о житии Великого князя Дмитрия Ивановича
    Святой благоверный царевич Димитрий, Угличский и Московский
    Сказание о Довмонте
    Преподобная Евдокия, в инокинях Евфросиния, великая княгиня Московская
    Владимир (Иким), Митрополит Ташкентский и Среднеазиатский. Святой Александр Невский как полководец и дипломат
    Сказание об убиении в Орде Князя Михаила Черниговского и его боярина Феодора

     

    Copyright © 2006-2011 Библиотека "Халкидон"
    При использовании материалов сайта ссылка на halkidon2006.orthodoxy.ru обязательна.

    Mail.Ru Сайт расположен на сервере 'Россия Православная' Rambler's Top100