• На главную страницу
  • Творения святых отцов и учителей Церкви
  •  

    Библиотека “Халкидон”

    ___________________

    Святитель Иоанн Златоуст

    Беседа на Псалом 122

     

    К Тебе возведох очи мои, Живущему на небеси (ст. 1).

     

    Видишь, как везде видна польза плена. Те, которые всегда привязаны были к земле, надеялись на ассириян и египтян, на крепость стен, на множество богатства, теперь отрешаются от всего этого, прибегают к непобедимой деснице, обращаются к этой надежде, приобретают высокие мысли и, отказавшись от земли и лишившись храма, потому что храм их был разрушен, призывают наконец самого Бога с неба. Он называется живущим на небе не потому, чтобы ограничивался местом - нет, Он все наполняет, — но потому, что Он преимущественно обитает в тамошних силах, подобно, как говорится, что Он обитает и в людях: Вселюся в них, и похожду (2 Кор. 6:16). Таким образом, находясь в стране иноплеменников, иудеи научились немалым истинам, именно отрешаться от земли и ясно понимать, что Бог везде скоро внемлет, когда призывают Его. Так как наконец появлялся луч новой жизни, то пророк и начинает касаться будущего, отвергая мало-помалу и прикровенно закон о соблюдении мест. Се яко очи раб в руку господий своих, яко очи рабыни в руку госпожи своея: тако очи наши ко Господу Богу нашему, дондеже ущедрит ны (ст. 2). Посмотри здесь опять, как возросло их благочестие — не на короткое только время они питают надежду на Бога, но навсегда предаются ей и утверждаются на ней. Потому приводят и сравнение, которым выражают именно то, что они ни от кого другого не ожидают себе помощи и содействия и ни к кому другому не обращают взоров, подобно как рабыня и раб имеют одно только средство к получению и пищи, и одежды, и всего содержания — от господ своих — и не перестают взирать на них, но ожидают, когда получат, а когда получат, то остаются благодарными и поступают так постоянно. Так и они, желая показать, что они взирают на Него и делают это постоянно, что они не имеют никакой другой надежды и неотступно ожидают Его помощи и что все находящееся у них принадлежит Ему, упоминают о рабынях и рабах. Смотри, как те, которые прежде, будучи приглашаемы идти к Богу, слушали это с отвращением и небрежностью, теперь от несчастий сделались настолько лучшими, что не хотят отступить от Него, но ожидают, служат и просят от Него, дондеже ущедрит ны. Не сказал: “доколе даст награду” или “доколе сделает вознаграждение”, но дондеже ущедрит. Так и ты, человек, постоянно приступай, хотя получишь, хотя не получишь; если не получишь, не отступай - и непременно получишь. Если и жестокого начальника преклонила на милость неотступность вдовы (см.: Лк. 18:5), то можешь ли иметь прощение ты, так скоро отступая от Бога, унывая и ослабевая? Не видишь ли, как служанки не отступают от господ, не позволяя ни мысли, ни взору блуждать по сторонам? Так поступай и ты - следуй одному Богу и, оставив все прочее, будь в числе Его слушателей — и непременно получишь то, чего просишь с пользой для себя.

    Помилуй нас. Господи, помилуй нас, яко по многу исполнихомся уничижения. Наипаче наполнися душа наша (ст. 3). Видишь ли сокрушенную душу? Они просят спасти их по милости, и даже не по милости заслуженной, а по тому, что они потерпели великое наказание, как и Даниил говорит: Яко умалихомся паче всех язык по земли (Дан, 3:37). То же и они говорят в своей молитве: “Мы потерпели крайнее бедствие, лишились отечества и свободы, сделались рабами иноплеменников, жили в унижении, были изнуряемы голодом, притеснением и жаждой, подвергались оплеванию и были попираемы ногами в течение всего времени - за это прости и помилуй нас”. Что значит наипаче наполнися душа наша? “Самая душа наша, — говорит, — ослабела и изнурилась от великих бедствий. Многие хотя подвергаются бедствиям, но переносят их мужественно, а мы и этого лишились — мы унываем во время бедствий, сокрушаемся”. Они не пользовались надлежащим образом дарованными им преимуществами, потому Бог и исправил их противным тому, как Он всегда делает. Так, Адама, не употребившего на пользу пребывания в раю, Он исправил изгнанием из рая и жену, сделавшуюся худшей от равной с мужем чести, Он сделал лучшей посредством порабощения и подчинения. Так и этих иудеев, которые от свободы и безопасности в своем отечестве сделались худшими, необузданными и невоздержными, Он исправляет противным тому. Умоляя о помиловании, они и говорят Богу: Наипаче наполнися душа наша. Поношение гобзующих и уничижение гордых (ст. 4). Другой переводчик[1] говорит: Многого насытилась душа наша, от порицания благоденствующих, от презрения гордых (πολλων εχορτασθηεπιλαλουντων των ευθηνουντων, εξευτελιζοντων των υπερηφανων) (С). Третий:поношения надменных (του μυκτηρισμου των υπερφερων) (А). Четвертый:унижения самих благоденствующих (εξουδενωσεως αυτων ευθηνουντων) (НП). Они выражают одну и ту же мысль - оплакивают бедствия словами напиталась душа наша презрением. А семьдесят толковников говорят другое, именно чтобы все это обратилось на них, чтобы они сами испытали то же, чему подвергли нас, чтобы смирилась их гордость и надменность. Так часто и случается. Бог обыкновенно делает это, смиряя высокомерных и унижая гордых, чтобы отклонить их от пути, ведущего к погибели. Нет ничего хуже гордости. Для того и бывают искушения и скорби, дано смертное тело и посылаются многие несчастные обстоятельства; для того страдания и болезни, чтобы крепко обуздать душу, которая легко надмевается и доходит до гордости. Поэтому не смущайся, возлюбленный, когда подвергаешься искушениям, но, помня слова пророка: Благо мне, яко смирил мя еси, яко да научуся оправданием Твоим (Пс. 118:71), принимай несчастье за врачевство, пользуйся искушением надлежащим образом — и достигнешь величайшего спокойствия, которого да сподобимся все мы благодатью и человеколюбием Господа нашего Иисуса Христа, Которому слава и держава во веки веков. Аминь.

     

    Примечания:

    [1] Здесь и далее переводчики Писания на греческий указываются в сокращении: НП – неизвестный переводчик, упоминаемый у Оригена в “Экзаплах”; С – Симмах; А – Акила; Ф - Феодотион.

     

    Текст печатается по изданию: Святитель Иоанн Златоуст. Беседы на Псалмы. М.: Православный Свято-Тихоновский Богословский институт, 2003. С. 427-429.

     

     

    Рекомендуем также:

    Святитель Иоанн Златоуст, архиепископ Константинопольский
    Перенесение мощей святого отца нашего Иоанна Златоустого
    Митрополит Антоний (Храповицкий). Учение и дух Великого Златоуста

     

    Copyright © 2006-2011 Библиотека "Халкидон"
    При использовании материалов сайта ссылка на halkidon2006.orthodoxy.ru обязательна.

    Mail.Ru Сайт расположен на сервере 'Россия Православная' Rambler's Top100