• На главную страницу
  • История
  •  

    Библиотека “Халкидон”

    ___________________

    Г. Николаев

    В саду лунного бога

     

    Историки, занимающиеся Древним Востоком, открыли в клинописных текстах шумеров удивительные детали их жизни

    Каждая очередная находка ставит перед специалистами все новые вопросы. Работая на раскопках города Эблы, итальянский ученый Паоло Фарги открыл и исследовал дворец. По его расчетам, во дворце служило около 4000 человек, но если учесть, что у каждого была семья, то по меньшей мере 20 000 человек жили около дворца. Их дома занимали территорию, обнесенную кольцевой стеной. Но обитали ли за этой стеной только чиновники двора и царедворцы, кормившиеся за счет владыки, или же здесь жили также купцы и ремесленники?

    После многих лет процветания Эбла, как и город Мари, стала в 2450 году до Р. X. жертвой агрессии царя Саргона, впервые объединившего под своей властью ряд городов-государств. Спустя 250 лет это объединение было уничтожено. Что стало причиной катастрофы — нападение кочевников или же климатические удары? Множество вопросов и тайн сокрыто пластами тысячелетий.

    Однако сегодня археологическому наследию грозит опасность, исходящая не от тысячелетий, а от недавних военных действий в Иране — сначала Ирак вел войну против Кувейта, а потом войска ООН — против Ирака. Нарушены планомерные раскопки в Вавилоне, Уре, Уруке. Вместо ученых там теперь хозяйничают грабители могил. Семь иракских провинциальных музеев во время войны были разграблены — ведь за глиняные таблички с клинописью западные коллекционеры платят большие деньги.

    В Месопотамии, заключенной между руслами Евфрата и Тигра, 5000 лет назад, а может быть и раньше, были сделаны два важных открытия. Первое величайшее открытие — это письменность. Писали палочками клиновидного сечения (отсюда и название — клинопись). Последствия этого открытия стали поистине неожиданными: появились первые бюрократы, да в таком количестве, что и по нынешним меркам это государство можно назвать гипербюрократическим. Возникли налоговые управления, ведомства кадастра и хозяйственной властиПисьменность позволила все документировать, все подсчитывать и фиксировать. Вначале клинопись использовалась для чисто экономических записей, потом в текстах возникает военная тема, затем — вопросы управления, власти и, наконец, — стихи.

    Второе открытие, оставшееся в веках, — пиво.

    Но если говорить серьезно, то не пиво стало одним из признаков народившейся цивилизации, а — города. Города и письменность — вот отпечатки нового этапа жизни человечества. Распрощавшись с каменным веком, шумеры решительно иступили в новую эру. Недаром Междуречье получило в истории название “колыбель цивилизации”.

    Центрами прогресса были города-государства, располагавшиеся на территории нынешнего южного Ирака. В лабиринтах улиц, к которым дома были повернуты своими глинобитными без окон стенами, кипела жизнь, такая же шумная и суетливая, какую мы и сегодня встретим в восточных городах. По мостовым громыхали повозки, стучали киянки столяров, мастеривших стулья и столы, жаром дышали плавильные печи стеклодувов и литейщиков бронзы

    Местные ткачи изготовляли тончайшие ткани из льна. Национальный напиток — пиво пили из сплетенных соломенных кружек, имеющих решетчатую крышку — чтобы осадок не досаждал жаждущему. Дамы этой эпохи носили парики, любили драгоценные украшения — в моде была афганская ляпис-лазурь. Среди принадлежностей туалета были крохотные ложечки — очищать уши от серы. Мужчины были скромнее: верхняя часть тела чаще просто обнажена, юбка из клочковатой шерстяной ткани заменяла штаны. Голова брита, борода стрижена в форме прямоугольной доски, над верхней губой тщательно выстрижено.

    Немецкие археологи начали вести поиски в Уруке с 1912 года. Площадь в 5,5 квадратных километра представляет собой лабиринт тесных городских улиц. Но и сегодня только малая часть некогда большого города освобождена от наносов песка. “Если мы и дальше будем двигаться такими же темпами, — сказал кто-то из археологов, — то нам понадобится еще 1000 лет, чтобы освободить город”.

    Но даже то, что найдено в этой малой части Урука, перевернуло все ранее существовавшие представления о человеке на заре цивилизации. Около 70000 глиняных табличек передано европейским музеям, десять процентов из них прочитано — увы, очень мало людей владеет искусством чтения клинописи, их во всем мире не более 400.

    Знатоки клинописи буквально стоят перед горой из глиняных табличек. В шумерских городах, зараженных бюрократией, несметное количество писцов заносили тонкими палочками на глину все, что казалось важным: налоговые платежи, деловые письма и письма влюбленных, математические упражнения, законодательные акты и культовые тексты. Предполагается, что еще пять миллионов текстов, засыпанных песком, ждут археологов.

    Архитектурное наследие шумеров находится в жалком состоянии — глиняные необожженные кирпичи превратились в крупинки и пыль, — заключает берлинский специалист по Древнему Востоку Райнер Босмер. — Но духовное наследие шумеров невероятно интересно”.

    Действительно, шумеры уже многое умели — это надежно установлено археологами.

    Уже за 3500 лет до Рождества Христова они наладили сложную меновую торговлю с помощью так называемых “платежных камней” — то есть изобрели деньги.

    За 3200 лет до Рождества Христова они открыли способ записи текстов — клинопись, по словам одного немецкого ученого, “гениальную и универсальную систему”.

    Задолго до Пифагора умели рассчитать прямоугольный треугольник.

    Устраивали карнавалы. Предположительно один раз в году на празднике переодевания мужчины наряжались в женское платье, женщины — в солдатскую форму.

    Прилежно работающие переводчики шумерских текстов находятся в жестоком цейтноте: таблички из необожженной глины легко превращаются в пыль. Чтобы спасти драгоценное наследие, германское правительство выделило большую сумму на разработку аппарата для консервации текстов — лазерный луч будет фотографировать табличку в трех измерениях, и это надолго сохранит письмена шумеров.

    Недавняя война в Ираке создала паузу в экспедиционных работах. Вынужденный простой археологический институт в Берлине использовал для генеральной инвентаризации уже накопленных экспонатов. Экспедиция, работавшая до войны в Уруке, готовит к выпуску 25-томный труд, в свет уже вышли 12 томов.

     

    В 3300 году до рождения Христа и за 80 лет до того, как в Египте началось строительство пирамиды Хеопса, Урук вознесся среди дикой пустыни. В нем жило от 30 до 100 тысяч. Доказано, что город был окружен десятикилометровой стеной. На ней высилось 800 оборонительных башен. Крепостные стоны защищали дворцы, отделанные, по словам немецкого ученого Райнера Босмера, с “невероятной роскошью”. Некоторые храмы в Уруке были украшены пестрой мозаикой из цветной глины. Район храма был тесно застроен кварталами из кубических глиняных домов. Одна треть городской площади разделена на индивидуальные сады и огороды.

    Жители осушили болота, поставили плотины и проложили обводнительные каналы далеко в засушливые земли. Все это и природное плодородие почвы приносило обильные урожаи, в частности ячменя, так необходимого для варки пива. Достаток питания вызвал быстрый рост населения.

    Развитая инфраструктура приносила свои плоды. Крестьяне, жившие за городской чертой, платили городу за аренду земли, за устройство плотин и использование воды для полива полей. Организованное управление загородными территориями было поручено руководителям храма — таким образом культ и капитал слились воедино.

    Система “храмового хозяйства процветала. Граждане Урука благоденствовали: своими керамическими ложками они ели перловую кашу, сдабривая ее медом из фиников, женщины в печах шаровидной формы пекли хлеба и поджаривали саранчу. Во время своей последней экспедиции в Урук археолог Босмер нашел кучу кухонных отбросов. На свет вытащены были кости крупного рогатого скота, свиней, ланей, черепашьи панцири и ракушки. В бедных кварталах на стол подавалась рыба. В те времена в Евфрате и Тигре плавали барракуды и рыбы-меч (даже в начале нашего века до Багдада еще поднимались акулы из Персидского залива).

    Спокойная жизнь поневоле родила у шумеров представления о неудобствах и тяготах, ожидающих человека после смерти. Потусторонний мир рисовался им пыльным, горячим и темным — как пустынное место в ночи. Никакого морального суда над умершим не было на том свете — ни наказания, ни поощрения, только бесконечная мучительная жажда. Поэтому смерти очень боялись. В пору основания шумерских городов помпезных захоронений еще не устраивали. Тогда умершего хоронили либо в сидячем, либо в лежачем положении. При погребении покойнику давался лишь запас воды. А вот уже скончавшаяся в 2450 году до Рождества Христова высокородная дама из Ура велела похоронить себя в богатых головных украшениях и с мебелью. Двенадцать музыкантов должны были следовать за ней и еще шесть стражей с секирами из сплава серебра и золота.

    Верования в далекие архаические шумерские времена отличались довольно гуманистическими чертами. Поклонялись статуям в человеческий рост, стоящим в культовых строениях. Идолы носили парики, раскрашенные и расчесанные. Слуги храма ставили перед статуями пиво и пели гимны в сопровождении тамбурина, лиры и огромных барабанов.

    Богатые люди заказывали свои скульптурные портреты, которые устанавливались в храмах. Смысл этого был такой: пока глиняный двойник день и ночь в храме молится, его живой оригинал может посвятить свое время хозяйственным делам — и боги не забыты, и богатство растет.

     

    Но народ торгашей и бухгалтеров совмещал деловые качества с жизнерадостным духом. В центре города стояло монументальное изображение святыни — богини Иштар, восточной предшественницы Афродиты, которой много столетий спустя ревностно поклонялись античные греки.

    В глубине большой площади — 100 на 250 метров, —окружающей храм Иштар, в темном прямоугольном помещении стояла статуя полногрудой, увешанной украшениями богини. Иштар олицетворяла два сильнейших человеческих чувства — любовь и смерть, Эрос и войну.

    Раз в год Урук посвящал этой богине эксцентрический карнавал. Специалист по Древнему Востоку из Гамбурга Бригитта Гронеберг в начале этого года расшифровала текст, который в деталях описывает магический культ Иштар. В центре, где свершался ритуал, стояли служители богини. Это были двое низкорослых мужчин, носивших название “Циккуру”. Эти карлики облачены были в пестрые одежды и носили высоко поднятыми ткацкие веретена. Они совершали магическое превращение: карлики выкладывали перед статуей заколки для волос, расчески, румяна, белила и прочее, чем располагала тогдашняя косметика. Женщины храма выносили к статуе Иштар воинские символы — луки, стрелы и пращи.

    После обмена ритуальными словами и молитвами весь культовый персонал покидал священную комнату, переодевался и выходил на окружающую храм площадь. Начиналась маскарадная процессия, переходящая “в народный праздник, на котором пили много пива, — так говорит перевод клинописного текста. Гомонящая толпа мужчин и женщин благодаря пенному напитку быстро оказывалась в вакхическом состоянии. Корсет цивилизации, который первыми из народов надели на себя шумеры, был для них, только что вышедших из дикости каменного века, достаточно свободным. За фасадом недавно усвоенного рационального и экономического отношения к жизни бродили с трудом изгоняемые страсти и обычаи недавних предков.

    О диких нравах говорят сохранившиеся глиняные таблички — толкователи снов. Они повествуют о снах, в которых спящий участвует в извращениях и нарушениях табу. Несомненно, корни этого “сонника” уходят в древние времена. Мотивы содомии и кровосмешения часто упоминаются в табличках, объясняющих смысл сновидений. В одной из табличек записано и такое: “Если кто-либо поест человеческого мяса, тот получит большое богатство”…

    В реальной же жизни шумеры вели себя весьма непосредственно. Отправлять, например, естественные надобности публично было для них делом вполне естественным

     

    ---------------

    “Углубления в глине

    Как “невероятное духовное достижение” оценивают современные ученые открытие шумерскими жрецами письменности. Это произошло за 5200 лет до Рождества Христова. Чтобы организовать обмен товарами и управление населением, изобрели они систему цифр и стали графически изображать отдельные понятия. Все эти символы заносили они на дощечки из мягкой глины. Вначале символы напоминали по рисунку реальные вещи, о которых говорила запись. Но вскоре рисунки, сильно упрощенные, потеряли изобразительное сходство с предметами. Для удобства писцов изображения были повернуты на 90 градусов — рисунки как бы лежали на спине. Затем запись переменила направление: знаки стали наносить на глину слева направо, чтобы двигающаяся рука писца не стирала начертанное.

    Но и при этой системе записи для каждого слова надо было иметь особый знак. Этот путь, по которому впоследствии китайцы прошли до логического конца, показался неудобным шумерским писцам. С тем чтобы ограничить число рисунков-понятий, они применили множественное значение одного рисованного символа, говоря современным языком, они применили омонимы. Например, знак, означающий стрелу и произносимый как ти”, мог быть использован как слог в слове ти-иль”, означающем “конец”.

    В течение 500 лет совершенствовалась эта система, пока система слогового письма, по словам сегодняшних ученых, не достигла “артистизма и совершенства”. Недаром клинопись переняли многие могущественные государства — Ассирия, Вавилон, Персия.

     

    Г. Николаев.

    (По материалам иностранной печати.)

     

    Текст (с сокращениями) приводится по изданию: Г. Николаев. В саду лунного бога // Наука и жизнь. № 11, 1994. С. 140-145.

     

     

    Рекомендуем также:

    Н. Померанцева. Египетские фараоны: боги и люди. От додинастического периода до эпохи Древнего царства
    Самые первые поваренные книги

     

    Copyright © 2006-2011 Библиотека "Халкидон"
    При использовании материалов сайта ссылка на halkidon2006.orthodoxy.ru обязательна.

    Mail.Ru Сайт расположен на сервере 'Россия Православная' Rambler's Top100