|
Библиотека “Халкидон” ___________________ Преподобный Максим Грек Слово XII. Поучение к монашествующим о прохождении иноческой жизни и о значении великой схимы «Видех неразумевающыя, — говорит Божественное Писание, - и истаях». Почему? «Яко словес Твоих, - говорит, - не сохраниша» [1], то есть заповедей Твоих и оправданий. И опять тот же пророк, уча нас ревновать по Боге и без стеснения говорить об истине, ясно вопиет ко Господу так: «И глаголах о свидениих Твоих пред цари и не стыдяхся» [2]. И опять он же: «Истаяла мя есть ревность Твоя, яко забыша словеса Твоя врази мои» [3]. Поэтому никто пусть не осуждает меня за то, что и я, повинуясь этому Божественному учению, дерзновенно пишу и по ревности божественной восстаю на обличение некоторых братий моих, бесчинствующих, живущих и мудрствующих вопреки нашим обетам, [данным нами] Богу. Хотя и сам я во многом бесчинствую и погрешаю, но считаю своей обязанностью, как сам стараюсь исправиться, так и братий своих вразумлять ко спасению и поучать их шествовать, согласно своему обещанию, путем узким и тесным, а не широким и пространным. В чем же заключается узкий и скорбный путь, вводящий в живот вечный, показал нам Сам Владыка краткими словами, сказав: «Аще кто хощет по Мне ити, да отвержется себе» [4], — то есть да отстанет от всякого злого и зазорного навыка и обычая, какие он воспитал в себе, каковы суть: чревобесие, лакомство, пьянство, алчность, сребролюбие, лихоимание, скверноприбытчество, коварство, пронырливость, зависть, ненависть, ложь и подобные сим [пороки]. От всех этих порочных навыков должны мы совершенно отстать и более к ним не возвращаться, если искренно желаем избегнуть вечных мучений, на которые осуждаются пренебрегающие евангельскими заповедями и святоотеческими преданиями и преступающие их. Затем сказано: и да возмет крест свой, чем означается полное умерщвление членов и чувств, через которые незаметно входит в душу смерть, потому что очами [согрешаем], когда с услаждением смотрим на женскую красоту и намерением совершаем в сердце гнусное дело, как определяет заповедь Владыки, говоря: «Иже воззрит на жену ко еже вожделети ея, уже любодействова с нею в сердце своем» [5]. Хранись же, чтобы не повторялся этот грех, как и божественный Псалмопевец молится, говоря: «Отврати очи мои еже не видети суеты» [6]. Слухом согрешаем, когда с особенным удовольствием слушаем блудные песни и соблазнительные повести и когда с полным вниманием слушаем клевещущего тайно на ближнего нашего и не гоним его прочь от себя, как учит праведное пророческое слово, говоря: «Оклеветающаго тай искренняго своего, сего изгонях» [7]. Языком согрешаем, когда сознательно лжем; когда с сатанинской ненавистью оговариваем ближнего своего; когда одно говорим и обещаем языком, а другое скрываем в сердце, нисколько не боясь жестоко обличающего нас слова Божия, которое говорит: «Уста твоя умножиша злобу и язык твой сплеташе льщения. Седя на брата твоего клеветал еси и на сына матере твоея полагал еси соблазн» [8]. Подобно сему согрешаем и остальными тремя чувствами — обонянием, осязанием и вкусом, умерщвляя этим свои души по причине великого нашего невнимания и безумия. Всеми этими чувствами, как бы чрез двери какие, входит в сердце наше душевная смерть. По этой причине священнослужители, приносящие Божественные Тайны, ежедневно заповедуют нам, говоря: «Двери, двери, премудростию вонмем», — то есть, предстоя на Божественной литургии, будем хранить себя в чистоте от скверного блудного воззрения, от оглаголания братии, от сквернословия и празднословия, от бесчинного смеха и всякой лжи. Когда же от всех этих пороков сохраним себя чистыми, тогда, воистину, во всех отношениях хорошо и со страхом Божиим будем предстоять на Божественной службе и не будем лгать, отвечая священнослужащему и говоря ему: «Милость мира, жертву хваления», обещаясь этим оказывать милость всякому нуждающемуся и требующему помощи и иметь мир со всеми, уничтожив всякую ссору, и таким образом приносить истинную жертву хваления, по сказанному: «Жертва хвалы прославит Мя»; также: «Пожри Богови жертву хвалы и воздаждь Вышнему молитвы твоя» [9]. Если же не приобретем такого настроения и не украсим себя такими духовными дарованиями, то мы окажемся труждающимися тщетно и всуе украшающими куколь великой схимы разнообразными шелковыми тканями. Хочешь ли быть благоугодным Владыке всех? Не внешний куколь, который истлеет во гробе, украшай разнообразными шелковыми тканями, ибо не такими ложными украшениями угождается страшный и нелицеприемный Судия; но укрась прилежно мысленный куколь внутреннего человека, то есть главнейшую часть души - ум — укрась частыми поучениями в боговдохновенных Писаниях, трезвенною молитвою и богоугодными бдениями. Сохраняй его всегда неразвлеченным, сосредоточенным внутри себя, всегда напоминая ему премудрое вразумление, говорящее: «Предзрех Господа предо мною выну, яко одесную мене есть, да не подвижуся» [10]. Ибо ум, не охраняемый таким образом, ничем не отличается от необузданного коня или трости, колеблемой всякими ветрами. Также и сердце свое утверди о Господе точным исполнением спасительных Божиих заповедей, которые содержат и чрез которые вселяется чистый страх Господень. Когда же страх сей вселится в тебя, тогда душа твоя исполнится веры, мужества духовного и любви Божией. По озарении же такими дарованиями в душе вознесется рог твой о Бозе твоем [11], то есть сила души твоей, отложив всякую боязнь, облечется в божественное мужество и в безбоязненное дерзновение, и разширятся уста твоя [на враги твоя], то есть с великим дерзновением, с большим разумом и премудростью возможешь прекословить и противиться нечистым помыслам, всеваемым в тебя воюющими против тебя лукавыми бесами, отнюдь не давая им входа в клеть сердца твоего. Тогда возвеселишься о Бозе Спасе твоем, то есть посредством таких добрых твоих духовных подвигов и трудов примешь от Всеблагого Подвигоположника твоего вечное веселие, по сказанному: «Сеющии слезами, радостию пожнут. Ходящии хождаху и плакахуся, метающе семена своя» [12], — то есть, — живя в этой маловременной жизни во всяких подвигах и трудах, со слезами духовными, ради своего спасения и любви к Богу, и потому, во время [Второго] славного пришествия Бога и Спасителя их, они окажутся грядущими в радости и веселии приять от Праведного Судии должное воздаяние своим трудам, то есть наслаждение вечными неизреченными благами в нескончаемой жизни. Те же труды и подвиги возлюбим и мы, ради своего спасения и ради любви к Богу, чтобы и нам этими похвальными добродетелями украсить себя и свой мысленный куколь внутреннего человека, а не так, чтобы шелковыми разнообразными тканями украшать куколь, покрывающий внешнего человека и истлевающий во гробе. Такое украшение служит признаком души, не наученной божественным предметам, и показанием ума младенчествующего. Перестанем же младенчествовать и начнем повиноваться божественному апостолу, который завещает нам, говоря: «Братие, не дети бывайте умы, но злобою младенствуйте, умы же совершени бывайте» [13]. И еще он же [говорит]: «Егда бех младенец, яко младенец глаголах, яко младенец мудрствовах; егда же бых муж, отвергох младенческая» [14]. Поэтому и мы, братия, поелику добровольно отреклись от всякой суеты и от всякого безобразия мирской жизни и возлюбили преподобное иноческое совершенное житие, усовершающее нашего внутреннего человека и руководящее к вечной жизни, то и будем умудряться с любовью, чтобы нам уподобиться не тому, кто создал храмину свою на песке, но тому, кто основал ее на камне. Под созиданием же на камне [, по слову Спасителя,] разумеем исполнение словом и делом евангельских заповедей и повелений, которыми созидается и укрепляется храмина нашего внутреннего человека, а под созиданием на песке разумеем такое устроение, когда кто удовлетворяется одной только [внешней] верой и [формальным] крещением, а о заповедях евангельских нисколько не заботится. Поэтому и храмина такового легко разрушается, так как вера без добрых дел мертва есть, как написано [15]. К тому же известно сказанное [Спасителем]: «Кто убо есть верный строитель и мудрый, егоже поставит Господь над челядию своею даяти во время житомерие?» [16] и прочее. Да будет же нам известно, братия, что это достопоклоняемое учение Владыки, ублажающее верных и мудрых рабов, разумеет под ними тех, которые, находясь в церковном сане и у церковной власти, хорошо и богоугодно управляют вверенным им словесным стадом; а которые дурно и нерадиво пасут оное и немилостиво истязуют всякими денежными поборами и непрестанными работами, тех признает окаянными, рассекает надвое и часть их с неверными полагает, то есть предает их бесконечным мучениям. Таким же образом будем всегда рассуждать и мы о себе самих, зная, что если живем согласно обетам, какие мы дали страшному Судии, то есть украшаем себя всякой чистотой, преподобием, смиренномудрием, нелицемерным братолюбием и сохраняем себя Небесному Жениху чистыми от всякой скверны плоти и духа, то, конечно, и мы услышим Преблагого Владыку говорящим: «Благодать вам, раби благие и верные, в малом оказались вы верными Моими рабами, и Я над многими поставлю вас: войдите в неизглаголанную радость Господа своего» [17]. Если же мысленная схима внутреннего нашего человека не будет украшена такими добродетелями, то не я, а евангельская же Истина пусть говорит сие [вместо меня] со скорбью: «Друже, како вшел еси семо, не имый одеяния брачна?» [18] и прочее, всем известное. От какового приговора да избавит нас Господь наш Иисус Христос. Аминь. Примечания: [1] Пс. 118, 158. Текст приводится по изданию: Преподобный Максим Грек. Духовно-нравственные слова. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 2006. С. 199-206.
Рекомендуем также: Copyright © 2006-2011 Библиотека "Халкидон" |