|
Библиотека "Халкидон" ___________________ С. В. Булгаков Святых первоверховных апостолов Петра и Павла Из "Настольной книги для священнослужителей. Неперемещаемые праздники" Святой апостол Петр, брат апостола Андрея (см. 30 ноября с.с), родом иудей, отличался пылкостью и решительностью своего характера (Мф. 16:15-17; 22-23; 14:25-31; Мар. 1:20,30; Иоан. 1:42). Призванный Господом от скромной доли рыбака к уловлению человеков, он был одним из ревностных учеников Спасителя (Мф. 4:18-19; Лук. 5:10-11).
Святой апостол Петр. Икона из монастыря святой Екатерины на Синае. VI век До призвания он назывался Симоном, после же призвания, в предзнаменование и в награду своей твердости в вере, получил прозвание Кифы, по-гречески — Петр, что значит камень. Всю жизнь свою он остался верным этому имени и доказал это многочисленными примерами своей крепкой привязанности к Господу. Он был участником и свидетелем величайших чудес Спасителя и важнейших событий Его земной жизни (Иоан. 1:42; Мф. 16:18; 17:1; 26:37; Лук. 8:51). По воскресении Спасителя, призванный Им вторично к апостольскому служению, он во всю свою жизнь сохранил непоколебимо твердую, как камень, веру в Иисуса Христа, как Сына Божия и Спасителя мира, и старался внушить ее и другим людям (Иоан. 21; Деян. 2:14; 4:8; 12:3; 8:14; 12). Он был апостолом преимущественно иудеев (Гал. 2:7, 8). В 44 году, когда ему угрожала в Иерусалиме от Ирода Агриппы смерть, святой Петр, освобожденный из темницы ангелом (Деян. 12:1-11), оставил Иерусалим. Он проповедовал в Сирии, Понте, Галатии, Вифинии, Асии и Египте, подтверждая силу своих слов великими чудесами: он воскрешал мертвых и исцелял недужных, причем последние исцелялись даже от одной только тени его (Деян. 5:5,10,15; 9:33-34,40). Святая Церковь прославляет его, как "Апостолов предначальника", ибо он первый исповедал Спасителя Сыном Божиим (Мф. 16:16), первый начал проповедовать Его воскресение, первый положил начало обращению язычников (Деян. 2:14-36, 10:34-48). В царствование Нерона, прибыв в Рим, он претерпел мученическую кончину на кресте. Признавая себя недостойным быть распятым так, как был распят Иисус Христос, апостол Петр упросил, чтобы его распяли головой вниз. Хотя апостол Петр и отличался особенною ревностию ко Христу, но это не давало ему первенства власти над другими апостолами, а только первенство чести по трудам апостольским; о делах Церкви он так же, как и другие апостолы, предлагал Собору, и дела решались общим голосом апостолов и пресвитеров со всей Церковью. (Деян. 15, 7, 12-14; 1:23-26; 6:2-6; 15:22-23); Собор посылает Петра на дело служения так же, как и других учеников Христовых (Деян. 8:14). Апостол Павел, говоря об апостолах, почитаемых столпами, поставляет на первом месте Иакова, а потом Петра и Иоанна, себя же причисляет к ним и сравнивает с Петром (Гал. 2:7-9; 2 Кор. 11:5). Сказание римской церкви, что апостол Петр был епископом в Риме от 42 по 67 г., не выдерживает критики. Святой апостол оставил после себя 2 соборных послания. Святой апостол Павел, до призвания своего в апостолы называвшийся Савлом, был родом иудей из г. Тарса. Он был учеником знаменитого еврейского учителя Гамалиила (см. 2 августа), принадлежал к секте фарисеев и жестоко преследовал христиан (Деян. 13:7-12; 21:39; 22:3; Филип. 3:4-5; Деян. 7:58; 8:1,3; 9:1,2; 26:11). Чудесно призванный в апостолы Самим Господом, Который явился ему на пути в Дамаск, он принял святое крещение от апостола Анании (см. 1 октября) и с этого времени сделался ревностнейшим проповедником Евангелия (Деян. 9:3-30). Он сам пишет о себе, что он более всех потрудился в благовестии Христовом (1 Кор. 15:10). Он был преимущественно апостолом языков (Рим. 15:16,18; Еф. 3:6-7; Гал. 2:7) и проповедовал Христа в Аравии, Палестине, Кесарии, Малой Азии, Греции, Италии и многих других странах. Претерпев много страданий, он сподобился от Господа чрезвычайных откровений, будучи восхищен в рай, и вознесен до третьего неба, где слышал такие тайны, каких никому из имеющих человеческую природу пересказать нельзя, и совершил многие и великие чудеса (2 Кор. 11:23-29; 12:1-4,7; Деян. 13:11; 14:10; 16:18; 19:12; 20:9-12; 28:3-6). Глубокое убеждение в истинности проповедуемого учения, ясное понимание христианских истин, спокойное мужество среди всевозможных опасностей, необыкновенное знание человеческаго сердца и от природы увлекательная сила красноречия, при благодатных дарах Святаго Духа, содействовали его необыкновенным успехам. По словам святого Иоанна Златоуста, апостол Павел бесчестия и оскорбления за проповедь искал больше, нежели мы чести, смерти больше, нежели мы жизни, бедности больше, нежели мы покоя, печали больше, нежели другие радости, и молился за врагов больше, нежели другие молятся против врагов. Одно только было для него страшно и опасно, как бы не оскорбить Бога, а более ничто; равно и вожделенным для него не было ничто, кроме угождения Богу. Любовь ко Христу он ставил выше всего. С этою любовью он лучше желал быть в числе последних и наказываемых, нежели без нее в числе высших и получающих почести.
Святой апостол Павел. Икона. Около 1516 года. Ярославский историко-архитектурный музей-заповедник Святой апостол Павел мученически скончался в Риме. По повелению императора Нерона, он был осужден на распятие, но ему, как римскому гражданину, оно было заменено усечением главы мечем. Святой апостол Павел написал 14 посланий: к Римлянам, к Коринфянам 2, к Галатам, к Ефесеям, к Филиппийцам, к Колоссянам, к Фессалоникийцам 2, к Тимофею 2, к Титу, к Филимону и к Евреям. В службе этого дня святые апостолы Петр и Павел прославляются, как "друзи Христовы", "небеснии таинницы", "реки премудрости", "всея вселенныя питатели", "благочестия истинныя проповедники", "всего мира предстатели", "ученики Христовы, и основания Церкве, истинныя столпы и стены, и трубы божественныя Христовы учений и страданий", "мира ловцы", "имущии ключи Царствия", "Богопроповедников первостоятели", "верх апостолов". Считается вероятным, что святые апостолы Петр и Павел пострадали в один день, 29 июня, по крайней же мере этот день есть день кончины святого апостола Петра; но оба они пострадали в один год, именно в 67 г. (по другим, после 64 г., в 65-67 годах). По римскому преданию, главы обоих апостолов хранятся в Латеранском соборе в Риме, тело же святого апостола Петра почивает в Ватиканском соборе, а святого апостола Павла — в загородной церкви его по Остийской дороге. Молитвословия праздника Тропарь, гл. 4 Апостолов первопрестольницы и вселенныя учителие, Владыку всех молите мир вселенней даровати и душам нашим велию милость. Кондак, гл. 2. Твердыя и Боговещанныя проповедатели, верх апостолов Твоих, Господи, приял еси в наслаждение благих Твоих и покой: болезни бо онех и смерть приял еси паче всякаго всеплодия, Едине сведый сердечная. Величание. Величаем вас, апостоли Христовы Петре и Павле, весь мир ученьми своими просветившия, и вся концы ко Христу приведшия. Паремия. 1) 1 Петр. 1:3-9; 2) 1 Петр. 1:13-19; 3) 1 Петр. 2:11-24. Утреннее Евангелие. Иоан. 21:15-25; 67 зач. Апостол. 2 Кор. 11:21-32; 12:1-9; 193 зач. Евангелие. Мф. 16:13-19; 67 зач. Источник: С. В. Булгаков. Настольная книга для священнослужителей. Неперемещаемые Праздники
Рекомендуем также: Святой апостол Андрей Первозванный Блаженный Феофилакт Болгарский Протодиакон Андрей Кураев. Что значит быть христианином? Апостолы как свидетели Copyright © 2006-2011 Библиотека "Халкидон" |