• На главную страницу
  • Богословие
  •  

    Библиотека "Халкидон"

    ___________________

    Профессор Николай Сагарда

    Значение святоотеческих творений в Православной Церкви [1]

     

    Церковная песнь называет святых отцов светилами на земле, посредством которых Господь наставляет нас в познании и сохранении истинной веры. В других песнопениях они величаются звездами многосветлыми, церковными кормилами, непоколебимыми столпами, органами благодати и гуслями Духа. Уже одни эти наименования ясно говорят, какое чрезвычайно великое значение, — по мысли Церкви, — имеют святые отцы и их творения в деле религиозного вéдения. Вселенские Соборы, составляя свои вероопределения, после Свящ. Писания всегда обращались к отеческому учению, делали более или менее обширные выписки из их творений и в основание своих вероопределений полагали святоотеческое учение: "последующе божественным отцем, вси единогласно поучаем исповедовать", "по учению святых отцев", "последующе богоглаголивому учению святых отцев", — это самые обычные и употребительные выражения в деяниях Вселенских и Поместных Соборов, постоянно выражавших, что "сия вера отеческая", как это торжественно провозглашает Православная Церковь доселе. Таким образом, святые отцы самою Церковию нарочито выделяются, как надежнейшие руководители в религиозном знании, как выразители правильного разумения учения Христова в своих письменных произведениях, через которые говорят христианским поколениям всех времен, поучая христианской истине и одушевляя к осуществлению ее в жизни.

    Церковь признает святых отцов преимущественными свидетелями и верными истолкователями своего учения потому, что они были ближайшими преемниками апостолов, продолжателями их дела, подражателями их ревности, строителями Вселенской Церкви в начальные века ее исторической жизни. Они отличались высокими дарованиями, обширным и глубоким образованием, обнимавшим как духовные, так и светские науки, — в этом надежное ручательство за то, что церковное учение вполне понято ими и изложено с возможной по современным условиям точностью. Научное образование отцов Церкви находило величайшее утверждение в святости их жизни. Тайны духовно-религиозной жизни может постигнуть и ясно и правильно изложить для других только тот, кто с познанною истиной сообразует свою жизнь, кто "поучается в законе Господнем день и ночь", кто почитает учение Христово небесным благом, божественным даром. Для отцев Церкви Евангельская истина была не только светом, просвещающим их разум, но и жизнью, из которой они черпали необычайную силу для служения Церкви. Они любили эту животворную истину, питали ею свои души, стремились передать ее своим братьям по вере и чуждых ей привести к ней. По требованиям обстоятельств своего времени святые отцы раскрыли и осветили с возможною ясностью почти все существенные вопросы церковного учения и жизни, и их творения составляют драгоценное сокровище и неисчерпаемый источник, из которого вытекает все последующее православное богословие в его непосредственной чистоте и целости.

    Но творения отцов Церкви всегда производили неотразимое и благотворное влияние не только богатством своего вероучительного содержания, а также и своею жизненно-практическою стороной, доступной не только для образованных, но и для простых верующих: почему их почитают, как постоянное руководство в духовной жизни, как лучшее наставление к правильному пониманию, усвоению и осуществлению подлинно христианского смысла жизни, с указанием средств и способов к достижению ее высокой цели: здесь всякий может найти ободряющие примеры, научение для личного спасения и для решения общих современных религиозно-нравственных задач, указания, в чем, где и как искать осуществления вечной истины и правды Божией. Это почитание святоотеческих творений, это искание в них руководственного поучения на все времена имеет свое глубочайшее основание в том, что пути и средства религиозных стремлений и переживаний в христианстве остаются в своей сокровенной сущности неизменными, а святые отцы тайны духовной жизни, сладость сокровенного о Христе подвижничества познали собственным опытом, многие годы провели в подвигах спасения и потому успешнее и надежнее могут преподать мудрые советы в устроении спасения и для борьбы с греховными помыслами.

    Наш русский народ приобщился к сокровищнице святоотеческой мудрости с самых первых дней своей христианской жизни: его первоначальное воспитание и затем возрастание в христианстве совершалось под неизменным руководством святоотеческих творений; религиозно-общественное сознание его черпало основы своего нравственно-духовного устроения — в значительной мере — из глубокого и здорового источника святоотеческой письменности. Переводы творений отцов Церкви составляли самый обширный отдел нашей древней письменности. Это был любимый и главный материал чтения для наших предков. Здесь мы видим переводы творений почти всех наиболее известных греческих и некоторых из западно-латинских отцов и учителей Церкви. Иногда, вместо целых произведений, из отеческих творений избирались и переводились извлечения, отрывки, которые составляли особые сборники или "изборники", таковы, напр.: Златоструй, Шестоднев, Златоуст, Маргарит, Измарагд, Златая Цепь, Златая Матица, Пчела и подобные "Отечники". Наши предки любили преимущественно творения нравоучительного характера: это отвечало и уровню их развития, и современным жизненным потребностям, где особенное значение имели вопросы нравственной жизни. В настоящее время условия религиозной жизни в России, когда широкой волной разливается неверие и сектантство с его еретическими измышлениями в области вероучения, когда явно обнаруживается стремление помрачить свет апостольского учения, и самые апостольские писания подвергаются суемудрым перетолкованиям, побуждают выдвинуть на первый план наставления святых отцов догматического характера. Догматические творения отцев Церкви, — помимо своего важного и основного значения для уяснения и раскрытия положительных истин вероучения Церкви, — заключают в себе богатый материал и для опровержения современных лжеучений, так как безспорно, что новейшие заблуждения содержат в себе, — только с некоторыми видоизменениями, — повторение прежних заблуждений, уже опровергнутых в писаниях отцов Церкви.

    Несомненно, что лучшим способом ознакомления с святоотеческим учением было бы внимательное и постоянное чтение творений отцов в их полном объеме: только такое чтение может ввести в сокровищницу глубоких мыслей и духовных переживаний отцов Церкви, в дух их творений, заставить сродниться с ними, почувствовать непосредственно дыхание их высокой и святой жизни. <...>

     

    Текст (с сокращениями) приводится по изданию: Предисловие // Вера и жизнь христианская по учению святых отцов и учителей Церкви. Сост. проф. Николай Сагарда. М.: “Паломник”, 1996 (Репринт.) С. III-IX.

     

    Примечания

    [1] Заголовок редакции сайта halkidon2006.orthodoxy.ru.

     

     

    Рекомендуем также:

    Архимандрит Августин

    § 80-81. Распространение христианства, как чудо в истории

    § 90. Авторитет учения св. отцов и учителей Церкви

    Изречения святых отцов и учителей Церкви о значении Священного Предания
    Игумен Марк (Лозинский). Изучение творений святых отцов
    Протопресвитер Александр Шмеман. Введение в богословие.
    Протодиакон Андрей Кураев
    В защиту не-простоты или о ереси гносеомахии

    Искажен ли текст Нового Завета?

    Конфликт или союз случаен в отношениях веры и науки?

    Наша брань не против науки: клонирование и Церковь

    Христианская демифологизация: путь к науке

    Христос Церковного предания. Что главное в проповеди Христа?

     

    Copyright © 2006-2011 Библиотека "Халкидон"
    При использовании материалов сайта ссылка на halkidon2006.orthodoxy.ru обязательна.

    Mail.Ru Сайт расположен на сервере 'Россия Православная' Rambler's Top100