• На главную страницу
  • Чудотворные иконы. Иконопись
  •  

    Библиотека “Халкидон”

    ___________________

    Н. Корнеева

    Святые жены

     

    Святые мученицы, как и многие другие святые православного мира, издавна почитались на Руси. Юные девушки, замужние женщины, вдовы — всех их роднит непреклонная приверженность идеям христианства, стойкость в отстаивании веры и мученическая кончина. Судьбы их близки, как близки и их образы на фресках и иконах. Некоторые пользовались на Руси широчайшим почитанием, и древнерусская традиция иконописания сохранила множество их изображений.

    Мученица Ульяна (Иулиания). Темпера. Первая половина XIII века. Новгород

    Мученица Ульяна. Темпера. Первая половина XIII века. Новгород.

     

    Уже во времена Киевской Руси святые жены встречались в росписях древнерусских храмов. Есть они в росписях Софии Киевской, на фресках новгородских храмов, таких, как церковь Спаса на Нередице. Писали их и на иконах — среди других святых и отдельно.

    Наиболее широким почитанием на Руси пользовалась Параскева. Среди женских святых она занимает такое же значительное место, что Никола среди мужских. Образы Николы и Параскевы чаще других святых встречаются в древнерусском искусстве, особенно в деревянной скульптуре. В народном сознании, как это нередко бывало, в едином образе мученицы Параскевы соединились черты нескольких святых, носивших это имя. Православная церковь отмечает память четырех Параскев, но в Древней Руси не все они были известны. Так, культ Параскевы Белградской (или Тырновской), жившей на рубеже X—XI веков, был распространен только на Балканах и лишь позднее отчасти затронул западнорусские земли. На Руси же были известны жившие во II веке Параскева Римская и Параскева Иконийская. Жития обеих довольно близки — каждая пострадала за приверженность христианству, претерпев перед казнью страшные пытки. В житии Параскевы Иконийской есть эпизод, когда в темницу, где была заключена святая, явилась «лучезарная жена» — олицетворение Страстной Пятницы, дня, когда был распят Христос. Со Страстной Пятницей всегда связывался образ самой Параскевы, поскольку имя святой по-гречески означает «пятница». На этом во многом основывался культ святой, которая персонифицировала собой Страстную Пятницу и крестную жертву Христа.

    На образ Параскевы народное сознание перенесло черты языческого всемогущего женского божества Мокоши, покровительствовавшей бракам, плодородию, домашнему очагу. А так как по пятницам на Руси была самая оживленная торговля, то святая Параскева стала почитаться и как покровительница торгового люда. Это ярко проявилось в традиции ставить посвященный Параскеве храм на торговой площади города, как это было в Новгороде.

    Мученицы Параскева и Анастасия. Темпера. Вторая половина XV века. Новгород

    Параскева и Анастасия. Темпера. Вторая половина XV века. Новгород.

     

    В Византии изображения святой Параскевы встречаются с IX века. На Руси они также известны с глубокой древности. Изображали ее в красном мафории и с крестом в руке — символом мученичества и одновременно Распятия Христова. Иногда в другую руку ей вкладывали сосудец, по преданию, подаренный ей Христом. С XVI века Параскеву иногда пишут с белым платом и мученическим венцом на голове, держащей в руках свиток. Тогда же особое распространение получают житийные иконы святой. Среди клейм мастер непременно изображал сцену гибели мучителя святой правителя «игемона», падавшего в бездну.

    Нередко Параскеву на иконах изображали с другими святыми женами, особенно с Анастасией. Культы обеих святых были, несомненно, связаны между собой. Память Параскевы Иконийской приходится на 28 октября, а Анастасии — на 29 октября. Если имя Параскевы означает «пятница», то Анастасия — «воскресение», поэтому ассоциируется с Воскресением Христовым. Параскева и Анастасия, изображенные рядом, воспринимались как олицетворение Распятия и Воскресения.

    Святая Анастасия, пользовавшаяся большим почитанием в Новгороде, тоже соединила в себе черты нескольких одноименных святых. Наиболее известными среди них были Анастасия Узорешительница и Анастасия Римлянка. Первая приняла мученичество в 304 году, а спустя столетие ее реликвии были перенесены в константинопольский храм Воскресения («Анастасис»), который с тех пор стал называться церковью Анастасии. Эту святую называли «Фармаколитрией», то есть целительницей, поскольку она помогала узникам-христианам и исцеляла страждущих. В Новгороде именно этот аспект культа Анастасии был наиважнейшим — во время чумы 1417 года жители города за день возвели посвященный ей деревянный храм, надеясь на помощь святой.

    Другая Анастасия была христианкой, жившей в IV веке в Риме и устроившей у подножия Палатинского холма свой домашний храм. По-видимому, она не была мученицей, легенда об этом сложилась на рубеже V—VI веков. Эту Анастасию особо чтут в западнохристианском мире, хотя и на Руси она была достаточно известна. В Пскове Анастасии Римлянке был посвящен особый храм, сохранившийся до наших дней.

    Самое раннее изображение святой Анастасии относится к VI веку — оно встречается в византийских мозаиках церкви Сант-Аполлинаре Нуово в Равенне. На Руси ее изображения, так же как и Параскевы, известны с древнекиевских времен. Традиция предписывала изображать Анастасию Римлянку в лазоревом мафории, а Узорешительницу — в зеленом. Но различие это далеко не всегда соблюдалось. Изредка встречаются изображения святой в красном мафории — по образу Параскевы. В руках Анастасия, помимо креста, как правило, держит сосудец, указывающий на ее врачебные занятия.

    Если культ Анастасии был распространен в Новгороде, то псковичи особо чтили мучениц Варвару и Ульяну. Из псковского храма Варвары происходят самые знаменитые иконы псковской школы рубежа XIV—XV веков, на каждой из которых есть изображение этой святой. На одной из них она изображена вместе с Ульяной и Параскевой. Лики всех трех святых на этой иконе, ныне хранящейся в Третьяковской галерее, исполнены глубокого драматизма. Все они обладали огромной силой духа, преданностью своим убеждениям, о чем говорят и их жития. Варвара, дочь знатного язычника Диоскора, вопреки воле отца исповедовала христианство и тайно от него устроила храм в строившейся по его указу башне. Отец сам выдал дочь правителю города Илиополя, где они жили, и после того, как за отказ поклониться идолам ее подвергли пыткам, собственноручно отсек ей голову.

    Святая великомученица Варвара. Темпера. Начало XV века. Тверь.

    Варвара. Темпера. Начало XV века. Тверь.

     

    На Руси Варвара стала особо почитаться после того, как в 1108 году дочь византийского императора Алексея Комнина Варвара, ставшая женой князя Михаила Изяславича, привезла в Киев мощи святой. В Москве ее культ особо распространился после того, как в 1533 году от иконы святой, находившейся в храме ее имени на Варварке в Китай-городе, произошло несколько чудотворений. Изображалась Варвара, как и Параскева — в красном мафории, а иногда в белом плате и венце, как на иконе XV века, происходящей из Углича и хранящейся в Третьяковской галерее. Часто одежды святой украшены драгоценными камнями — знак ее знатного происхождения. Житийные иконы Варвары встречаются довольно редко.

    Под именем Ульяна на Руси знали двух святых жен. Одна из них, жившая в финикийском городе Илиополе, была в 306 году казнена вместе с Варварой, поэтому их часто и изображали вместе. Другая приняла мученичество в 304 году в Никомидии. Ее на Руси называли Ульяна-дева. В русской иконописи отдельное изображение святой Ульяны впервые встречается на обороте новгородской иконы первой половины XIII века «Богоматерь Знамение», находящейся в Музее-квартире П. Д. Корина. Известны житийные иконы Ульяны, хотя и они достаточно редки. На псковской иконе начала XVI века из Псковского музея изображены Параскева, Варвара и Ульяна, а в клеймах представлены жития Варвары и обеих Ульян, хотя в среднике написана лишь одна.

    Святая Параскева Пятница (Иконийская) с житием. Темпера. Первая половина XVI века. Тверская школа.

    Параскева Пятница (Иконийская) с житием. Темпера. Первая половина XVI века. Тверская школа.

     

    Современница Варвары и Ульяны святая Екатерина Александрийская — одна из самых почитаемых святых жен во всем христианском мире. Она приняла мученическую кончину в 307 году при императоре Максимиане Галерии в Александрии, а в VIII веке ее мощи были открыты египетскими христианами и перенесены в монастырь на Синайской горе. Екатерининский монастырь на Синае долгое время был одним из самых авторитетных и богатых во всем византийском мире. И поныне он - одно из крупнейших хранилищ памятников восточно-христианского искусства. Культ Екатерины распространился сначала в восточно-христианском мире, а затем и на западе, где она стала почитаться как покровительница учащегося юношества, в частности она является святой патронессой Парижского университета. Этот аспект культа Екатерины связан тем, что святая отличалась большой мудростью — в ее житии говорится о том, что она одержала победу в споре с пятьюдесятью языческими философами, которые после этого обратились в христианство, за что были сожжены правителем Александрии. По-видимому, на житийный образ святой Екатерины наложились черты знаменитой ученой язычницы Ипатии, также жившей в Александрии и погибшей от рук христиан.

    Самые ранние, отдельные изображения святой Екатерины в русской иконописи относятся к XVI веку, причем они нередко бывают житийными. Екатерину изображали в венце - символе одновременно мученичества и царского происхождения (по преданию, она была дочерью одного из александрийских правителей). Рядом с ней часто изображали столб и колесо. На столбе, который еще долгие годы после находился в Александрии, святой отсекли голову, а колесо связано с тем эпизодом ее жития, когда ангел спас ее от казни колесованием. Часто Екатерину писали склонившейся под занесенным над ее головой мечом палача.

    Вручение перстня святой великомученице Екатерине. Темпера. Вторая половина XVIII века. Иркутск.

    Вручение перстня святой Екатерине. Темпера. Вторая половина XVIII века. Иркутск.

     

    В XVIII веке в России Екатерина наряду с Варварой стала одной из самых популярных святых. Нередко обеих изображали вместе, но не так, как в древности, а согласно новым вкусам и представлениям — в виде цветущих жизнерадостных девушек. В этом же столетии встречается и ранее не известный в русской иконописи сюжет, связанный с Екатериной,— вручение ей перстня Младенцем Христом. Еще до принятия святой христианства ей во сне явилась Богоматерь с Младенцем, велевшая Ему смотреть на коленопреклоненную Екатерину. Но Христос не хотел этого делать, поскольку Екатерина, как не принявшая крещения, казалась Ему безобразной. Затем Екатерине, уже ставшей христианкой, вновь явился во сне Христос, вручивший ей кольцо — дар Небесного Жениха, которое осталось на ее руке и после пробуждения. Иконы на этот сюжет писались в традициях европейской барочной живописи и находились в роскошных резных иконостасах причудливой формы.

    Святые жены издавна пользовались особым почитанием среди русских женщин. Многие из них покровительствовали женскому труду, семье. На протяжении многих веков русские женщины обращали свои молитвы к ним в надежде на заступничество и утешение, так же, как и к Богородице, Которой христианская традиция и уподобляет всех святых жен.

     

    Текст и иллюстрации приводятся по изданию: Н. Корнеева. Святые жены. // Юный художник. № 9. 1994. С. 36-39

     

     

    Рекомендуем также:

    Великомученица Параскева, нареченная Пятницею
    Житие и страдания святой великомученицы Варвары
    Великомученица Екатерина

     

    Copyright © 2006-2011 Библиотека "Халкидон"
    При использовании материалов сайта ссылка на halkidon2006.orthodoxy.ru обязательна.

    Mail.Ru Сайт расположен на сервере 'Россия Православная' Rambler's Top100