|
Библиотека “Халкидон” ___________________ Святитель Игнатий (Брянчанинов) Совесть Совесть - чувство духа человеческого, светлое, различающее добро от зла. Это чувство яснее различает добро от зла, нежели ум. Труднее обольстить совесть, нежели ум.И с обольщенным умом, подкрепляемым грехолюбивою волею, долго борется совесть. Совесть - естественный закон [1].Совесть руководствовала человека до закона письменного. Падшее человечество постепенно усваивало себе неправильный образ мыслей о Боге, о добре и зле: лжеименный разум сообщил свою неправильность совести. Письменный закон соделался необходимостию для руководства к истинному богопознанию и к богоугодной деятельности.Учение Христово, запечатленное Святым Крещением, исцеляет совесть от лукавства, которым заразил ее грех [2]. Возвращенное нам правильное действие совести поддерживается, возвышается последованием учению Христову.Здравое состояние и правильное действие совести возможно только в недре Православной Церкви, потому что всякая принятая неправильная мысль имеет влияние на совесть: уклоняет ее от правильного действия.Потемняют, притупляют, заглушают, усыпляют совесть - произвольные согрешения. Всякий грех, не очищенный покаянием, оставляет вредное впечатление на совести.Постоянная и произвольная греховная жизнь как бы умерщвляет ее.Умертвить совесть невозможно. Она будет сопровождать человека до Страшного суда Христова: там обличит ослушника своего. По изъяснению святых отцов, соперник человека, упоминаемый в Евангелии, - совесть [3].Точно: она соперник! Потому что сопротивляется всякому противозаконному начинанию нашему.Сохраняй мир с этим соперником на пути твоем к небу, во время земной жизни, чтоб он не сделался твоим наветником в то время, как будет решаться вечная твоя участь.Говорит Писание: Избавит от злых душу свидетель верен [4]. Свидетель верный - непорочная совесть: она избавит душу, внимающую советам ее, от согрешений до наступления смерти и от вечных мук по смерти.Как лезвие ножа натачивается камнем, так совесть натачивается Христом: она просвещается изучением и изощряется исполнением евангельских заповедей.Просвещенная и изощренная Евангелием совесть подробно и ясно показывает человеку его согрешения - и самые малейшие.Не делай насилия сопернику - совести! Иначе лишишься духовной свободы: грех пленит тебя и свяжет. Сетует пророк от лица Божия о попирающих совесть, наветующих самим себе: Соодоле Ефрем соперника своего, попра суд, яко нача ходити вслед суетных [5].Острие совести очень нежно; его надо хранить и хранить. Хранится оно, когда человек исполняет все требования совести, а нарушение какого-либо требования, по немощи или увлечению, омывает слезами покаяния.Не думай ни о каком грехе, что он маловажен: всякий грех есть нарушение закона Божия, противодействие воле Божией, попрание совести. От безделицы, от ничтожных по видимому согрешений переходим постепенно к великим грехопадениям .Что значит это? - велик ли этот грех? - что это за грех? - это не грех! - так рассуждает небрегущий о спасении своем, когда решается вкусить запрещенной законом Божиим греховной снеди. Основываясь на таком неосновательнейшем суждении, он непрестанно попирает совесть.Острие ее притупляется, свет ее тускнеет; в душе разливаются мрак и хлад небрежения и нечувствия. Нечувствие соделывается, наконец, обыкновенным состоянием души . Часто бывает она удовлетворительною им; часто признает его состоянием, угодным Богу, спокойствием совести, а оно - утрата ощущения своей греховности, утрата ощущения благодатной, духовной жизни, усыпление и слепота совести [6]При таком состоянии, при страшном омрачении и нечувствии, различные грехи свободно входят в душу, устраивают в ней логовище для себя. Грехи, закосневая в душе, обращаются в навыки, столько же сильные, как природа, а иногда более сильные, нежели природа. Греховные навыки называются страстями. Человек не замечает того, а он неприметным образом окован отвсюду грехом, в плену у него, в рабстве.Кто, пренебрегая постоянно напоминаниями совести, допустил себе впасть в рабство: тот только с величайшим трудом, при содействии особенной помощи Божией, возможет расторгнуть цепи этого рабства, победит страсти, обратившиеся как бы в природные свойства.Возлюбленнейший брат! Со всевозможным вниманием и тщанием храни совесть. Храни совесть по отношению к Богу: исполняй все повеления Божии, как видимые всем, так и никому невидимые, видимые и ведомые только одному Богу и твоей совести.Храни совесть по отношению к ближнему: не довольствуйся одною благовидностию твоего поведения к ближним! Ищи от себя, чтоб самая совесть твоя удовлетворялась этим поведением. Она будет тогда удовлетворяться, когда не только дела, но и сердце твое будет поставлено в отношение к ближнему, заповеданное Евангелием.Храни совесть к вещам, удаляясь излишества, роскоши, небрежения, помня, что все вещи, которыми ты пользуешься, - творения Божии, дары Божии человеку.Храни совесть к самому себе. Не забывай, что ты - образ и подобие Бога, что ты обязан представить этот образ в чистоте и святости Самому Богу.Горе, горе! если Господь не узнает Своего образа, не найдет в нем никакого сходства с Собою . Он произнесет грозный приговор: Не вем вас [7]. Непотребный образ будет ввергнут в неугасающий пламень геенны.Бесконечная радость обымет ту душу, на которую воззрев, Господь признает в ней сходство с Собою, увидит в ней ту красоту, которую Он, по бесконечной благости Своей, усвоил ей при сотворении, восстановил и умножил при искуплении, которую повелел соблюдать в непорочной целости удалением от всякого греха, хранением всех евангельских заповедей.Неумолкающий, нелицеприятный блюститель и напоминатель такого удаления и хранения - совесть. Аминь.Примечания: [1] Преподобный авва Дорофей. Поучение 3. О совести.[2] Евр. 10, 22[3] Мф. 5, 25; Преподобный авва Дорофей. Поучение 3. О совести.[4] Притч. 14, 25[5] Ос. 5, 11[6] Лествица. Слово 18[7] Мф. 25, 12
Рекомендуем также: Священномученик Игнатий Богоносец Игумен Марк (Лозинский). Покаяние (из книги “Духовная жизнь мирянина и монаха по творениям и письмам святителя Игнатия (Брянчанинова)”)
Copyright © 2006-2011 Библиотека "Халкидон" |