• На главную страницу
  • Богословие
  •  

    Библиотека “Халкидон”

    ___________________

    Архимандрит Августин

    Руководство к основному богословию

    Оглавление

     

    § 90. Авторитет учения св. отцов и учителей Церкви.

    Правильный взгляд на авторитет учения отцов и учителей Церкви можно выразить кратко в следующем положении: Единодушное согласие всех отцов и учителей Церкви в учении о предметах божественного откровения или христианской веры есть несомненный признак истины”. Правильность этого взгляда не подлежит низкому сомнению. Единодушное согласие всех отдельных учителей выражает собою такое же согласие всех отдельных церквей, в которых они были предстоятелями, и следовательно, согласное учение всей Церкви, и притом не в одно только какое-либо время, а в различные времена. С другой стороны, такое единодушное согласие, как мы видели прежде, есть непререкаемое доказательство предания апостольского или того, что утверждаемое всеми так единодушно учение, несомненно, ведет свое начало от апостолов. Наконец, нужно иметь при этом в виду еще особенную древность некоторых из отцов, бывших непосредственными учениками апостолов, ревность всех их по православию, обилие духовных дарований, которыми они обладали и за которые получили наименования божественных, богоносных, богомудрых и проч. Но, приписывая таким образом полный авторитет всем отцам и учителям вместе, когда они согласно утверждают что-либо в учении о предметах божественного откровения, мы должны помнить:

    1. Что вовсе нельзя приписывать такого же авторитета каждому отцу порознь. При всей своей святости, при всем обилии духовных дарований св. отцы не были богодухновенны, подобно св. пророкам и апостолам, и потому писания отеческие никогда не должно сравнивать с каноническими книгами Священного Писания. Святые отцы не были непогрешимы каждый порознь; напротив, могли погрешить, и некоторые действительно погрешили, тогда как св. пророки и апостолы были непогрешимы каждый порознь и изложили нам в своих богодухновенных писаниях только одну чистую истину.

    2. Что вовсе нельзя приписывать отцам и учителям такого же авторитета в тех случаях, когда они разногласят между собою; напротив, голос самих отцов должен быть уже поверяем тогда голосом Церкви вселенской. Это достаточно известно каждому из практики соборов.

    3. Что вовсе нельзя приписывать св. отцам и учителям такого же авторитета, когда они рассуждают не о предметах божественного откровения, а о предметах обыкновенного человеческого знания, не относящихся к существу христианской веры и не содержащихся в откровении. В рассуждении о таких предметах св. отцы являются не как учители Церкви, а как обыкновенные ученые, и так же могут и погрешать, как погрешили и погрешают все люди.

    В заключение рассуждения об авторитете отцов и учителей Церкви заметим еще следующее: не должно соблазняться встречающимся несогласием того и другого уважаемого учителя Церкви касательно некоторых истин христианства с единодушным учением о них всех прочих пастырей, а надобно смотреть на это несогласие, как на частное мнение учителя. Далее, для знания согласного учения отцов о каком-либо предмете нет нужды собирать свидетельства многих из них: ибо не все отцы имели случай писать о каждой откровенной истине, и многие из их писаний не дошли до нас. Наконец, должно помнить, что правила св. отцов, признанные и утвержденные вселенскими соборами, имеют важность одинаковую с правилами самих соборов.

     

     

    Copyright © 2006-2011 Библиотека "Халкидон"
    При использовании материалов сайта ссылка на halkidon2006.orthodoxy.ru обязательна.

    Mail.Ru Сайт расположен на сервере 'Россия Православная' Rambler's Top100