|
Библиотека “Халкидон” ___________________ Преподобный Максим Грек Слово XXXIII. Послание к Адашеву о тафьях [1] Государь мой, милый раб Христов и человек Божий Алексей, преподобне отче и брат возлюбленный о Христе Иисусе, Господе нашем. Желаю тебе быть всегда здравым и радостным. Да воздаст тебе Господь за духовную твою любовь, что ты меня, бедного, всячески почитаешь, о чем я известился из твоей грамоты, исполненной всякой христоподобной любви и истины; также и слуга ваш Андрей Семенов подробно сказывал о твоем усердном старании в мою пользу. И какое могу воздать тебе достойное благодарение за такое твое ко мне благорасположение? Ты истинный ученик Христов и послушный подражатель [апостола] Павла, который говорит: “Подобни мне бывайте, якоже аз Христу"[2]. Поэтому и наследником Царства Своего Небесного, вместе с Павлом, Христос соделает тебя. Ей, Господи Иисусе Христе, не презри его благоутробие и благорасположение ко всякому скорбящему и нуждающемуся в помощи! И да будет это так. Я же, отче, согласно твоей грамоте приготовил тетрадку по твоему указанию, и вдобавок в ней еще других десять тетрадок посылаю господину нашему, Преосвященному митрополиту, и к тебе. Это, по моему понятию, вещи не плохие, заключающие в себе учение об исправлении нравов, а также сильное оружие против латинской ереси, и против злочестивого упорства иудейского, и против эллинской прелести и зведочетства. Читающие их со вниманием и трезвенным умом, с охотою, верою и любовью, с отвержением всякого кичения ума, самомнения, младенческих надежд и коринфского надмения[3] найдут их исполненными в достаточной мере премудрости и разума духовного и силы. Это говорю не относительно вас — не попусти мне, Господи, так неистовствовать, — ибо относительно вас я знаю, что вы исполнены всяких добродетелей духовных, но это слово мое относится к некоторым другим. Прошу же тебя, прочитай и ты посланьице мое, которое я черкнул к Преосвященному, и из него поймешь достоверно всю кривду и правду обо мне моих клеветников, которым один Бог Судия, и да не поставит им Господь в грех сего. А тетрадка, в которой 27 глав, та мною весьма рассудительно написана [непосредственно] для самогό великого властителя.Знай, господин мой, что как митрополит рассуждает о тафьях, так и я понимаю, и также гнушаюсь, когда увижу православных с бритыми головами, и из глубины сердца воздыхаю, что христиане уподобляют себя туркам-христианоборцам, и не только тафьями, но и сапогами по образцу турецких, так что ни по чему иному не можешь узнать, что они христиане, как только по крестному знамению. Сродные мне греки уже много лет находятся под турецким игом, и мы среди них живем, а этого обычая у нас нет. Опасаюсь, отче Алексее, что, пожалуй, понравятся им и чалмы турецкие. Скверно это, Алексей, и вполне чуждо православным людям, и не богоугоден такой мерзкий и поганый обычай. Следует строгим правилом по власти апостольской запретить всем вообще такое бесчиние; особенно же мастерам, изготовляющим это, следует запретить эту работу. А если кто не послушается, строго приказать приходским священникам не давать ему и его семье причастия и не пускать его в церковь. А армянам и прочим иностранцам приказать строго, чтобы они такой товар в Россию не привозили, а если кто привезет, того бить на торгу кнутами, а привезенное отнять. Бога ради, не вознерадите, но подвигнитесь, при помощи Божией, ревностью апостольскою и со властью. И воста, сказано, Финеес, движимый ревностью по Боге, и прободе копием своим вельможу некоего израильского, который совершал блуд с иноплеменною женою мадианитянкою, и убил их обоих при самом гнусном их преступлении[4]. Мы же возьмем меч духовный, иже есть глагол Божий[5], и вооружимся ревностью Финееса и Илии, чтобы и нам угодить Господу. Не промолчал [апостол] Павел о волхве Елиме, отвращавшем от него проконсула Сергия Павла, но, запретив ему властью апостольскою, лишил его зрения[6]. Так и мы запретим строго как изготовляющим эти наряды, так и носящим их, кто бы они ни были. Не убоимся убивающих тело, души же не могущих убити[7]. Но прежде запрещения обратимся к ним с достаточным увещанием, упрашивая их с любовью, а не бранью и серчанием, ибо рабу Господню не подобает сваритися, но кротку быти и прочее[8]. После первого и второго поучения скажем им так[9]: “Знайте, что если не послушаетесь слова Божия и меня, отца вашего, то с этих пор, кто бы ни пришел ко мне в тафье за благословением, — ему не слышать и не видеть от меня благословения. Что Святое Божие Писание не хвалит и не велит, то и я не хвалю. Или, думаете, напрасно сказано было в Священном Писании об израильтянах, преступивших заповеди Божии: "И смесишася во языцех, и навыкоша делом их, и бысть им в соблазн"[10]”. Но об этом достаточно.Меня же. Бога ради, заклинаю вас Иисусом Христом, не оставьте без причащения. Суда, господин мой, я не просил и не прошу, а прошу милости: окажите милость, чтобы и самим вам воспринять от Спасителя такую же благодать, ибо суд - сказано, - без милости, не сотворшим милости[11]. При этом прошу вас, Бога ради, пришлите мне на некоторое время книгу Григория Богослова (греческую, с толкованием), пришлите ее, Бога ради. Андрея сего, вашего верного слугу, не оставьте в его скудости, как Бог положит вам на сердце. У меня нет приличного греческого клобука, Бога ради, пришлите мне его. А я вам, государям моим, кланяюсь до земли. Честнόго священнодиакона Вассиана, ризничего, целую и лобызаю всею душою, — его подарок я получил в целости, —да воздаст ему Спаситель.
Примечания: [1] Тафья — шапочка татарского образца, надеваемая сановными людьми в качестве привилегии под шапкой, ношение которой было запрещено при царе Иоанне Васильевиче на Стоглавом Соборе 1551 г. (гл. 38). [2] 1 Кор. 4,16. [3] Ср.: 1 Кор. 3, 1-4; 8,1-3; 13,4-7,11. [4] См.: Чис. 25, 7-8 [5] Еф. 6,17. [6] Деян. 13, 6-12 [7] Мф. 10,28. [8] См.: 2 Тим. 2,24-26. [9] Ср.: Тит. 3,10. [10] Пс. 105, 35-36. [11] Иак.2, 13.
Рекомендуем также: Copyright © 2006-2011 Библиотека "Халкидон" |