|
Библиотека “Халкидон” ___________________ Преподобный Максим Грек Слово XXVII. Послание к православным правителям об управлении и о том, чтобы они судили богоугодно и вместе человеколюбиво Небо и все, что под ним, украшают и освещают: днем — солнце, а ночью — луна и звезды. Солнце, появившись на востоке, разгоняет ночную тьму и восставляет все разумное создание на славословие Создателя всего и Владыки и на исполнение потребных в жизни дел; когда же придет к закату, то освобождает род человеческий от трудов, предоставляя ему свойственный ночи покой. Земное же достохвальное и благочестивое царство украшает и ведет всегда к лучшему преуспеянию богодарованная премудрость благоверного царя, растворенная всякой правдой и кротостью, попечением о подчиненных и доброхотным расположением к ним. Такую державу все окружающие ее соседние народы и любят, и почитают за ее многую правоту и за справедливость православных князей и бояр, помогающих царю в управлении и судящих без мзды. С такой державой все соседние народы желают находиться всегда в мире, по причине должного прилежания и бдительности держащего в ней царский скипетр касательно вóинственных дел [государства], особенно же по причине единомыслия и взаимной друг к другу любви посреди бояр и воевод, — ничего крепче и страшнее этого нет для врагов. Где изобилует такое согласие и сохраняется прилежно, там обыкновенно пребывает и Божественная помощь свыше, которая подает одоление на всех супостатов. Достоверный свидетель сего — боговдохновенный Песнопевец и превосходнейший царь [Давид], который, по причине великой своей праведности и кротости и ради прилежного попечения о том, чтобы всегда пребывать в повиновении Богу, сподобился именоваться и быть богоотцом и посредством бесчисленных побед над иноплеменниками в сильных сражениях распространил и укрепил Израильское царство. В 98-м псалме он говорит: "Моисей и Аарон во иереях Его, и Самуил в призывающих имя Его: призываху Господа, и Той послушаше их. В столпе облачне глаголаше к ним". Затем чудный сей царь, научая нас и причине, по которой Преблагий Бог слушал их молитвы, говорит: "Яко храняху свидения Его и повеления Его, яже даде им" [1]. Свидения же и повеления Господни в чем ином заключаются, как не в правой и благочестивой вере в Него, в совершенной любви, соединенной со страхом Божиим, во всякой правде и милости ко всем нуждающимся и в том, чтобы судить без мзды. Далее он еще яснее научает — какая польза происходит для нас от любви и веры в Бога и крепкого хранения Его заповедей, говоря: "Господи, Боже наш, Ты послушал еси их; Боже, Ты милостив бывал еси им и мщая на вся начинания их" [2]. Что может быть яснее и полезнее сего учения? - "Потому, - говорит, —Ты их слушал, когда они призывали Тебя и искали Твоей помощи, что они проводили жизнь по Твоим заповедям, народ Твой пасли со всякою правдою, Тебя искренно почитали и ничто другое из превосходных и многоценных вещей настоящей жизни не предпочитали хранению Твоих повелений. Поэтому, — говорит, — Ты и заступался за них и помогал им во всех предприятиях, мстил их супостатам, вооружающимся на них, а их прославлял и возвеличивал пред всеми соседними народами, низлагая и сокрушая всех, желавших обидеть их". Итак, справедливо сказано мною выше, что нет ничего сильнее и страшнее для супостатов, чем единомыслие бояр друг с другом и правда их, которых они сподобляются за прилежное хранение заповедей и велений Владеющего всеми, имея Его своим поборником и заступником. Поэтому и в другом месте тот же премудрый царь говорит: "Не спасается царь многою силою, и исполин не спасется множеством крепости своея. Ложь конь во спасение, во множестве же силы своея не спасется" [3], — то есть не посредством множества людей пеших или множества избранных всадников и сильных оруженосцев получают спасение, то есть победу, цари. Откуда же они получают помощь? Услышим со вниманием и примем с благою покорностью учение. "Се, - говорит [пророк Давид], — очи Господни на боящияся Его, уповающия на милость Его: избавити от смерти души их и препитати я в глад" [4]; также и в другом месте [он] говорит: "Не в силе констей восхощет, ниже в лыстех мужеских благоволит; благоволит Господь в боящихся Его и во уповающих на милость Его" [5]. Это же божественное учение преподает нам в кратких словах и богоносный апостол Павел, говоря: "Святии вси верою победиша царствия, содеяша правду, получиша обетования, заградиша уста львов, угасиша силу огненную, избегоша острея меча, возмогоша от немощи, быша крепцы во бранех, обратиша в бегство полки чуждих" [6]. Таковы были Моисей и Аарон, которые не посредством бесчисленного множества людей, исшедших из Египта, но крепкою верою и надеждою на Вышнего потопили в Чермном море гнавшегося за ними страшного мучителя, который никакой не получил помощи от бесчисленных избранных всадников своих и крепких колесниц, ибо не имел помогающей ему Божественной свыше помощи, которой он лишился за свою безумную непокорность Вышнему [7]. Таким показался и самый тот чудный царь и пророк [Давид], который укрепился не оружием помогающих ему сильных ратоборцев, но верою в Бога, и брошенным из пращи камнем низложил страшного для всего израильского войска исполина и его же мечом отсек ему голову [8]. Как изображу великое действие веры и надежды на Бога благочестивого царя Езекии, который молитвою и теплыми слезами умолил Бога и гордого Сеннахирима, царя ассирийского, окончательно смирил и посрамил — не посредством многочисленного сильного войска, а помощию Ангела Божия, избившего в одну ночь сто восемьдесят пять тысяч Сеннахиримовых воинов [9]. Подобное сему совершилось при мудром судье иудейском Гедеоне, который только тремястами не очень храбрых людей поразил и окончательно истребил бесчисленное множество мадиамского войска, имея помогающую ему помощь свыше, ради надежды его на Бога и послушания святым Его заповедям, ибо, разжегшись ревностью по Боге, он сокрушил идолов Вааловых, храм его разорил и рощу вырубил [10]. Такими чудными воздаяниями и приснопамятными событиями всегда прославляет Великодаровитый тех, которые славят Его на земле благочестием, всякой правдой, щедротами к нищим и заступлением вдов и сирот; равным образом как и преступающих Божественные Его заповеди, бесстыдно совершающих всякое зло и бесчестящих Его своими злыми делами Он оставляет впадать во всякие скорби и беды, чтобы, наказавшись этим, они научились благочестию по Богу, чтобы они, каждый отступив от своих пороков, всем сердцем обратились к Нему, — и тем самым Он исцелит их. Если же и после таких бед и скорбей, попущенных им, они не захотят отстать от своего преслушания и будут по-прежнему прогневлять Вышнего, тогда уже без милости и пощады наводит Он на них оружие Свое страшное, направляет лук Свой и испускает на них смертоносные стрелы Своя [11], как написано: "Одождит на грешники сети: огнь и жупел, и дух бурен — часть чаши их" [12]. Неопровержимым доказательством сказанного служат ниневитяне. Ибо эти, пожив во всяком нечестии пред Богом и совершив всякое зло и беззаконие, когда услышали Божественную угрозу, которую проповедал им пророк Божий Иона, говоря: "Еще три дни, и Ниневия превратится" [13], — то они, отступив каждый от своих злых дел и трехдневным постом, и молитвами, и многими слезами умолив Вышнего, получили от Него милость и щедроты и не были потоплены. Но когда, спустя несколько лет, надеясь на неисчерпаемые щедроты Вышнего, опять все предались более прежнего своим порокам и своему нечестию, то и Божественный суд не замедлил и излил на них чашу ярости Божией, потопив их наводнением от близлежащего озера, а с другой стороны возгорелся из дубравы страшный огонь, который и пожег их, и в короткое время окончательно запустел этот славный и многолюдный город [14] — исполнилось на них слово Божественного Писания: "Обаче за льщения их положил еси им злая, низложил еси я, внегда разгордешася. Како быша в запустение? Внезапу исчезоша, погибоша за беззаконие свое" [15]. Потому что хранит Господь вся любящия Его, и вся грешники потребит [16]. Кто же суть любящие Его? Этому Сам Господь научает нас, говоря в Святом Евангелии: "Имеяй заповеди Моя и соблюдаяй их, той есть любяй Мя. Не любяй Мя словес Моих не соблюдает" [17]. Поэтому кто не исполняет делом заповедей Спасителя, тот далеко отстоит от Божественной любви, а лишившись ее, он остается чуждым посещения и помощи Божией и делается легкой добычей всех. Главное же из всего сказанного — это то, что нет ничего крепче и тверже для земных царей, чем вера в Бога, любовь [к Нему] и надежда [на Него], — когда они не только веруют в Него, но вверяются и словам Его, исполняя делом святые Его заповеди. Тогда они истинно Его любят, а потому и сами будут возлюблены Им, и прославятся и возвеличатся ныне и в будущем веке. Те, кто веруют в Него и любят Его, имеют и упование на Него истинное и нелицемерное; упование же, как мы слышали [от апостола], не посрамит [18]. И пророк Божий говорит: "На Тя, Господи, уповах, да не постыжуся во век [19], ниже да посмеют ми ся врази мои, ибо вси терпящии Тя не постыдятся" [20]. Вот в кратких словах написал я тебе, добрейший Василие, благородного корня благородное прозябение. Знаю, что ты многому научен и весьма разумен, и не многих требуешь слов для напоминания того, что может привести к совершенству во всякой правде рачителя ее и теплого ревнителя, каковым ты являешься. Здрав будь о Господе! Примечания: [1] Пс. 98, 6-7. Текст приводится по изданию: Преподобный Максим Грек. Духовно-нравственные слова. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 2006. С. 302-310.
Рекомендуем также: Copyright © 2006-2011 Библиотека "Халкидон" |