• На главную страницу
  • Проповеди, беседы, поучения
  •  

    Библиотека “Халкидон”

    ___________________

    Святитель Филарет (Дроздов), Митрополит Московский и Коломенский

    Слово в день рождения благочестивейшего Государя Императора Николая Павловича
    (1848 год)

     

    Клятся Господь Давиду истиною,
    и не отвержется ея: от плода чрева
    твоего посажду на престоле твоем.

    Пс. 131, 11

     

    Когда мы, вспоминая день воцарения благочестивейшего Самодержца нашего, сие воспоминание с благодарностию, с радостию, с молитвою приносим в церкви пред Бога, мы чрез сие ознаменовываем то, что царство земное связано с небесным, что Царь воцаряется и царствует не без действия и содействия Царя царствующих; мы отзываемся на глас Всевышнего: Мною царие царствуют (Притч. 8, 15).

    Подобным образом, когда воспоминание о священном венчании и помазании Царя пред Бога приносим, чрез сие мы предполагаем и признаем, что Богом он венчан, помазан и освящен для дел царствования.

    Когда же и самое рождение Царя, который родился не царем еще, а младенцем, хотя и от державного рода, торжественно воспоминаем пред Богом, чрез сие действие мы выражаем ту истину, что не только воцарение, венчание, помазание, но, и еще прежде, самое рождение Царя есть особенное устроение Провидения Божия; что в день, в который Присноживущий Царь благословил сего младенца на жизнь, благословил его уже и на царство. Посему-то при возвращении сего дня и прибегаем мы к Богу с вопиющим сердцем: благослови его и еще, благослови его царствовать долго и всегда с благословением наследственным и потомственным.

    Глубокая мысль — в основание могущества и власти царской полагать могущество и власть Божию.

    Возвышенная мысль — источника для мудрости и благости царевой искать в свете и любви Божественной, и царское величество величием Божиим в одно время и возносить, и преклонять к кротости и смирению.

    Прекрасная мысль — еще над колыбелью созерцать зарю вышнего света, осиявающего в последствии времени Престол.

    Если бы сии мысли были наше изобретение, можно было бы хвалиться счастливым изобретением.

    Если бы это были мысли только догадочные — жаль было бы колебать их сомнением. Так они привлекательны, так успокоительны, так благотворны.

    К счастью, это суть мысли основательные, словом Божиим утвержденные.

    Посмотрите, на чем премудрый Соломон основывает свое царское величие и свои царские надежды, — на том, что клятся Господь Давиду истиною, и не отвержется ея: от плода чрева твоего посажду на престоле твоем.

    Клятвы о истине свидетельствуемого и обещаемого и человеки, в мыслях и поступках основательные, не употребляют расточительно и без нужды, а берегут ее для дел особенной важности и для утверждения истины, которая преимущественно требует ограждения от недоумений. Кольми паче Бог, Которого слово и без клятвы самодостоверно, если достоверность его усиливает клятвою, то, конечно, сим указывает на особенную важность предмета и на преимущественную потребность и благотворность удостоверения.

    Подтвердим сие примерами. По таинственному повелению Божию, Авраам хотя не окончательным делом рук, тем не менее совершенною решимостью воли приносит в жертву единородного сына — и представляет образ крестной жертвы Единородного Сына Божия, предавшего Себя и преданного Богом Отцом за спасение мира. Надлежало наградить беспримерное повиновение, указать на таинство, дать Аврааму обетование о Христе — и Бог изрекает оное с клятвою. Мною Самем кляхся, глаголет Господь, егоже ради сотворил еси глагол сей и не пощадел еси сына твоего возлюбленнаго Мене ради: воистинну благословляя благословлю тя, — и благословятся о семени твоем вси языцы земнии (Быт. 22, 16-18). Подобным образом надлежало некогда изъяснить, что, по предвечному совету Божию, Христос есть не только жертва страждущая, но и вечный Священник, Божественною силою священнодействующий спасение наше; и Бог, у Пророка, сию великую и спасительную истину изрекает с подтверждающею ее клятвою: Клятся Господь и не раскается: Ты иерей во век по чину Мелхиседекову (Пс. 109, 4).

    Согласно с сими примерами надлежит полагать, что когда и Давиду клятся Господь истиною, то есть утвердил клятвою истину Своего слова с дополнением, что не отвержется ея, то есть не одновременно исполнит Свое слово, но сохранит оное на продолжение времен, то сим указано на предмет важный, благопотребный, благотворный. А какой это предмет? — Царская власть наследственная. От плода чрева твоего посажду на престоле твоем.

    Вследствие сих соображений мы можем изречение Божественное разрешить на следующие изречения истины.

    Первое: Бог посаждает царя на престоле; или, иначе сказать: царская власть есть Божественное учреждение.

    Второе: Бог посаждает на престоле царевом от плода чрева его, то есть наследственность царской власти есть также Божественное учреждение.

    Третье: царская наследственная власть есть высокий дар Божий избранному Божию, как о сем свидетельствуют обещание сего дара с клятвою и другое Божественное изречение: Вознесох избраннаго от людей Моих (Пс. 88, 20).

    Четвертое: царская наследственная власть есть и для народа благопотребный и благотворный дар Божий: поелику благость Божия беспристрастна и премудрость Божия всеобъемлюща; и потому если Бог дает царю дар, от которого зависеть должна судьба народа, то, без сомнения, дает, провидя и предустрояя тем благо и всего народа.

    Вот коренные положения царского и государственного права, конечно, не имеющие недостатка в твердости, поелику основаны на слове Божием, утверждены властию Царя царствующих и запечатлены печатию клятвы Его!

    Не россиянин, может быть, спросил бы меня теперь, почему на поставленное Богом для одного народа и на обещанное одному царю я смотрю, как на общий закон для царей и народов. И я не затруднился бы ответствовать: потому что закон, истекший от благости и премудрости Божией, без сомнения, есть закон совершенный; а совершенного почему не предлагать для всех? Или ты думаешь изобрести закон, который был бы совершеннее, нежели закон, истекший от Божией благости и премудрости?

    От россиянина могу ожидать иного вопроса: к чему труд удостоверения о Божественном учреждении и благотворности наследственной царской власти? Сие учение уже написано на сердцах россиян. — Знаю, возлюбленные, и радуюсь. Но если и не нужно удостоверять о том, что есть уже в сердце, тем не менее естественно беседовать о том. Таков закон слова, который признала сама премудрость: от избытка сердца уста глаголют (Мф. 12, 34). Кроме сего, время теперь повторять себе и подтверждать самые известные истины, потому что дух времени не оставил ни одной истины, которую бы не покушался колебать или словом, или на деле.

    Когда темнеет на дворе, усиливают свет в доме. Береги, Россия, и возжигай сильнее твой домашний свет, потому что за пределами твоими, по слову пророческому, тма покрывает землю, и мрак на языки (Ис. 60, 2), шаташася языцы, и людие поучишася тщетным (Пс. 2, 1). Перестав утверждать государственные постановления на слове и власти Того, Кем царие царствуют, они уже не умели ни чтить, ни хранить царей. Престолы стали там не тверды; народы объюродели. Не то чтобы уже совсем не стало разумевающих, но дерзновенное безумие взяло верх и попирает малодушную мудрость, не укрепившую себя премудростию Божией. Из мысли о народе выработали идол и не хотят понять даже той очевидности, что для столь огромного идола недостанет никаких жертв. Мечтают пожать мир, когда сеют мятеж. Не возлюбив свободно повиноваться законной и благотворной власти царя, принуждены раболепствовать пред дикою силою своевольных скопищ. Так твердая земля превращается там в волнующееся море народов, которое частью поглощает уже, частью грозит поглотить учреждения, законы, порядок, общественное доверие, довольство, безопасность.

    Но благословен Запрещающий морю (Мф. 8, 26)! Для нас еще слышен, в событиях, Его глас: До сего дойдеши, и не прейдеши (Иов. 38, 11). Крепкая благочестием и самодержавием Россия стоит твердо и спокойно, подобно каменной горе, у подножия которой сокрушаются волны моря. Она спокойна, потому что державная рука Помазанника Божия держит ее мир, и сугубо спокойна, потому что это мир не дремлющий, но бодрствующий с оружием против ненавидящих мира.

    С нами Бог! — да взывает каждый из нас заедино с благочестивейшим Самодержцем нашим. С нами Бог благодатию Православной веры. С нами Бог благодатным даром благословенного наследственного Самодержавия. Да пребываем же и мы с Богом чистою верою и достойною веры жизнию, непоколебимою верностию к богодарованному Царю и соответственным единоначалию единодушием!

    Начальствующие от Отца Небесного и от царя земного да заимствуют отеческий дух любви и попечительности для действования на подчиненных, обеим сторонам приятной.

    Подчиненные да ревнуют быть как пред Отцем отечества небесного, так и пред отцом отечества земного чадами послушания (1 Пет. 1, 14) искреннего и совершенного, помышляя, что как противляяйся власти, Божию повелению противляется (Рим. 13, 2), так равно и повинующийся власти Божию повелению повинуется, и, следственно, одним действием повиновения можно совершить сугубую добродетель и приобрести сугубую награду.

    Блюстители правосудия да памятуют, яко суд Божий есть (Втор. 1, 17), и да изрекают судимым не иной суд, как изрекаемый от Бога Им самим в Его слове, в законе и в их совести. Правосудие в отношении к телу общества есть род врачевания: если членам, потерпевшим лишение, не доставят они восполнения, поврежденным исправления и не отсекут зараженных смертоносною язвою, то могут сделаться виновными в смертоносном заражении всего тела.

    Служители просвещения да открывают очи неведущих к небесному и содружному с небесным свету, при котором можно право ходить и делать полезное, и да не прельщаются и да не прельщают каким-нибудь ночным светением червя или гнилого вещества, которого блеск может удивить на минуту, но не разгонит мрака, не осветит пути, не посветит делу.

    Призываемые к оружию для безопасности отечества да идут с любовию и самоотвержением, по гласу цареву и по гласу Христову: Больши сея любве никтоже имать, да кто душу свою положит за други своя (Ин. 15, 13).

    Каждый в деле своего звания, в земледелии, в ремесле, в художестве, в торговле, в царской и общественной службе да обращается честно, предпочитая своей пользе пользу общую, ожидая успеха в устроении общего и частного блага от Божия благословения правоте, не ревнуя лукавнующим, ниже завидя творящим беззаконие, зане яко трава скоро изсшут (Пс. 36, 1-2). Живый на небесех посмеется им, и Господь поругается им (Пс. 2, 4).

    С нами Бог, верные Богу и Царю россияне! В Боге наша крепость. В Нем надежда. От Него мир и, если нужно будет, от Него победа. Аминь.

     

    Текст приводится по изданию: Святитель Филарет (Дроздов). Избранные творения. Акафист. М.: Паломникъ, 2003. С. 211-217.

     

     

    Рекомендуем также:

    Ежедневная молитва святителя Филарета, Митрополита Московского
    Акафист и молитва святителю Филарету Московскому (для келейного чтения)
    Святитель Филарет (Дроздов)

    Слово в день святаго мученика благовернаго Димитрия Царевича (1822 год)

    Беседа в день рождения благочестивейшего Государя Императора Александра Николаевича (1858 год)

     

    Copyright © 2006-2011 Библиотека "Халкидон"
    При использовании материалов сайта ссылка на halkidon2006.orthodoxy.ru обязательна.

    Mail.Ru Сайт расположен на сервере 'Россия Православная' Rambler's Top100