|
Библиотека “Халкидон” ___________________ Святитель Иоанн Златоуст О покаянии Из творений, приписываемых святителю Иоанну Златоусту и в Патрологии Миня отнесенных к разряду Spuria Желая украсить головы слушателей венком, сплетенным из золотистых цветов, мы, срывая с неувядаемых лугов перстами Христа прекрасные цветы, будем умолять ангелов, которые назначены Духом Божиим споспешествовать нам. Ведь ты достоин, народ, или, скорее, храм Божий, быть украшенным таковым венком. В особенности же вы, сохранившие неоскверненным и чистым храм Божий, освещая пурпурными устами и блестящим жемчугом пребывающие во тьме души, явите им сияние благочестия. Протяните им с любовию руки и как бы из глубины неведения возведите их к дивному свету надежды. Кто же необдуманно разорил страстями храм Божий, не предавайтесь совершенно отчаянию, но покаянием опять возобновите его. Ведь подобно тому, как благоразумный муж со тщанием возобновляет и исправляет дом свой, по небрежности его сгнивший и ставший негодным, так что он ничем не уступает дому, выстроенному вновь, точно также и обитающий в душе нашей разум чрез покаяние снова возстановляет ее, ослабленную грехами и павшую. В самом деле, покаяние возстановляет павшую душу, отдаленную от Бога снова делает любезной Ему; покаяние разсеевает облегающий душу мрак и отгоняет смерть; покаяние воздвигает душу проклятую, исправляет увечную, исцеляет сокрушенную и делает здравой израненную. Прибегнем же к покаянию, приводящему нас к Царству Небесному, изглаждающему грехи, к матери спасения. Покаяние - прогнание диавола и ниспровержение демонов. О, покаяние! Из-за тебя пророк Иона бежал от лица Божия, ты отвратило назначенный Богом смертный приговор и выставило лжецом вестника смерти, потому что ты, явившись на помощь, воспрепятствовало осуществлению приговора Божия, произнесенного над ниневитянами, и открыло им обильный источник жизни. Покаяние, с которым, сопровождая его слезами, обратился к Богу царь Езекия, даровало ему жизнь вместо смерти. О, покаяние! Ты восходишь от земли на небо, превышаешь силы ангельские, приближаешь чрез посредство Духа Божия к престолу Господню, становишься собеседником Бога, ты из сокровищ Божиих, как бы из своих собственных, получаешь жизнь и с дерзновением даруешь ее тем, которые обладают тобою. О, покаяние! Ты целительница страстей, ты смягчаешь грозный приговор, погашаешь пламень ярости, смиряешь гнев и возжигаешь неугасимый светильник дружбы. О, покаяние! Зародившись в сердце человека, ты тотчас пребываешь и на небесах; блаженный Давид, предавшись тебе, избежал осуждения на вечное наказание за два совершенные им греха - убийство и прелюбодеяние. О, покаяние! Ты расторгаешь узы грехов и спасаешь охраняемые тобою души. Сокрушенно вздыхая из глубины сердца, покаяние умилостивляет Бога, а источая из глаз слезы умиления, оно просвещает крещением оскверненные души. О, покаяние! Ты, происходя из смертного человека, являешься средством, доставляющим безсмертие. Преисполненная тобою душа говорит: я черна, но красива (Песн. песн. 1, 4): черна вследствие горького плача о грехах, красива благодаря прекрасному сиянию, изливаемому покаянием. О, покаяние! Защитница Петра и помощница и поборница Павла; если тебя обретет христоубийца фарисей, он станет носящим Христа галилеянином. Покаяние делает сокрушенную душу твердой, как металл, и тотчас изменяет сердце, покрытое терниями. Некоторые говорят, что состаревшийся орел, устремившись в безпредельную высоту и окунувшись в светлейший источник, снова становится молодым. Таково и покаяние, так как оно поднимает душу, преисполненную им, в безпредельную высоту, очищает в источнике слез ее греховную старость и облекает ее новизною Духа. Вот почему Дух и говорит пребывающей в покаянии душе: обновится яко орля юность твоя (Псал. CII, 5). Великий Врач душ наших, зная, что покаяние яаляется действительнее всех добродетелей, и убеждает, говоря: покайтеся, приближибося Царствие Небесное (Мф. III, 2). Приступите смело к покаянию, - воззрите на древния роды, и видите, кто верова Господеви, и постыдеся? Или кто пребысть в страсе Его, и оставися? Или кто призва Его, и презре и? Зане щедр и милостив Господь, и оставляет грехи, и спасает во время скорби (Иис. с. Сир. II, 10-11). Не стыдись, сын, исповедывать грехи свои; ведь есть стыд, который приводит ко греху, и есть стыд, который составляет славу и красоту. Душа, принесшая покаяние в настоящей жизни, получает отпущение грехов, потому что во аде кто исповедуется Господу (Псал. VI, 6)? Предайся сокрушению о грехах своих, чтобы получить спасение, потому что сказано: егда возвратився воздохнеши, тогда спасешися (Ис. XXX, 15). Скажи ты грехи твои, яко да оправдишися во словесех твоих и победиши, внегда судити ти (Ис. LXIII, 26 и Псал. L, 6). Говори ты грехи свои. Грех юности моея, и неведения моего не помяни. По милости Твоей помяни мя Ты, ради благости Твоея, Господи (Псал. XXIV, 7). Подумай, ведь настоящая жизнь подобна мимолетной тени. Куда девались наслаждения прошедших времен? Где суетные заботы? Где скорби? Где радости? Не подобны ли они облакам, гонимым бурею? Все миновало. Не будем же заботиться только о настоящей жизни, но и о будущей. Поминай, сказано, последняя твоя, и во веки не согрешиши (Сир. VII, 39). Подумай о дне и часе смерти, каким немощным будешь ты лежать на постели, не имея никого, кто мог бы оказать тебе помощь; представь себе стоящих вокруг тебя друзей, соседей, родственников, братьев, домочадцев, как все они в один голос сетуют, обливаются слезами, остаются неутешными и скорбят о тебе; представь равным образом и детей, стоящих около тебя по ту и другую сторону, ожидающих по обыкновению услышать голос отца, рыдающих и не слышащих тебя, как затем явится скорбящая жена, желая умереть вместо тебя и прежде тебя, - и ты увидишь ужасных ангелов, требующих отчета у души твоей. Если душа совершала дела, достойные награды, она будет охраняема ангелами; если же она была не милосердна по отношению к соплеменникам нищим, она будет осуждена без милости: суд бо без милости, сказано, не сотворшему милости (Иак. II, 13). Проникни в тайники души твоей, разсмотри совершенные тобою дела, сравни дела добрые со злыми, и если увидишь, что злые превосходят добрые, покрой их делами добрыми, чтобы не увидеть некогда грехов, противодействующих тебе. Помысли о черве неумирающем, тьме безпросветной и об огне неугасимом, которого не в состоянии потушить вода, но который побеждает покаяние. О, покаяние! Ты погашаешь вечный и неугасимый огонь, сокрушаешь червя неумирающего и разсееваешь и освещаешь безпросветную тьму. О, покаяние! Ты несокрушимый оплот души, укрепленный город, в котором царствуют Отец, Сын и Дух Святой. О, покаяние! Ты сокрушаешь жало смерти, попираешь диавола, умерщвляешь змея, прославляешь Христа и даешь жизнь. О, покаяние! Ты в скорби рождаешь радость, в слезах находишь утешение и посредством слез избавляешь от вечного плача. О, покаяние! Ты сеешь со слезами и пожинаешь с радостию. О, покаяние! Ты рубищем уготовляешь блестящую брачную одежду Христа. О, покаяние! Ты изгоняешь из души свойства Каина и вселяешь любовь и радость непорочности. О, покаяние! Ты уничтожаешь зловоние грехов и сообщаешь благоухание добрых дел. О, покаяние! Ты сожительница мира и дружбы, союзница любви, цветок, благоухающий надеждой, пасущиеся на тебе златорунные агнцы изливают пурпуровые лучи Троицы. Но чтобы не показалось, что мы, продолжая речь свою, забавляем себя, положим конец нашему слову и отошлем вас на сотворенный Богом луг, на котором растут благоухающие деревья, растения догматов, которые чрез отцов насадил вам Бог для покрова Церкви, чрез Господа нашего Иисуса Христа, Которому слава и держава со Святым Духом во веки веков. Аминь. Текст приводится по изданию: Полное собрание творений святого Иоанна Златоуста в 12 тт. Т. 9. Кн. 2. М.: Православное братство «Радонеж», 2003. (Репринт.) С. 983-986.
Рекомендуем также: Святитель Иоанн Златоуст, архиепископ Константинопольский Copyright © 2006-2011 Библиотека "Халкидон" |