• На главную страницу
  • Православные праздники
  •  

    Библиотека "Халкидон"

    ___________________

    С. В. Булгаков

    Святых первоверховных апостолов Петра и Павла
    29 июня (12 июля н. с.)

    Из "Настольной книги для священнослужителей. Неперемещаемые праздники"

     

    Святой апостол Петр, брат апостола Андрея (см. 30 ноября с.с), родом иудей, отличался пылкостью и решительностью своего характера (Мф. 16:15-17; 22-23; 14:25-31; Мар. 1:20,30; Иоан. 1:42). Призванный Господом от скромной доли рыбака к уловлению человеков, он был одним из ревностных учеников Спасителя (Мф. 4:18-19; Лук. 5:10-11).

    Святой апостол Петр. Икона из монастыря святой Екатерины на Синае. VI век

    Святой апостол Петр. Икона из монастыря святой Екатерины на Синае. VI век

     

    До призвания он назывался Симоном, после же призвания, в предзнаменование и в награду своей твердости в вере, получил прозвание Кифы, по-гречески — Петр, что значит камень. Всю жизнь свою он остался верным этому имени и доказал это многочисленными примерами своей крепкой привязанности к Господу. Он был участником и свидетелем величайших чудес Спасителя и важнейших событий Его земной жизни (Иоан. 1:42; Мф. 16:18; 17:1; 26:37; Лук. 8:51). По воскресении Спасителя, призванный Им вторично к апостольскому служению, он во всю свою жизнь сохранил непоколебимо твердую, как камень, веру в Иисуса Христа, как Сына Божия и Спасителя мира, и старался внушить ее и другим людям (Иоан. 21; Деян. 2:14; 4:8; 12:3; 8:14; 12). Он был апостолом преимущественно иудеев (Гал. 2:7, 8).

    В 44 году, когда ему угрожала в Иерусалиме от Ирода Агриппы смерть, святой Петр, освобожденный из темницы ангелом (Деян. 12:1-11), оставил Иерусалим. Он проповедовал в Сирии, Понте, Галатии, Вифинии, Асии и Египте, подтверждая силу своих слов великими чудесами: он воскрешал мертвых и исцелял недужных, причем последние исцелялись даже от одной только тени его (Деян. 5:5,10,15; 9:33-34,40). Святая Церковь прославляет его, как "Апостолов предначальника", ибо он первый исповедал Спасителя Сыном Божиим (Мф. 16:16), первый начал проповедовать Его воскресение, первый положил начало обращению язычников (Деян. 2:14-36, 10:34-48). В царствование Нерона, прибыв в Рим, он претерпел мученическую кончину на кресте. Признавая себя недостойным быть распятым так, как был распят Иисус Христос, апостол Петр упросил, чтобы его распяли головой вниз. Хотя апостол Петр и отличался особенною ревностию ко Христу, но это не давало ему первенства власти над другими апостолами, а только первенство чести по трудам апостольским; о делах Церкви он так же, как и другие апостолы, предлагал Собору, и дела решались общим голосом апостолов и пресвитеров со всей Церковью. (Деян. 15, 7, 12-14; 1:23-26; 6:2-6; 15:22-23); Собор посылает Петра на дело служения так же, как и других учеников Христовых (Деян. 8:14). Апостол Павел, говоря об апостолах, почитаемых столпами, поставляет на первом месте Иакова, а потом Петра и Иоанна, себя же причисляет к ним и сравнивает с Петром (Гал. 2:7-9; 2 Кор. 11:5). Сказание римской церкви, что апостол Петр был епископом в Риме от 42 по 67 г., не выдерживает критики. Святой апостол оставил после себя 2 соборных послания.

     

    Святой апостол Павел, до призвания своего в апостолы называвшийся Савлом, был родом иудей из г. Тарса. Он был учеником знаменитого еврейского учителя Гамалиила (см. 2 августа), принадлежал к секте фарисеев и жестоко преследовал христиан (Деян. 13:7-12; 21:39; 22:3; Филип. 3:4-5; Деян. 7:58; 8:1,3; 9:1,2; 26:11). Чудесно призванный в апостолы Самим Господом, Который явился ему на пути в Дамаск, он принял святое крещение от апостола Анании (см. 1 октября) и с этого времени сделался ревностнейшим проповедником Евангелия (Деян. 9:3-30). Он сам пишет о себе, что он более всех потрудился в благовестии Христовом (1 Кор. 15:10). Он был преимущественно апостолом языков (Рим. 15:16,18; Еф. 3:6-7; Гал. 2:7) и проповедовал Христа в Аравии, Палестине, Кесарии, Малой Азии, Греции, Италии и многих других странах. Претерпев много страданий, он сподобился от Господа чрезвычайных откровений, будучи восхищен в рай, и вознесен до третьего неба, где слышал такие тайны, каких никому из имеющих человеческую природу пересказать нельзя, и совершил многие и великие чудеса (2 Кор. 11:23-29; 12:1-4,7; Деян. 13:11; 14:10; 16:18; 19:12; 20:9-12; 28:3-6).

    Глубокое убеждение в истинности проповедуемого учения, ясное понимание христианских истин, спокойное мужество среди всевозможных опасностей, необыкновенное знание человеческаго сердца и от природы увлекательная сила красноречия, при благодатных дарах Святаго Духа, содействовали его необыкновенным успехам. По словам святого Иоанна Златоуста, апостол Павел бесчестия и оскорбления за проповедь искал больше, нежели мы чести, смерти больше, нежели мы жизни, бедности больше, нежели мы покоя, печали больше, нежели другие радости, и молился за врагов больше, нежели другие молятся против врагов. Одно только было для него страшно и опасно, как бы не оскорбить Бога, а более ничто; равно и вожделенным для него не было ничто, кроме угождения Богу. Любовь ко Христу он ставил выше всего. С этою любовью он лучше желал быть в числе последних и наказываемых, нежели без нее в числе высших и получающих почести.

    Святой апостол Павел. Икона. Около 1516 года. Ярославский историко-архитектурный музей-заповедник

    Святой апостол Павел. Икона. Около 1516 года. Ярославский историко-архитектурный музей-заповедник

     

    Святой апостол Павел мученически скончался в Риме. По повелению императора Нерона, он был осужден на распятие, но ему, как римскому гражданину, оно было заменено усечением главы мечем. Святой апостол Павел написал 14 посланий: к Римлянам, к Коринфянам 2, к Галатам, к Ефесеям, к Филиппийцам, к Колоссянам, к Фессалоникийцам 2, к Тимофею 2, к Титу, к Филимону и к Евреям.

    В службе этого дня святые апостолы Петр и Павел прославляются, как "друзи Христовы", "небеснии таинницы", "реки премудрости", "всея вселенныя питатели", "благочестия истинныя проповедники", "всего мира предстатели", "ученики Христовы, и основания Церкве, истинныя столпы и стены, и трубы божественныя Христовы учений и страданий", "мира ловцы", "имущии ключи Царствия", "Богопроповедников первостоятели", "верх апостолов".

    Считается вероятным, что святые апостолы Петр и Павел пострадали в один день, 29 июня, по крайней же мере этот день есть день кончины святого апостола Петра; но оба они пострадали в один год, именно в 67 г. (по другим, после 64 г., в 65-67 годах). По римскому преданию, главы обоих апостолов хранятся в Латеранском соборе в Риме, тело же святого апостола Петра почивает в Ватиканском соборе, а святого апостола Павла — в загородной церкви его по Остийской дороге.

     

    Молитвословия праздника

    Тропарь, гл. 4

    Апостолов первопрестольницы и вселенныя учителие, Владыку всех молите мир вселенней даровати и душам нашим велию милость.

    Кондак, гл. 2.

    Твердыя и Боговещанныя проповедатели, верх апостолов Твоих, Господи, приял еси в наслаждение благих Твоих и покой: болезни бо онех и смерть приял еси паче всякаго всеплодия, Едине сведый сердечная.

    Величание.

    Величаем вас, апостоли Христовы Петре и Павле, весь мир ученьми своими просветившия, и вся концы ко Христу приведшия.

     

    Паремия. 1) 1 Петр. 1:3-9; 2) 1 Петр. 1:13-19; 3) 1 Петр. 2:11-24.

    Утреннее Евангелие. Иоан. 21:15-25; 67 зач.

    Апостол. 2 Кор. 11:21-32; 12:1-9; 193 зач.

    Евангелие. Мф. 16:13-19; 67 зач.

     

    Источник: С. В. Булгаков. Настольная книга для священнослужителей. Неперемещаемые Праздники

     

     

    Рекомендуем также:

    Святой апостол Андрей Первозванный
    Святитель Иоанн Златоуст

    О первоверховных апостолах Петре и Павле и их славнейшем мученическом подвиге (spurium)

    О святом апостоле Фоме, и против ариан, и о том, кто во Фракии захватил власть и был схвачен, и что он был арианин (spurium)

    О святых двенадцати апостолах (spurium)

    Блаженный Феофилакт Болгарский
    Толкование на второе послание святого апостола Петра

    Толкование на послание к Титу святого апостола Павла

    Протодиакон Андрей Кураев. Что значит быть христианином? Апостолы как свидетели

     

    Copyright © 2006-2011 Библиотека "Халкидон"
    При использовании материалов сайта ссылка на halkidon2006.orthodoxy.ru обязательна.

    Mail.Ru Сайт расположен на сервере 'Россия Православная' Rambler's Top100