|
Библиотека “Халкидон” ___________________ Святитель Иоанн Златоуст На слова: внемлите милостыни вашея не творити пред человеки (Мф. VI, 1)
Из творений, приписываемых святителю Иоанну Златоусту и в Патрологии Миня отнесенных к разряду Spuria
1. Разумные и опытные земледельцы, окружая свои насаждения самым заботливым уходом, прежде всего самые растения выгоняют в рост, а затем искусно удаляют от них все заглушающие их поросли. Также точно поступил и законодатель Моисей: сначала он насадил в сердцах людей единобожие, а потом стремился искоренить в людях наклонность к многобожию. Как же насадил он единобожие? Послушай, что говорит он: Господу Богу твоему поклонишися и Тому единому послужиши (Второзак. VI, 13; X, 20), и еще: слыши, Израилю: Господь Бог твой Господь един есть (Второз. VI, 4). А вот как посек он сорные травы многобожия: богов слияных не сотворите себе и богам чуждым не кланяйтесь: Аз Господь Бог ваш (Лев. XIX, 4; Исх. XXXIV, 17). Подобное этому Сам Бог и Спаситель наш делает сегодня. В самом деле, после того как недавно насадил Он в душах наших добрую маслину милосердия и увенчал плод ее, то есть милосердных, и ублажил их, говоря: блажени милостивии, яко тии помиловани будут (Мф. V, 7), сегодня, как и подобало, Он посекает и истребляет в нас все суетное, что могло бы вредить милосердию. Вчера, всех одинаково возбуждая к милосердию, Он и бедных научил - на примере бедной вдовы из Сарепты Сидонской, - чтобы у них бедность не служила предлогом к бесчеловечности, а с другой стороны их же - примером бедной вдовы евангельской, положившей в церковную сокровищницу две лепты, - возбудил, чтобы они с усердием собирали богатство милостыни; и тех, чье богатство созидается на волнах морских, Он обуздал, внушая им, чтобы они отдавали лучше бедным, чем морю, а тем, кто на суше трудится для своего благосостояния, Он показал, как нужно предупреждать нужду доброй волей и как прежде нужды лучше воздавать почтение Богу, чем разбойнику. Таким образом всех одинаково побудив к милостыне и зная, что каждый склонен принимать похвалы, как цветущее дерево, наклоненное к милосердию: аз же яко маслина плодовита в дому Божии (Пс. LI, 10), Господь сразу же подавляет и сопутствующее милостыне тщеславие. Как именно? Внемлите милостыни вашея не творити пред человеки, да видими будете ими (Мф. VI, 1). Оговариваюсь, что я не выбираю этого чтения нарочно: оно именно и следует далее по установившемуся порядку чтений. Внемлите милостыни вашея не творити пред человеки, да видими будете ими; в противном случае вы не получите награды. Подаяние милостыни напоказ уничтожает награду, и тот, кто поступает так, лишает себя будущей благостыни. Никакая другая страсть не вредна так душе, как страсть тщеславия. Ведь этим недугом человек заражается именно тогда, когда он сделал уже большие успехи в исполнении заповедей. Вот почему Спаситель и спешит с корнем посечь в нас эту страсть, научая нас творить милостыню тайно. Конечно, ты скажешь: что же? В таком случае совсем нельзя давать милостыни? Невозможно же, подавая бедным, или принося священникам, или опуская в церковную кружку, остаться незамеченным? Ведь таким образом можно совсем поколебать в человеке расположение вообще подавать милостыню? Но вот я желаю принести пользу душам моих друзей и братьев, избавить их от всякаго недуга по милости Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа и привести к исправлению обычного способа совершения этого дела. Конечно, тут речь прежде всего о расположении души творящих милостыню, как это и видно в особенности из прибавленных Им слов: егда убо твориши милостыню, не воструби пред собою, якоже лицемери (ст. 2); это не означает, что они имели трубы, а что у них была только личина милостыни, душа же ополчалась на людей и выступала напоказ пред ними. Не ради Бога творили они милостыню, надеясь на помилование от Него и получение обещанной награды сторицею, но подавали, чтобы насладиться временною славою пред людьми. Они нисколько не лучше тех, которые соперничают на зрелищах и из-за пустой славы растрачивают свое имущество, не ради полезного плода души, но ради пустой человеческой похвалы. И как часто эта похвала обращается в обиду и много истратившие много и унижаются! Посмотри, сколько тратят денег на конских скачках, и когда много истратят, тогда в особенности утешаются худыми и потерянными людьми. Ведь слабость коней там тотчас переносится и на людей: конь собьется, а безчестие терпит честолюбец; выходит, что бессловесный конь пал, и вместе с ним ниспал и разумный человек. Нередко эти люди со слезами говорят: зачем напрасно погубил я свое состояние? Столько труда перенес и столько наказаний, а в результате лишился имущества, чтобы терпеть унижение от всякого сброда. О, скольких бедных могли бы обогатить эти деньги, брошенные на ветер! Скольким падшим помогли бы они подняться на ноги! Но нет: как поток неудержима эта суетная щедрость из тщеславия, а поношения неразумных людей в свою очередь разростаются в целую реку. Одни презирают и губят собственные души, другие из-за лошадей разоряют свои дома. 2. Но пусть они из пустого тщеславия и соревнования тратятся и терпят поношения. А нам должно научиться тому, как устроить нашу жизнь сообразно с благочестием, как тратить имущество, чтобы угодить Богу, и как посредством этих земных благ снискать себе блага небесныя. Конечно, Христос не запрещает тебе подавать милостыню, но научает, как должно ее делать: да не увесть шуйца твоя, что творит десница твоя (Мф. VI, 3). Здесь, конечно, не руки Он имел в виду, но образно выразил то, что твой дурной рассудок не должен знать, что делает твоя добрая воля, чтобы он не мог бы отвратить тебя от добра. Помышления человеческие, по Божественному свидетельству, направлены к злу. Поэтому Спаситель и говорит: пусть это желание будет у тебя настолько сильным, чтобы и сам ты не знал. Для чего? Чтобы Отец твой, видящий втайне твою добрую, усердную готовность подавать бедным, возлюбил тебя и воздал тебе явно. Для тех, которые делают милостыню, Он учредил великое и блестящее зрелище, и чего могут желать милостивые, это им даровано в наивысшей степени. Пусть хоть тысячи людей видят вас подающими милостыню, только сами вы не обращайте внимания на них и не желайте от них временной славы; а если хотите, говорит, иметь зрителей того, что вы делаете, на то есть ангелы и архангелы, и Сам Создатель и Владыка всяческих. Если хотите людей иметь свидетелями ваших поступков и напоказ пред ними творить милостыню, тогда вы будете иметь сто или тысячу зрителей, одобряющих вас. Если же будете стараться делать ее тайно от тех, которые хвалят в настоящей жизни, и притом так тайно, что хотя бы некоторые и прославляли вас, не принимать этих похвал с удовольствием и не возноситься ими, но устраняться от них и отклонять их, тогда в тот страшный день пред лицем всей вселенной вы примете венцы славы. Если ты творишь милостыню для Бога и ради того богатства, которое там у Него собирается для тебя, а не ради временной славы, тогда Бог, принимая как бы в собственныя недра ваши подвиги милосердия, в присутствии всех людей, от Адама до конца века, в присутствии всех ангелов (так как тогда будут предстоять тысячи и мириады ангелов), Своими Пречистыми руками призовет вас со словами: приидите, благословеннии Отца Моего, наследуйте уготованное вам Царствие от сложения мира (Мф. XXV, 34). Придите сюда, Я принял ваши труды, Я был на вашем иждивении. Когда ты простирал руки к бедному, Я открыл Мои недра; когда ты давал хлеб твой бедняку, Я чрез его чрево насыщался. Взалкахся бо, и дасте Ми ясти, возжадахся, и напоисте Мя (ст. 35). За это вот какой радости будете удостоены вы, милостивые! Если же напоказ пред людьми подавали вы милостыню, тогда от них получите и награду. Ведь, кажется, это так понятно: если именно напоказ хочешь ты делать, так старайся делать напоказ пред Богом: Он и увенчать имеет больше власти, и на зрелище приведет ангелов. А кто же настолько несчастен, чтобы зная, что царь хочет прийти посмотреть его подвиги, вместо того предпочтет раскинуть свое зрелище пред толпою оборванцев и от них ожидать себе награды? Среди христиан таких не найдется: да не будет! Все, что мы, христиане, делаем, все мы делаем, имея пред глазами Христа и призывая Его имя. Ведь Он в Своем Евангелии указал нам путь спасения, чтобы мы, совершая всякую милостыню и упражняясь во всякой добродетели, все это делали во имя Его и при Его помощи. Так, если мученики предали свои тела беззаконным, они предали их собственно Тому, Кто сказал: не убойтеся от убивающих тело, души же не могущих убити: убойтеся же паче могущаго и душу и тело погубити в геенне (Мф. X, 28). Затем, храмы ли или гостиницы устроили некоторые для всей вселенной, они сделали это ради Того, Кто сказал: странен бех, и введосте Мене (Мф. XXV, 35). В смирении ли мы упражняемся, ради Него же делаем это, так как Он сказал: блажени нищии духом, яко тех есть Царствие Небесное (Мф. V, 3). Или подаем хлеб бедным, опять подаем ради Него, памятуя Его слова: иже аще напоит единаго от малых сих чашею студены воды токмо во имя ученика, не погубит мзды своея (Мф. X, 42). Посещаем ли мы темницы, посещаем ради Него же: в темнице бех, и приидосте ко Мне (Мф. XXV, 36); одеваем ли вдов и сирот, одеваем Его же - Того, Кто сказал: наг бех, и одеясте Мя (ст. 36). Вообще раздаем ли что-либо нищим, все это принимает Он: понеже сотвористе единому сих братий Моих менших, Мне сотвористе (Мф. XXV, 40); переносим ли укоризны и насмешки язычников по поводу того, что покланяемся Распятому иудеями и Оживотворившему вселенную, и это мы делаем ради Него же: блажени есте, егда поносят и ижденут и рекут всяк зол глагол на вы лжуще Мене ради: радуйтеся и веселитеся, яко мзда ваша многа на небесех (Мф. V, 11, 12). Итак, пусть никто не думает, что христианин творит милостыню напоказ пред людьми, чтобы от них получить награду: да не будет! Получив наставление в евангельских сокровищах и утвердившись в них, мы уверовали и, уверовав, получили спасение. Поэтому и проповедь наша заимствуется из евангельских чтений. А когда читаются Святыя Евангелия, мы слушаем их не между прочим и с разсеянностью, но внимательно, бодро и со страхом воспринимая возвещаемое, не смущаясь помыслами, не сидя телом, не развлекаясь разговорами с соседями, ничего подобного не дерзая дозволять себе: ни богатый, ни бедный, ни раб, ни свободный, ни мужчины, ни женщины, ни начальники, ни подчиненные. Даже сам царственный венценосец тотчас, как только начинается чтение Евангелия, стоит со всяким страхом и с полным вниманием и головы своей не решается покрывать венцом, но поникает ею пред Богом, беседующим чрез Святое Евангелие. С какими именно мыслями? Я знаю достоинство Того, Кто даровал мне мое достоинство, преклоняюсь пред Царем, давшим мне мое царство, и стою со страхом, когда читаются Его святые слова, именно так, как подчиненное мне по Его воле начальство стоит при чтении царского манифеста. И чтобы не посмеялся еретик, говоря, что только на некоторое время цари притворно воздают честь Христу, послушай, что говорит пророк (за много поколений изображая настоящее): царие узрят Его, и возстанут князи и станут и поклонятся Ему все цари земные (Ис. XLIX, 7). Итак, узнай и убедись, еретик, что в безконечные веки пребывает Царство Христа Бога нашего и благодать Его, венчающая всех христиан и руководящая их в Царство Небесное. Так и все христиане во всех своих поступках взирают на Него, и мы руководствуемся Его словами: тако да просветится свет ваш пред человеки, яко да видят ваша добрая дела и прославят Отца вашего, Иже на небесех (Мф. V, 16). Ему слава и держава и власть и поклонение с Единородным Его Сыном и Всесвятым и Благим и Животворящим и Всесильным Духом, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.
Рекомендуем также: Молитва святителю Иоанну Златоусту, архиепископу Константинопольскому Святитель Григорий Нисский. О нищелюбии и благотворительности Митрополит Николай (Ярушевич). Слово в день святителя Николая Митрополит Сурожский Антоний (Блум). Вечерняя молитва Епископ Михаил (Грибановский). О милостыне
Copyright © 2006-2011 Библиотека "Халкидон" |