|
Библиотека “Халкидон” ___________________ Святитель Лука Крымский (Войно-Ясенецкий) Слово в день Успения Пресвятой Богородицы От смерти в жизнь
Тревожный и мучительный вопрос стоит перед каждым из нас: что ждет нас после смерти? Ясного ответа на этот вопрос не дано нам найти, но Святое Писание и прежде всего слова Господа нашего Иисуса Христа приподнимают край завесы над этой тайной, приподнимают его также песнопения, тропарь и кондак великого праздника Успения Пресвятой Богородицы. Почему кончина Пресвятой Девы Марии называется Успением? Св. ап. Иоанн Богослов в двадцатой главе Откровения говорит о первой и второй смерти. Одна только первая, неизбежная для всех людей смерть ожидает святых и праведных. А вторая, страшная вечная смерть, ждет тяжких и неисправимых грешников, отвергших любовь и правду Божию и обреченных на вечное общение с дьяволом и ангелами его.В Евангелии того же ап. Иоанна Богослова читаем слова Самого Господа Иисуса Христа, очень близкие к тому, что написано в Откровении: “Истинно, истинно говорю вам: слушающий слово Мое и верующий в Пославшего Меня имеет жизнь вечную и на суд не приходит, но перешел от смерти в жизнь” (Ин. 6:24). Все вполне послушные слову Христову, все верующие в пославшего Его Отца Небесного уже перешли непосредственно по смерти своей в жизнь вечную. Исполненных веры в Бога и исполняющих заповеди Его не за что судить. А Своим двенадцати апостолам Господь наш Иисус Христос сказал: “Истинно говорю вам, что вы, последовавшие за Мною, в пакибытии, когда сядет Сын Человеческий на Престоле славы Своей, сядете и вы на двенадцати престолах судить двенадцать колен Израилевых” (Мф. 19:28). Не подсудимыми, но судьями будут на Страшном Суде апостолы Христовы, и, конечно, совершенно невозможно представить себе судимыми ни Пресвятую Богородицу и Приснодеву Марию, ни Предтечу и Крестителя Господня Иоанна, ни великих Божиих пророков, ни взятых живыми на небо Илию и Еноха, ни весь бесчисленный сонм мучеников Христовых, ни прославленных Богом святителей и чудотворцев. Невозможно допустить и мысли о суде над теми, которые слышали из уст Христовых: “Царствие Божие внутри вас” (Лк. 17:21). В них, в великих подвижниках благочестия, в драгоценных храмах Своих, уже при жизни их обитал Дух Святой. Они уже на земле были в непосредственном общении с Богом, ибо так сказал Господь наш Иисус Христос: “Кто любит Меня, тот соблюдет слово Мое; и Отец Мой возлюбит его, и Мы придем к нему и обитель у него сотворим” (Ин. 14:20).Пресвятая Дева Мария была Пречистым Храмом Спасителя, в Нее вселился Дух Святой, и в Ее Святейшей утробе получил естество человеческое сошедший с небес Сын Божий. Поэтому Ее телесная смерть была не смертью, а успением, непосредственным переходом из царства Божия, находившегося внутри Нее, в жизнь вечную. И тело Пресвятой Богородицы было сохранено Богом от тления и вознесено на небо. Это слышим мы и в кондаке сегодняшнего праздника: “В молитвах неусыпающую Богородицу и в предстательствах Непреложное Упование гроб и умерщвление не удержаста, якоже бо Живота Матерь к Животу престави во утробу Вселивыйся Приснодевственную ”.Будем же часто помышлять о блаженном Успении Пресвятой Девы Марии. Да сподобимся и мы, грешные, великой радости царствия небесного благодатью и человеколюбием Господа нашего Иисуса Христа, Ему же слава и держава со Безначальным Его Отцом и Пресвятым Духом во веки веков. Аминь.
1956 г.
Рекомендуем также: Митрополит Сурожский Антоний (Блум). Успение Божией Матери Copyright © 2006-2011 Библиотека "Халкидон" |