|
Библиотека “Халкидон” ___________________ Архимандрит Зосима (Шевчук) Безумное делание: 100 лет имябожничества Ведущие богословы и церковные деятели приняли участие в международной церковно-богословской конференции “Россия - Афон: тысячелетие духовного единства (к 450-летию преставления прп. Максима Грека)”, состоявшейся 1-4 октября в Москве. Конференция вызвала большой интерес со стороны православных верующих и специалистов по церковной истории. Мы публикуем один из докладов, представленных на конференцию.
Уместно будет начать этот доклад с цитаты из “Путей Русского Богословия” протоиерея Георгия Флоровского, который в свою очередь цитирует Блока:““Нам внятно всё - и острый галльский смысл, Этот дар “всемирной отзывчивости", во всяком случае, роковой и двусмысленный дар. Повышенная чуткость и отзывчивость очень затрудняет творческое собирание души … Есть в русской душе даже какая-то особенная страсть и притяжение к таким перепутьям и перекресткам. Нет решимости сделать выбор. Нет воли принять ответственность”.На одном из таких перепутий русское Православие оказалось 100 лет назад: в 1907 г. первым изданием вышла книга схимонаха Илариона “На горах Кавказа”, вскоре положившая начала лжеучению имябожничества среди русских монахов на Афоне (именно так - имябожничество, а не “имяславие” - названо оно в документах Святителя Тихона и Всероссийского Поместного Собора 1917-18 гг., и я не вижу причин, почему мы - коль скоро речь идет об именах - должны отступать от этого законным образом зафиксированного имени). Боевым знаменем нового движения стал тезис “Имя Божие есть Сам Бог”; его последователи взялись составлять манифесты и “исповедания веры”, предавая проклятию тех, кто отказывался признать их правоту…А в 1997 году книга “На горах Кавказа" была издана снова, и снова послужила началом нестроений и соблазнов. Вот, например, что вынужден был заявить по этому поводу Высокопреосвященнейший Исидор, митрополит Екатеринодарский и Кубанский: “1. Книга напечатана без архипастырского благословения. Вместо этого есть указание на “постановление" некоего ученого совета “Русской Православной Академии Богословских наук и Научно-Богословских исследований", что, конечно же, является нарушением общепринятых норм в практике православного книгоиздательства. 2. Публикация текста книги схимонаха Илариона "На горах Кавказа ”, которая в начале XX века послужила поводом к возникновению пагубного разномыслия в монашеской среде по вопросу природы Имени Божия, не имеет не только объективного богословско-исторического комментария, но снабжена “послесловием от редакции", написанным исключительно в оправдательном по отношению к имябожническому вольномыслию тоне.3. Мы вынуждены признать, что в целом издание книги схимонаха Илариона “На горах Кавказа" … представляет собой факт откровенной проповеди учения имяславчества внутри самой Православной Церкви”.Однако дальнейшее развитие событий говорит в пользу суждения о. Георгия Флоровского о нашем недостатке решимости и воли. С тех пор появилось немалое количество книг, брошюр и статей, в той или иной форме пропагандирующих имябожничество. Есть материалы и для “простецов”, и для “интеллектуалов”. Вдобавок ко всему, свою печальную лепту вносит сюда Интернет, где самозванцы, ряженые в “митрополитов", “протоиереев" и “иеромонахов”, упражняются в еретических словопрениях, а малоопытные верующие натыкаются на их бредни и принимают за откровение истины.Только осенью прошлого года, восемь лет спустя, была переиздана оригинальная брошюра "Имябожнический бунт, или Плоды учения книги “На горах Кавказа". Правда, благословение Святейшего придает этому изданию необходимый авторитет - и то лишь для тех, кому не будет препятствием мизерный тираж в 3 тыс. экземпляров.Другое весьма авторитетное издание - “Путь умного делания ” - во втором томе посвящает имябожнической ереси более двух страниц, правда, мелким шрифтом в подстрочном примечании. Но и здесь мы обнаруживаем недосказанность, даже робость.“Эта книга ["На горах Кавказа"]... послужила поводом к богословским спорам, возникшим в 1912 г., и печально известным афонским событиям”, - сообщает автор. Каким событиям? Кому известным - если здесь о них ничего не сказано, а послесловие к переизданию “На горах Кавказа” чисто по-советски аккуратно обходит предмет молчанием? А между тем здесь же мы находим свидетельство о прав. Алексии Мечёве: “Рассказывая со слов очевидца о действиях имяславцев там [на Афоне], батюшка страшно негодовал, ужасался и говорил, что не может быть истины в такой злобе и неистовстве”. Если такова была реакция праведника, причисленного ныне к лику святых, на “известные события”, то каковы же сами события??К счастью, этот зияющий пробел заполнил преосв. Иларион (Алфеев) в своем недавнем труде “Священная Тайна Церкви”. Вл. Иларион знакомит читателя с “прикровенными” фактами, вполне объясняющими негодование и ужас прав. Алексия Мечёва (речь идет об изгнании из афонского Андреевского скита в январе 1913 г. игумена Иеронима, который не разделял имябожнической ереси):Свидетельство о. Иеронима: “…[Булатович], поддерживаемый кричавшими, вскочил на стол, предварительно крикнув: “Ура! Берите!” - причем хотел схватить меня, но его удержали. После этого бывшие с ним бросились избивать находившихся при мне отцов, единодушных со мною. Меня не били и вывели за ворота из скита, предварительно обыскав меня. От страха трое из отцов выскочили из окна из второго этажа и разбили себе ноги; других же, избитых и израненных до крови, в одних подрясниках и без шапок выбросили также за ворота из скита… У нескольких братий, запершихся от страха в своих кельях, взломали двери и избили их до беспамятства". Свидетельство другого участника "событий”:“В это время братия исполнилась непомерного гнева и бросилась на “ура”. Был великий бой с обеих сторон. Сперва кулаками, а потом один другого давай таскать за волосы. Это было чудное зрелище. Внизу руки, ноги, туловища, а вверху виднелась одна шерсть (то есть волоса). И начали вытаскивать (иеронимовцев) из этой кучи по одному человеку в коридор, где братия стояла в две шеренги, получая добычу и провожая (иеронимовцев) кого за волосы, кого под бока и с приговором, кого за что бьют, чтобы он знал. Таким образом провожали до лестницы, а по лестнице спускали, кто как угодил: одни шли вниз головой, другие спускались ногами книзу, а затылком считали ступеньки..." - И т. д., и т. п. Я призываю вас отнестись к этим документам с полным вниманием и серьезностью, именно потому, что они столь сильно напоминают сценарии сегодняшних “развлекательных” телефильмов. Ведь перед вами те самые монахи, “ангелы в человеческом облике”, которые, согласно их собственным теориям, очистили свою душу от страстей и греха посредством “умного делания” и "непрестанного произнесения Сладчайшего Имени Иисусова”…Итак, по плодам их узнаете их. Можно ли представить себе более красноречивый и точный портрет имябожничества? И можно ли не увидеть здесь грозного предупреждения о характере нынешних хулителей православной истины и разрушителей церковного единства? Закончим цитатой из того же классического труда о. Георгия Флоровского :“…Всего болезненнее был этот странный разрыв между богословием и благочестием, между богословской ученостью и молитвенным богомыслием, между богословской школой и церковной жизнью…. Разрыв этот был вреден и опасен для обеих сторон. И это так характерно сказалось в недавней “Афонской смуте” (1912-1913 г.г.), в спорах о именах Божиих и о Иисусовой молитве...". Вывод крайне прост: там, где ложное (или лживое) богословие, там исчезает благочестие, богомыслие и сама церковная жизнь, там “умное делание" Иисусовой молитвы обращается в безумство кулачной расправы и диких суеверий.О. Георгий Флоровский излагает свои наблюдения в прошедшем времени. Однако, как мы с вами видим, имябожническая ересь, паразитируя на нашей “всемирной отзывчивости”, сегодня продолжает угрожать православным верующим России. В наших силах снова перевести ее в прошедшее время, на сей раз окончательно.
Текст приводится по изданию: Архимандрит Зосима (Шевчук). Безумное делание: 100 лет имябожничества // Радонеж. Православное обозрение. № 9 (172) 2006 г. С. 4
Copyright © 2006-2011 Библиотека "Халкидон" |