• На главную страницу
  • Творения святых отцов и учителей Церкви
  •  

    Библиотека “Халкидон”

    ___________________

    Святитель Иоанн Златоуст

    О покаянии. Слово III.

     

    Из творений, приписываемых святителю Иоанну Златоусту и в Патрологии Миня отнесенных к разряду Spuria

     

    Я изображу, возлюбленные, целительную силу покаяния, чтобы нам достигнуть пристани спасения. Мы уязвлены грехом, — исцелимся же покаянием; посредством греха нас уязвил диавол, — посредством покаяния исцелил Христос; тот прочно укоренился чрез грех, — Господь секирою покаяния с корнем уничтожил грех. Вот, говорит Он, секира лежит у каждаго дерева. Всяко убо древо еже не творит плода добра, посекаемо бывает, и во огнь вметаемо (Мф. III, 10). Диавол посеял грех, как плевелы, — Христос серпом покаяния вырезал плевелы греха. Грех есть тяжкий недуг, но прекрасное дело — покаяние. Будем поэтому избегать страшного первого и любить вожделенное второе! Чрез грех диавол низводит нас в геенну, — чрез покаяние Христос вводит нас в царство небесное. Ты согрешил? Упокойся: ведь не столько ужасно совершить грех, сколько является дурным пребывание во грехе, первое имеет оправдание, последнее же влечет за собой не имеющее прощения наказание. В самом деле, и Петр согрешил, отрекшись от Христа, и Павел, преследуя Христа, совершил беззаконие, а равным образом и Давид, совершив прелюбодеяние и убийство, сделал заслуживающее смерти. Но если они и согрешили, как люди, зато покаялись, как святые; хотя они случайно и впали в сети греха, но зато, освободив свой умственный взор от пагубного неверия, прибегли к покаянию, чтобы посредством него получить прощение прегрешений. Поспешим, поэтому, и мы прибегнуть к покаянию! Пусть диавол и обременил нас грехом, но зато облегчает нас Господь Иисус Христос, родившийся от Святой Девы Марии, чрез покаяние принимая бремя греха на Себя, как сказано: се Агнец Божий, вземляй грехи мира (Иоан. I, 29). Диавол вложил в людей грех, — Господь освободил людей от греха. Первый внушил человеку грех для того, чтобы посредством него погубить человека, — Господь удалил грех, чтобы освободить человеческую природу от греха. До пришествия Христа диавол был страшен, до креста нестерпим был грех; ныне же крест сокрушил жало греха; Господь Иисус, явившись на землю, низверг диавола с лица земли, подобно молнии. Я видел сатану, говорит Он, яко молнию с небесе спадша (Лук. X, 18). Смерть Христа разрушила царство смерти. В самом деле, хотя и царствова смерть от Адама даже до Моисея и над несогрешившими по подобию преступления Адамова, иже есть образ будущаго (Римл. V, 14), — но после смерти Господа она (смерть) стала игрушкой даже для детей. Поэтому все мы после воскресения Христа говорим, посрамляя гордость смерти: где ти, смерте, жало? Где ти, аде, победа (1 Кор. XV, 55)? До креста совет змея вдохнул смерть, после же креста, после страданий Христовых, вот старцы и женщины, юноши и девы, попирают змей и скорпионов и всякую силу вражию, подобно тем, которые давят в точиле виноград. Я сказал вам это, чтобы показать падение греха и силу покаяния. Поэтому не изощряй против себя жала греха, пусть безпечность твоя не является поощрением для греха. Ты не осуждаешься за совершение греха, но подвергаешься наказанию за то, что согрешив не покаялся. Подобно тому, как Господь, зная немощь нашего тела, дал людям искусство врачевания, и повелел земле производить растения, пригодныя для врачевания, точно также, зная склонность души к падению и раны греха, Он дал покаяние, как бы врачество для душ, и вложил в Божественныя и священныя письмена средства к покаянию, как бы травы, чтобы каждый из нас имел в них целительный пластырь и, прикладывая его к себе при содействии веры, избежал болезни. Но пусть наше покаяние не ограничивается только одними словами, так как нелепо было бы, если бы оно состояло только в словах и Церковь Господа нашего Иисуса Христа не созидалась посредством дел. Исповедуй, человек, прегрешения твои, открой грех свой, чтобы ты мог получить прощение своего греха. Если ты откроешься, то получишь в дар прощение прегрешений. Пусть будет свидетелем нам Давид, который говорит: рех: исповем на мя беззаконие мое Господеви, и Ты оставил еси нечестие сердца моего (Пс. XXXI, 5). Если ты теперь исповедаешь прегрешения свои, то получишь прощение, так как настоящее время есть время милостей, в будущем же веке ты если и будешь плакать, то плач твой будет совершенно безполезен, и если бы ты даже покаялся, — не получишь прощения, потому что во аде кто исповестся Тебе (Псал. VI, 6)? Но если даже ты тогда и исповедуешь прегрешения свои, ты не принесешь себе никакой пользы. Ведь и богач, когда увидал, что нищета Лазаря превратилась в избыток, а его собственное богатство обратилось в крайнюю бедность, стенал, но не был помилован; плакал и скорбел, но не получил утешения; просил оказать ему милость, но не получил ея, потому что и сам, когда его просили, не хотел ничего дать. Будучи богат здесь, он стал беден там; здесь, по причине богатства, он был крайне надменен, там, явившись бедным, жалобно взывал; здесь обладал потоками вина и источниками благовонных мазей, а там не получил даже капли воды, хотя и умолял о том, но оборачивался туда и сюда, будучи палим невещественным огнем. Прибегнем же и мы к покаянию, так как — время покаяния; потушим пламя греха слезами покаяния. Смотри, чтобы, в надежде на долготерпение Божие, тебе не оставить сердце свое нераскаянным; пусть благость Божия не сделает душу твою непреклонной, так как она побуждает и приводит тебя к покаянию. Смотри же, по жестокости твоей и непокаянному сердцу, не собери себе гнева в день гнева и откровения и праведнаго суда Божия, иже воздаст коемуждо по делом его (Рим. II, 5, 6). Согрешил ты? Покайся, чтобы безпечностию своей не причинить себе неизцелимой болезни. С появлением света разсеевается тьма, — когда является покаяние, уничтожается грех. Совершенствуй самого себя подобно тому, как земледелец возделывает ниву: вырви грех подобно плевелам, как терние уничтожь беззаконiе, как ветвь дикой маслины, как дикое безплодное дерево истреби грех. При виде греха, веселятся демоны, — усматривая покаяние, радуются ангелы, и, по словам Господним, радуются ангелы Божии об одном грешнике кающемся (Лук. XV, 7). Не обнажай себя, человек, не отвергай от себя всеоружия Духа Святаго, чтобы не сделаться тебе для врагов легко победимым; возьми щит покаяния и отрази стрелы похоти. Сладок блуд, но вреден: тяжко целомудрие, но полезно. Блуд находит пособника себе в свойстве тела, целомудрие имеет помощника в благодати Духа. Итак, где блуд, там обитает диавол; где целомудрие, там пребывает Господь Иисус Христос. Поэтому блаженный Павел говорит: аще кто Божий храм растлит, растлит сего Бог; и в другом месте: взем ли убо уды Христовы, сотворю уды блудничи? Да не будет (1 Кор. III, 17 и VI, 15). Остановим же бурный натиск греха якорем покаяния, чтобы безпрерывное дуновение вожделений не заставило нас претерпеть крушение. Но мореплаватели, претерпевая кораблекрушение, погибают в водах, грешники же тонут, подобно свинцу, в огненной реке, текущей пред судилищем Христовым, и не с колесницами и конями, но вместе с помышлениями и желаниями. Будем же благоговеть пред благостию Христа, почтим страдания Его, не сделаем безполезными ран Его, не дадим предпочтения постыдному желанию пред Его благим желанием и заповедию Его, не воздадим злом благодетелю, не возьмем у Него членов, чтобы сделать их членами блудницы, так как мы не имеем власти над ними; мы куплены (дорогою) ценою (1 Кор, VI, 20). Кто же нас продал и кто купил? Нас продал диавол посредством греха, а искупил нас Христос посредством праведности. Как же Он купил нас? Дал ли золото или серебро? Нет, но Кровию Своею, которая много ценнее золота и драгоценных камней; Он искупил все наши грехи, а они многочисленны и различными и многочисленными способами препятствуют нашему спасению. Какие грехи? Грехи закона; но не потому, что закон есть грех, — нет, — а потому, что без закона я не познал бы греха. Так как закон подверг меня, как нарушителя его, проклятию, то поэтому Иисус Христос, явившись, искупил меня от клятвы закона, сделавшись за нас клятвою (Галат. III, 13). Не дадим поэтому предпочтения земной попечительности о нас диавола пред домостроительством Христа: ради приятности греха не пренебрежем прелестию покаяния. Если ты боишься грознаго приговора, — прибегни к заповеди; если желаешь избежать будущаго осуждения, — уклонися от зла, и сотвори благо (Псал. XXXIII, 15), т. е. оставь грех и соверши покаяние, чтобы Тот, Кто не хочет смерти грешников, но обратились бы и были живы, ценя душевное усердие твое, даровал тебе отпущение грехов. Мы же за сказанное воздадим хвалу и славу Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

     

    Текст приводится по изданию: Полное собрание творений святого Иоанна Златоуста в 12 тт. Т. 9. Кн. 2. М.: Православное братство «Радонеж», 2003. (Репринт.) С. 898-901.

     

     

    Рекомендуем также:

    Святитель Иоанн Златоуст. О покаянии (spurium)
    Преподобный Максим Грек. Слово XVII. Побуждение к покаянию
    Святитель Игнатий (Брянчанинов). Поучение I в неделю по Богоявлении. О покаянии
    Митрополит Сурожский Антоний (Блум). О покаянии
    Епископ Диоклийский Каллист (Уэр). Православный опыт покаяния
    Молитва святителю Иоанну Златоусту, архиепископу Константинопольскому
    Святитель Иоанн Златоуст, архиепископ Константинопольский
    Митрополит Антоний (Храповицкий). Учение и дух Великого Златоуста

     

    Copyright © 2006-2011 Библиотека "Халкидон"
    При использовании материалов сайта ссылка на halkidon2006.orthodoxy.ru обязательна.

    Mail.Ru Сайт расположен на сервере 'Россия Православная' Rambler's Top100