|
Библиотека “Халкидон” ___________________ Протоиерей Василий Зеньковский Вхождение христианства в историю Из книги "Апологетика"
Христианство росло и развивалось в истории. Это развитие было лишь раскрытием того, что получили ученики Христа от Него самого, - поэтому Церковь христианская с самого начала питалась “священным преданием”, т. е. всем тем, что переходило от одного поколения к другому, как основа и руководство. Противники христианства часто противополагают учение Иисуса учению об Иисусе, - но все учение о Христе, как оно позже было запечатлено в Никео-Цареградском символе (IV в.), до развития Халкидонского догмата в V в. о двух природах (божественной и человеческой) в единой Личности Богочеловека - есть не что иное, как оформление той исходной веры, какой жили христиане, начиная от первого поколения (апостолы и ученики). Господь, “сый в лоне Отчем” (“Я и Отец одно”, - сказал Господь, - Иоанн 10:30; 14:10), был для христиан истинный Бог и истинный человек, - как это и закрепил Халкидонский догмат.Все догматическое содержание христианства (учение о св. Троице, учение христологическое о двух природах во Христе при единстве Его Личности) уже содержалось в вере апостолов, но оно не сразу облеклось в те догматические формулы, которые были высказаны на Вселенских Соборах. Дело Соборов в том и заключалось, чтобы в ясных и точных словах выразить изначальное содержание христианской веры - в такой форме, чтобы этим отсекались неверные учения (ереси). Появление ересей и было историческим “поводом”, который побуждал церковное сознание к выработке точного выражения христианской веры. Однако, сами по себе ереси все же были проявлением именно того, что христианство врастало в историю, входило в мир мысли, как она слагалась еще до Христа. Оплодотворяя в “обновлении ума” (Рим . 12:2) существовавшие тогда учения и идеи, христианство тем самым ступало на путь их рецепции. <…>[Далее]
Рекомендуем также: Раздел Богословие Copyright © 2006-2011 Библиотека "Халкидон" |