|
Библиотека “Халкидон” ___________________ Иеромонах Мефодий Проповеди на Успенский пост
Успенский пост Наступили дни Успенского Поста. Опять призывает нас Святая Церковь к воздержанию. Опять напоминает о том, что должны быть положены границы требованиям нашей чувственной телесной природы, что должны мы, наконец, научиться управлять сами собой. Но не только, конечно, в этом смысл и значение Поста. Он идет дальше и глубже. Пост - период, в который должны мы задуматься над всей вообще нашей жизнью. В этом забота о нас Церкви. Четыре раза в году дает нам Церковь время для того, чтобы могли бы позаботиться, вспомнить о бессмертной душе своей. Это время - святые посты. Пост в истинном христианском понимании непременно связан с говением - с Таинством Исповеди и Причащения, с очищением сердца и устремлением его к источнику истинной и совершенной жизни - Христу. И в самую основу поста положено исправление пути древнего Адама. Адам согрешил в том, что не захотел быть воздержанным, не захотел ограничить себя. Постящийся христианин прежде всего полагает предел своим хотениям, подвизается чрез тесные врата, подчиняет свою волю воле церковной. В этом, братие, значение поста, в этом подлинный смысл его. Недаром отцы Церкви называли истинный пост христианский "весной души". Воспользуемся же, братие, этими святыми днями. Великий грех человека в том, что он "убивает" время, не дорожит тем малым отрезком времени, который дан ему в краткое обладание. Да не будет сего с нами в наступивший по милости Божией нынешний пост и да подаст Господь обновление и истинную радость каждому из нас по-христиански постом воспользовавшемуся. Успенский Пост По Божией милости вступаем ныне мы, братие, в дни Успенского Поста. Пост для христианина, принявшего его в подлинном его значении - время духовного очищения, связанного с добровольным ограничением требований телесной своей природы и обновлением совести в святых Таинствах Покаяния и Причащения. Но, увы, такое отношение к посту - сравнительная редкость даже и для тех, кто почитают себя находящимися в ограде церковной. Легкомысленное отношение к посту - тяжелое бремя для человеческой совести. И не только потому, что здесь очевидно нарушается послушание Церкви, но и потому, что тот, кто не соблюдает пост, грешит против самого себя, в смысле небрежного отношения к собственному духовному деланию. Человек садовник души своей, а душа его дикий, невозделанный сад. Задача жизни - обратить энергию души на эту несовершенную и часто даже порочную природу и по мере сил усовершить ее. В осуществлении этой задачи одно из мощных средств - подлинный пост христианский. Он полагает пределы требованиям суетной и капризной человеческой плоти. Он воспитывает самодисциплину. Он делает человека не рабом, а владыкою своих страстей. Он так же нужен христианину, как воину или атлету необходимы упражнения. С материнской настойчивостью еще раз предлагает нам ныне эту возможность поработать над собой Святая Церковь. Откроем же сердца для Ее призыва. Оглянувшись на жизнь нашу, представим себе, сколько постов мы в ней потеряли, и постараемся, пока есть еще время, исправить свой грех перед Церковью и перед собою. Источник: "Пред очами Божией Правды"
Рекомендуем также: Святитель Лука Крымский (Войно-Ясенецкий). Слово в день Успения Пресвятой Богородицы В. Терехов. Успение Пресвятой Богородицы (иконография праздника) Copyright © 2006-2011 Библиотека "Халкидон" |