• На главную страницу
  • Проповеди, беседы, поучения
  •  

    Библиотека “Халкидон”

    ___________________

    Святитель Игнатий (Брянчанинов)

    Совесть

     

    Совесть - чувство духа человеческого, светлое, различающее добро от зла.

    Это чувство яснее различает добро от зла, нежели ум. Труднее обольстить совесть, нежели ум.

    И с обольщенным умом, подкрепляемым грехолюбивою волею, долго борется совесть.

    Совесть - естественный закон [1].

    Совесть руководствовала человека до закона письменного. Падшее человечество постепенно усваивало себе неправильный образ мыслей о Боге, о добре и зле: лжеименный разум сообщил свою неправильность совести. Письменный закон соделался необходимостию для руководства к истинному богопознанию и к богоугодной деятельности.

    Учение Христово, запечатленное Святым Крещением, исцеляет совесть от лукавства, которым заразил ее грех [2]. Возвращенное нам правильное действие совести поддерживается, возвышается последованием учению Христову.

    Здравое состояние и правильное действие совести возможно только в недре Православной Церкви, потому что всякая принятая неправильная мысль имеет влияние на совесть: уклоняет ее от правильного действия.

    Потемняют, притупляют, заглушают, усыпляют совесть - произвольные согрешения.

    Всякий грех, не очищенный покаянием, оставляет вредное впечатление на совести.

    Постоянная и произвольная греховная жизнь как бы умерщвляет ее.

    Умертвить совесть невозможно. Она будет сопровождать человека до Страшного суда Христова: там обличит ослушника своего.

    По изъяснению святых отцов, соперник человека, упоминаемый в Евангелии, - совесть [3].

    Точно: она соперник! Потому что сопротивляется всякому противозаконному начинанию нашему.

    Сохраняй мир с этим соперником на пути твоем к небу, во время земной жизни, чтоб он не сделался твоим наветником в то время, как будет решаться вечная твоя участь.

    Говорит Писание: Избавит от злых душу свидетель верен [4]. Свидетель верный - непорочная совесть: она избавит душу, внимающую советам ее, от согрешений до наступления смерти и от вечных мук по смерти.

    Как лезвие ножа натачивается камнем, так совесть натачивается Христом: она просвещается изучением и изощряется исполнением евангельских заповедей.

    Просвещенная и изощренная Евангелием совесть подробно и ясно показывает человеку его согрешения - и самые малейшие.

    Не делай насилия сопернику - совести! Иначе лишишься духовной свободы: грех пленит тебя и свяжет. Сетует пророк от лица Божия о попирающих совесть, наветующих самим себе: Соодоле Ефрем соперника своего, попра суд, яко нача ходити вслед суетных [5].

    Острие совести очень нежно; его надо хранить и хранить. Хранится оно, когда человек исполняет все требования совести, а нарушение какого-либо требования, по немощи или увлечению, омывает слезами покаяния.

    Не думай ни о каком грехе, что он маловажен: всякий грех есть нарушение закона Божия, противодействие воле Божией, попрание совести.

    От безделицы, от ничтожных по видимому согрешений переходим постепенно к великим грехопадениям.

    Что значит это? - велик ли этот грех? - что это за грех? - это не грех! - так рассуждает небрегущий о спасении своем, когда решается вкусить запрещенной законом Божиим греховной снеди. Основываясь на таком неосновательнейшем суждении, он непрестанно попирает совесть.

    Острие ее притупляется, свет ее тускнеет; в душе разливаются мрак и хлад небрежения и нечувствия.

    Нечувствие соделывается, наконец, обыкновенным состоянием души. Часто бывает она удовлетворительною им; часто признает его состоянием, угодным Богу, спокойствием совести, а оно - утрата ощущения своей греховности, утрата ощущения благодатной, духовной жизни, усыпление и слепота совести [6]

    При таком состоянии, при страшном омрачении и нечувствии, различные грехи свободно входят в душу, устраивают в ней логовище для себя. Грехи, закосневая в душе, обращаются в навыки, столько же сильные, как природа, а иногда более сильные, нежели природа. Греховные навыки называются страстями. Человек не замечает того, а он неприметным образом окован отвсюду грехом, в плену у него, в рабстве.

    Кто, пренебрегая постоянно напоминаниями совести, допустил себе впасть в рабство: тот только с величайшим трудом, при содействии особенной помощи Божией, возможет расторгнуть цепи этого рабства, победит страсти, обратившиеся как бы в природные свойства.

    Возлюбленнейший брат! Со всевозможным вниманием и тщанием храни совесть.

    Храни совесть по отношению к Богу: исполняй все повеления Божии, как видимые всем, так и никому невидимые, видимые и ведомые только одному Богу и твоей совести.

    Храни совесть по отношению к ближнему: не довольствуйся одною благовидностию твоего поведения к ближним! Ищи от себя, чтоб самая совесть твоя удовлетворялась этим поведением. Она будет тогда удовлетворяться, когда не только дела, но и сердце твое будет поставлено в отношение к ближнему, заповеданное Евангелием.

    Храни совесть к вещам, удаляясь излишества, роскоши, небрежения, помня, что все вещи, которыми ты пользуешься, - творения Божии, дары Божии человеку.

    Храни совесть к самому себе. Не забывай, что ты - образ и подобие Бога, что ты обязан представить этот образ в чистоте и святости Самому Богу.

    Горе, горе! если Господь не узнает Своего образа, не найдет в нем никакого сходства с Собою. Он произнесет грозный приговор: Не вем вас [7]. Непотребный образ будет ввергнут в неугасающий пламень геенны.

    Бесконечная радость обымет ту душу, на которую воззрев, Господь признает в ней сходство с Собою, увидит в ней ту красоту, которую Он, по бесконечной благости Своей, усвоил ей при сотворении, восстановил и умножил при искуплении, которую повелел соблюдать в непорочной целости удалением от всякого греха, хранением всех евангельских заповедей.

    Неумолкающий, нелицеприятный блюститель и напоминатель такого удаления и хранения - совесть. Аминь.

     

    Примечания:

    [1] Преподобный авва Дорофей. Поучение 3. О совести.

    [2] Евр. 10, 22

    [3] Мф. 5, 25; Преподобный авва Дорофей. Поучение 3. О совести.

    [4] Притч. 14, 25

    [5] Ос. 5, 11

    [6] Лествица. Слово 18

    [7] Мф. 25, 12

     

     

    Рекомендуем также:

    Священномученик Игнатий Богоносец
    Житие святителя Игнатия (Брянчанинова), епископа Кавказского и Черноморского
    Житие преподобного отца нашего Иоанна Лествичника
    С. М. Зарин. Иоанн Лествичник
    Святитель Игнатий (Брянчанинов)

    Дума на берегу моря

    Кладбище

    Поучение в неделю жен-мироносиц. О мертвости духа человеческого

    О чтении Евангелия

    Таинственное объяснение 99-го псалма

    Игумен Марк (Лозинский). Покаяние (из книги “Духовная жизнь мирянина и монаха по творениям и письмам святителя Игнатия (Брянчанинова)”)

     

    Copyright © 2006-2011 Библиотека "Халкидон"
    При использовании материалов сайта ссылка на halkidon2006.orthodoxy.ru обязательна.

    Mail.Ru Сайт расположен на сервере 'Россия Православная' Rambler's Top100