• На главную страницу
  • Чудотворные иконы. Иконопись
  •  

    Библиотека “Халкидон”

    ___________________

    Феофан Грек

     

    Как правило, у нас почти совершенно отсутствуют биографические сведения о жизни и творчестве византийских и древнерусских мастеров. Скупые средневековые источники гораздо больше сообщают о заказчиках, чем о выполнявших заказы художниках. Биография Феофана Грека в этом отношении счастливое исключение. Дли ее восстановления имеется замечательный источник: письмо Епифания Премудрого. Письмо это, написанное около 1415 года, не только содержит интереснейший биографический материал, но и дает изумительную по своей живости характеристику Феофана, мастерски сделанную пером человека, хорошо знавшего великого художника.

    “Когда я жил в Москве, там проживал и преславный мудрец, философ зело хитрый, Феофан, родом грек, книги изограф нарочитый и среди иконописцев отменный живописец, который собственною рукой расписал много различных церквей каменных — более сорока, какие имеются по городам: в Константинополе, и в Халкидоне, и в Галате, и в Каффе, и в Великом Новгороде, и в Нижнем. Но в Москве им расписаны три церкви: Благовещения Святой Богородицы, св. Михаила и еще одна. В церкви св. Михаила он изобразил на стене город, подробно вырисовав его красками; у князя Владимира Андреевича он изобразил на каменной стене также самую Москву; терем у великого князя расписан (им) невиданною (раньше) и необычайной росписью, а в каменной церкви св. Благовещения (он) написал "Корень Иесеев” и "Апокалипсис”. Когда он все это изображал или писал, никто не видел, чтобы он когда-либо взирал на образцы, как (это) делают некоторые наши иконописцы, которые в недоумении постоянно (в них) всматриваются, глядя туда и сюда, и не столько пишут красками, сколько смотрят на образцы. Он же, казалось, руками пишет роспись, а сам беспрестанно ходит, беседует с приходящими и умом обдумывает высокое и мудрое, чувственными же очами разумными разумную видит доброту. Сей дивный и знаменитый муж питал любовь к моему ничтожеству; и я, ничтожный и неразумный, возымел большую смелость и часто ходил на беседу к нему, ибо любил с ним беседовать.

    Сколько бы с ним ни беседовал, не мог не подивиться его разуму, его иносказаниям (притчам) и его хитростному строению. Когда я увидел, что он меня любит и что он мною не пренебрегает, то я к дерзости присоединил бесстыдство и попросил его: "Прошу у твоего мудролюбия, чтобы ты красками написал мне изображение великой святой Софии Цареградской” Он же, мудрец, мудро ответил мне: “Невозможно,— молвил он,— ни тебе того получить, ни мне написать, но, впрочем, по твоему настоянию, я частично напишу тебе, и то это не часть, а сотая доля, от множества малость, но благодаря этому малому написанному нами изображению и остальное ты представишь и уразумеешь”. Сказав это, он смело взял кисть и быстро написал изображение храма, наподобие подлинной церкви в Цареграде, и дал его мне. От того листа была великая польза и прочим московским иконописцам, так как многие перерисовали его себе, соревнуясь друг перед другом…”

     

    Текст приводится по изданию: Феофан Грек. К 650-летию со дня рождения // Настольный календарь 1990. М., 1989. С. 117

     

     

    Рекомендуем также:

    Дионисий
    Н. Л. Окунев. Дионисий иконник
    Н. Корнеева. Изограф Оружейной палаты (иконописец Кирилл Уланов)

     

    Copyright © 2006-2011 Библиотека "Халкидон"
    При использовании материалов сайта ссылка на halkidon2006.orthodoxy.ru обязательна.

    Mail.Ru Сайт расположен на сервере 'Россия Православная' Rambler's Top100