• На главную страницу
  • IV Вселенский (Халкидонский) Собор: история, догмат, правила, участники
  •  

    Библиотека “Халкидон”

    ___________________

    Протоиерей Василий Зеньковский

    Развитие тринитарного догмата

    Из книги "Апологетика"

     

    Обращаясь к изучению того, как развивалось догматическое учение христианства, и имея в виду, что оно было ответом на еретическое отклонение от основного и изначального ядра христианской веры, мы имеем две основных темы - тему о триединстве в Боге и тему о Христе, как Богочеловеке.

    Христианство уже в первичном, так наз. крещальном символе веры, крестя “во имя Отца, Сына и Святого Духа”, не отходило от изначальной, идущей от Ветхого Завета веры во единого Бога. Но как же понять это единство при троичности Лиц (Отца, Сына и Св. Духа)? Уже в конце II и особенно в III веке возникают различные попытки связать понятия единства и троичности в Боге, но они явно были малоудовлетворительны. На этой почве и родилась самая значительная ересь раннего христианства - учение Ария, который видел в Иисусе Христе “Сына Божия по благодати” - т. е. не по сущности. Принцип троичности этим зачеркивался, зато в полной силе утверждался принцип единства в Боге. Это был возврат к ветхозаветному монотеизму, - и Церковь без колебаний его отвергла, утвердив связь двух принципов в учении о “триединстве” в Боге. Но трудность для христианского ума в истолковании триединства Бога все же оставалась; однажды пробужденный к осознанию трудностей рационального усвоения основного догмата Св. Троицы христианский ум стоял беспомощно перед ним, хотя и был тверд в признании самой идеи триединства. Лишь благодаря великим Отцам Церкви - св. Василию Великому, св. Григорию Богослову и св. Григорию Нисскому - христианское сознание овладело, насколько это вообще возможно человеческому уму, великой тайной Триединого Бога. Это удалось через рецепцию тех логических анализов, которые были уже развиты греческой мыслью - а именно Платоном. Отцы Церкви разъяснили что троичность Лиц Св. Троицы не ослабляется началом единства: Бог един по сущности, но троичен по ипостаси. Соотношение единства “рода” при многообразии “видов” разработано было Платоном для общих сторон бытия, а великие Отцы Церкви подчеркнули, что “общее” (СУЩНОСТЬ в Боге) столь же реально, как и “частное” (три Лица). Равнобожественность Лиц св. Троицы не могла бы быть выражена через их “подобосущие”, - ибо тогда был бы “тритеизм” (три отдельных Божества), а единство в Боге оказалось бы отвергнутым. Лишь при “единосущии” трех Лиц сохраняется как различие трех Лиц, так и единство их. Рациональное раскрытие этого стало возможно таким образом позже, чем был принят Церковью самый догмат, - что и понятно: руководимая Св. Духом Церковь осознала истину Триединства уже на Никейском соборе (325), а Отцы, разъяснившие догмат Св. Троицы, принадлежали уже к “посленикейскому” богословию.

    Тот факт, что рациональное истолкование тайны триединства в Боге было связано с христианской рецепцией Платоновских анализов о соотношении “общего” и “частного”, - есть именно факт рецепции и только. Вера в триединство в Боге удержалась в христианстве потому, что она отвечала изначальному, идущему от самого Господа верованию, но использование догмата пришло позднее. Богословие рождалось из веры - а не наоборот. Вот почему христианская рецепция платонизма, свидетельствуя о христианской переработке платонизма, есть раскрытие в истории, развитие во времени того, что, как подлинная и вечная истина, было изначала достоянием Церкви.

     

    [Назад] [Далее]

     

     

    Рекомендуем также:

    Житие святого отца нашего Григория, епископа Нисского
    Раздел Богословие

     

    Copyright © 2006-2011 Библиотека "Халкидон"
    При использовании материалов сайта ссылка на halkidon2006.orthodoxy.ru обязательна.

    Mail.Ru Сайт расположен на сервере 'Россия Православная' Rambler's Top100