• На главную страницу
  • Проповеди, беседы, поучения
  •  

    Библиотека “Халкидон”

    ___________________

    Митрополит Киевский и всея Украины Владимир (Сабодан)

    Богач и Лазарь

     

    Святая Церковь учит, что наша земная жизнь есть время воспитания для вечности. Земля есть школа, где мы приготовляемся для неба. Счастливые и несчастливые случаи в нашей жизни - это уроки, которые дает нам Небесный Наставник, содержащий в руке Своей все жребии человеческие. Научимся же понимать эти уроки и пользоваться ими для спасения души своей.

    Есть у нас нехорошая привычка - не узнавать себя в тех притчах и примерах, которые иногда прямо касаются нас с вами. «Это нас не касается, мы не такие, это касается других», - любим мы говорить. А отсюда вытекает то, что мы нередко при чтении евангельской притчи не извлекаем для себя полезных наставлений и продолжаем жить, как и жили. Приложим же нынешнюю евангельскую притчу о богатом и Лазаре (Лк. 16, 19-31) к себе настолько, настолько позволяет нам добрая совесть. Послушаем, о ком и что говорится в нынешнем Евангелии. Говорится о человеке богатом и о бедном Лазаре. О богатом, - что он жил в избытке, одевался роскошно, увеселял себя с друзьями на всякий день богатейшей трапезой, а к бедным и несчастным был крайне жестокосерд и скуп. О Лазаре говорится, что он в струпьях лежал у ворот дома богатого и желал питаться только крошками, падающими со стола богатого, и что псы, приходя, лизали его струпья. Потом говорится о состоянии того и другого после смерти, о злополучнейшей участи богача и о блаженной участи Лазаря: Умер нищий и отнесен был Ангелами в Царство небесное, на лоно Авраамово. Умер и богач, и похоронили его. И в аду, будучи в муках, он поднял глаза свои, увидел вдали Авраама и Лазаря на лоне его (Лк. 16, 22-23).

    Следует обратить внимание на три важных момента: наше отношение к богатству, неизбежность смерти и действительность загробного бытия.

    Уже в Нагорной проповеди Христос говорил о блаженстве нищих (Лк. 6. 20), о том, что не следует нам собирать сокровищ на земле (Мф. 6, 21). Богатство дает опасную для души сытость (Лк. 6, 24-25) и беспечность. И если страшен в мире голод голодных, то страшна также и сытость сытых. Христос предостерегал от любостяжания и однажды рассказал притчу о «безумном богаче», думавшем стяжанием богатства достичь покоя, сытости и веселия (Лк. 12, 16-21). Христос призывал продавать имения, давать милостыню и тем самым приготовлять себе сокровище в Царствии Божьем, куда вор не приближается и где моль и ржа не истребляют (Лк. 12, 33).

    Видели в богатстве опасность и святые апостолы. Жития святых рассказывают о многочисленных случаях буквального понимания евангельских слов: «если хочешь быть совершенным, пойди, продай имение твое и раздай нищим; и будешь иметь сокровище на небесах» (Мф. 19, 21).

    Однако в Слове Божьем говорится иногда и об ином отношении к богатству, при котором можно спастись и достигнуть святости, оставаясь богатым. Богатым был Закхей (Лк. 19, 2), богатым был Иосиф Аримофейский (Мф. 27, 57), богатым был проданный в Египет Иосиф, заслуживший доверие фараона и распоряжавшийся его огромными сокровищами (Быт. 39, 5), богатым умер, после постигших его испытаний, праведный Иов (Иов. 42, 12).

    Опасно для души не богатство само по себе, а неправедное к нему отношение. Опасна надежда на него, как на некую силу, равнозначную силе Божьей; богатство опасно, когда оно превращается в идола - Маммону. «Трудно надеющимся на богатство войти в Царствие Божье» (Мк. 10, 24).

    Порфира, виссон, в которые одевался евангельский богач и его ежедневные пиры - все должно неизбежно окончиться смертью, отменить которую никакие теории не могут. Но и нищета Лазаря, унижения, обиды, несправедливость положения тоже окончатся смертью. Последняя уравнивает всех.

    После смерти должна быть по вере нашей жизнь, жизнь не в несколько десятков лет, а вечная - мучительная и страшная для обидчиков, угнетателей, а также блаженная и светлая для обидимых, угнетаемых. Это так ясно, так просто, а главное, так верно, и этого так требует наше внутреннее сознание, наше моральное чувство.

    «Лоно Авраамово». На коленях праотца Авраама изображены души праведных в виде детей

    «Лоно Авраамово». На коленях праотца Авраама изображены души праведных в виде детей.

     

    Вечная истина притчи о богатом и Лазаре уверяет нас в том, что за гробом начинается действительная вечная жизнь или действительное вечное мучение: душа богача, как и Лазаря, сохраняет свою жизненность, свои чувства, ощущения, свою индивидуальность; одна - в ужасном лишении, то есть в состоянии, совершенно противоположном тому, в каком она была на земле, другая - в радости и довольстве. Они разговаривают: одна - в аду, в пламени, другая - в Царстве Небесном. И какой поучительный разговор между павшим в ад богачом и Авраамом, отвечающим за Лазаря! Богатый просит послать Лазаря в дом отца его предупредить пятерых братьев не жить той жизнью, которую вел он, и, несомненно, продолжают вести братья его.

    Первое впечатление от отказа послать предупреждение как будто несколько тягостное и жестокое, но если глубже вдуматься, то становится ясной бесплодность посылки. Зачем? Ведь есть простейшая ясность Закона Моисеевна и пророков, запрещающая так жить на земле, как жил богатый, никогда не облегчивший участи Лазаря. Если люди не слушают Моисея и пророков, при всей ясности преподанного им учения, то и пришедшего из потустороннего мира не примут. Конечно, объяснят такое явление «научно», как галлюцинацию, самообман, плод расстроенного воображения, и снова жизнь потечет по-прежнему.

    Для верующего сердца притча о богатом и Лазаре - это Божественное разрешение одного из мучительных вопросов - жизнь «там». Вот цель приобретения, вот сокровище благих. Тело непременно умрет, и порфира и виссон истлеют, а бессмертная душа будет или в обителях Отца Небесного, или в местах бесконечного мучения. Аминь.

     

    Источник: Українська Православна Церква. Офіційний веб-сайт

     

     

    Рекомендуем также:

    Святитель Григорий Нисский. О нищелюбии и благотворительности
    Святитель Иоанн Златоуст

    Беседа о милостыне и о десяти девах

    О любви

    Митрополит Сурожский Антоний (Блум). Вечерняя молитва
    Митрополит Киевский и всея Украины Владимир (Сабодан). Идея канонизации Ивана Грозного и Григория Распутина носит провокационный характер
    Епископ Михаил (Грибановский). О милостыне
    Епископ Мефодий (Кульман). Реклама зла

     

    Copyright © 2006-2011 Библиотека "Халкидон"
    При использовании материалов сайта ссылка на halkidon2006.orthodoxy.ru обязательна.

    Mail.Ru Сайт расположен на сервере 'Россия Православная' Rambler's Top100