• На главную страницу
  • Суеверие. Псевдоблагочестие. Лженаука
  •  

    Библиотека “Халкидон”

    ___________________

    Диакон Андрей Кураев

    Сегодня ли дают "печать антихриста"? Русская Православная Церковь об ИНН

    Часть 1. Пятнадцать вопросов об ИНН

    Оглавление

     

    Надо ли слушать расколоучителей?

     

    И еще одно обстоятельство нужно помнить при обсуждении вопроса о “печатях”.

    Православное сознание боится церковных расколов. В то же время недруги нашей Церкви прекрасно понимают, что лучший способ парализовать ее влияние на народную и государственную жизнь - это раздробить ее в расколах.

    При всех усилиях “доброжелателей” большинство православных Украины остались в канонической Церкви. Как же расколоть ее саму?

    Чтобы парализовать церковный страх перед расколами — надо сделать “обезболивающую инъекцию” в церковное сознание. “Да, раскол неканоничен. Но каноны-то написаны для нормального течения церковной жизни. А сейчас времена ненормальные. Времена сейчас антихристовы, а потому цепляться за старые каноны нет никакого смысла. Ведь время антихриста - это время подмен”. Анти-христ - это “вместо-Христос”.

    Раз настало это время - ищи подмен. Все должно быть ложным. И прежде всего — ложной должна быть Церковь. Так уже было в русской истории - в XVII веке. Сработала цепочка ассоциаций: реформаторский Собор 1666 года - три шестерки - время антихриста, а значит, время подмен (и это при том, что в пору проведения этого Собора летоисчисление на Руси велось не от Рождества Христова, а от сотворения мира, и, значит, никто из его организаторов и представить не мог, что есть какие-то три шестерки в дате этого собрания). Если на дворе - антихрист, то Церковь просто должна быть неправильной. А значит, с ней нужно порывать и бежать от нее на поиски “правильной веры”. Именно религиозный долг велит попрать древние каноны и нарушить церковное единство [1]…

    Так что баловство в увлекательные игры под названием “найди антихриста” может обернуться очень печально - причем задолго до “последних времен”.

    И вот на наших глазах прорезается трещина между церковной иерархией и некоторыми иннэнистски озабоченными монастырями.

    Впрочем, пора пояснить: раскольник - не тот человек, который смущается при виде штрих-кодов или при слышании о налоговых номерах. Раскольник - это не тот христианин, который отказался брать номер. Раскол не может быть порожден просто отношением человека к какой-то внецерковной реальности (а ИНН - это именно внецерковная реальность; вопрос, не имеющий никакого отношения к духовной жизни и к православному вероучению).

    Раскол возникает там, где некий христианин формулирует свое отрицательное отношение к другим христианам, которые по некоему вопросу думают иначе, чем он сам.

    Если бы те, кого в этой книге я называю иннэнистами, просто обличали государственную политику, просто отказывались бы от принятия “номеров”, просто подбирали бы те или иные социологические или философские доводы в подкрепление своей позиции - это не было бы расколом. Но когда проблему ИНН они перенесли в область богословия (причем наиболее рискованного и эмоционального, порою даже “вкусового” богословия - апокалиптического) и стали обвинять в отступничестве от Христа, в утрате благодати тех христиан, которые не столь однозначно отнеслись к ИНН, - вот тогда они стали именно “иннэнистами”. Тогда они стали расколоучителями.

    Иннэписты придуряются, когда невинными голосами говорят, будто всего лишь “за вопрос - не является ли индивидуальный номер, который присваивают добровольно и к которому приписывают число 666, числом зверя из Апокалипсиса - любого православно верующего назовут раскольником” [2]. Задающего только такой вопрос можно назвать разве что невеждой, но не раскольником. Но если бы иннэнисты ограничивались лишь тем, что задавали бы вопросы! Увы, у них есть вполне определенные ответы.

    Вот тезисы и действия, на основании которых приходится говорить столь строго о тех людях, чей первоначальный протест казался таким естественным и чистым: “духовного учительства от немощных наших архиереев мы как не принимали, так и не примем впредь, а если кто-то их них начнет сильно настаивать (зловещие признаки уже появляются) - он породит раскол, а сам окажется ересиархом” [3]. “Не будут спасительными монастырские службы и Таинства лишатся благодати, если совершать их будут люди, имеющие в кармане документ с “тремя шестерками"” [4]. Ну да - ни советские паспорта, ни деньги, лежавшие в наших карманах, не лишали Таинства благодати, а три тонкие спаренные линии, начертанные на новых документах, - лишат…

    И уже на моих глазах (22 ноября 1998 года) возбужденная “пикетчица” пререкается с наместником Киево-Печерской лавры епископом Павлом и даже крестит владыку…

    И уже появились духовники, которые запрещают причащаться и исповедоваться в Киево-Печерской лавре (поскольку ее банковскому счету присвоен идентификационный номер) [5]…

    И уже псково-печерского старца архимандрита Иоанна (Крестьянкина) готовы причислить к “послушникам антихристовым” на том основании, что отец Иоанн не обличает штрих-коды [6], а о старцах, не поддержавших иннэнистские страхи, стали поминать как о тех “старцах”, что осудили Христа [7].

    Уже расколоучительная газетка “Русский вестник” пишет о начале “непримиримой войны священноначалия с духовниками” [8], страшит “разделением верующих на “пронумерованных” и “непронумерованных” [9], и уподобляя себя Иисусу Христу, вопиет - “ощущение Богооставленности усугубляется позицией Священного Синода” [10] и отлучает от Церкви: принявшие ИНН “уже не христиане, а секта, лишенная Божественной Благодати” [11]. Листовки же обводят раскольную черту вокруг своих читателей - “Сейчас происходит, несомненно, невиданное еще разделение Православных на преданных Христу и святой Церкви - рабов Божиих и, отступивших от Истины - Христа - рабов человеков и грядущего антихриста!” [12].

    “Еще раз призываю всех не относиться всерьез к частным высказываниям Патриарха, провоцируемым и разносимым по всему миру слугами тьмы. Ибо, если отнестись к ним всерьез, как к новому общеобязательному учению, как того хотят от нас, то следует признать, что РПЦ ныне жива не Христом, а ИНН. Однако для людей, желающих остаться православными, отсюда следует совершенно не тот вывод, к которому нас подталкивают: не Дух Святой приспособился к современности или подвинулся, уступив место в Церкви новой идеологии, а сама организация РПЦ утратила связь с единой святой соборной и апостольской Православной Церковью Христовой, сами принявшие новую идеологию, изгнали из своего сборища неизменного и самотождественного, Божественного Духа” [13]; “Клирики, принявшие подобие печати, после такого шага переходят в противоположный лагерь и волей-неволей начинают служить тому, чье предначертание распространяют” [14]…

    А что делают с теми, кто перешел в “противоположный лагерь” во время битвы?

    Хула на епископат и духовенство, к которой все явственнее склоняются иннэнисты, выдает мрачноватый источник их протестного вдохновения: не любовь ко Христу движет ими, но ненависть ко всем тем, кто думает иначе, чем они [15].

    Убегая от греха далекого и предполагаемого, люди готовы впасть в грех несомненнейший и немедленный - в грех раскола [16]. Так бес может спугнуть человека, идущего в сумерках по горной тропе. Внезапно и в страшном виде явившись слева, - он провоцирует человека отпрянуть в противоположную сторону - в пропасть, что разверзается по правую руку путника…

    Лукавый тут упомянут не для красного словца. Просто у радикальных борцов против ИНН эта их борьба становится страстью. Страстью не в поэтическом, а в аскетическом смысле этого слова. Страстью, которая лишает трезвости, рассудительности, которая понуждает переступать границы церковных канонов и святоотеческих заповедей.

    Оцените фразу - “наступает такое удивительное время, когда люди и без иных заслуг перед Христом одним только отказом от номеров войдут в Царство Небесное” [17]. “Духовенство и миряне Ивановской, Владивостокской, а также Владимиро-Суздальской епархии, которые не побоялись опубликовать свои имена (не номера!), - теперь их имена написаны в Книге Жизни Господней” [18].

    Как легко теперь спастись! Достаточно лишь совершить неканоничный поступок - через голову епископа обратиться к светским властям [19] с протестом против “налоговых номеров” (каковые протесты сегодня никаких репрессий не вызывают и ничем не грозят) - и ты уже в Книге Жизни!

    Так что и новое учение о Церкви (Церковь без епископов), и новая аскетика, и новое компьютерное богословие у иннэнистов уже готовы.

    Начав с осуждения людей, принявших ИНН, они все равно логически должны будут прийти (уже приходят) и к осуждению церковной иерархии, и к проповеди радикального эскапизма (бегства из мира), включая проповедь безбрачия.

    А эта проповедь, в свою очередь, очень скоро приведет ко взрыву новой проповеди безбожия. А кем, вы полагаете, станут люди, которые были сдернуты со своих мест горячечной проповедью о “конце света”, спустя годы увидевшие, что их обманули? Кем станут их дети, когда, повзрослев и выйдя из “лесов”, узнают, в жертву какой дури были принесены их судьбы?

    Готовы ли к такой последовательности доверчивые потребители иннэнистской пропаганды? Не готовы? Ну, тогда по этой же логической цепочке извольте последовать назад: если вы не хотите стать виновниками крушения тысяч судеб, если вы не хотите скорого (максимум - через три с половиной года) всплеска антицерковного озлобления доверчивых жертв вашей пропаганды, тогда признайте, что сегодня не душепагубно оставаться в городах, вступать в брак и слушаться епископа - а значит, не настало еще и время антихриста, и, значит, не надо позволять запугивать себя антихристовыми “печатями”.

    Целью этой моей книги было уяснение лишь одного вопроса - подлежит ли церковному суду и наказанию человек, принявший ИНН? Можно ли таких людей считать “падшими”, “условными” христианами или “христианами второго сорта”? Правда ли, что “принимая ИНН, мы совершаем духовное первое поклонение антихристу” [20]? Правда ли, что “сознательное согласие на принятие ИНН, с закодированным в нем символом дьявола, является недопустимым компромиссом с христианской совестью, это есть первый шаг к отречению от Христа и спасительной благодати Его, это согласие и фактическое вхождение в антихристианскую тоталитарную систему” [21]?

    Я не призываю принимать ИНН.

    Я не осуждаю тех, кто не берет “номера”.

    Я готов поддержать тех, кто борется за право людей жить без ИНН.

    Но я против того, чтобы добрые цели достигались негодными средствами. А дурные, страстные, да и просто глупые аргументы - это и есть негодное средство. Аргументы, выставляющие Церковь в смешном виде, и аргументы, настраивающие одних христиан против других, аргументы, объявляющие церковных иерархов вероотступниками, - это именно дурные аргументы.

    При размышлении на апокалиптические темы нужна аскеза. Аскеза ума, аскеза чувства. Надо уметь контролировать свои диссидентские похоти. Надо уметь свои антипатии и симпатии проверять трезвым голосом церковного предания и приводить свои домыслы в соответствие с Традицией Церкви. Горько, но правдиво сказал старец Иоанн - “Мы не знаем нашего Православия” [22]. Именно из тех наших приходских суеверий, которые касаются самого Православия, вырастают и те суеверия, что сегодня закипели вокруг налоговых номеров.

    Те, кто подводит детей к Причастию, не объясняя им, к какому Таинству они приступают, а кощунственно поясняют, что “тебе сейчас дадут сладкого компотика” - они теперь боятся, что их обманут так же, как они сами обманывали своих детей.

    Слишком часто нам кажется, что в Церкви нам могут сделать что-то вместо нас (а порой даже и без нашего ведома) - священнику передоверяют молитву за себя и своих близких, незаметно подливают святую воду или маслице в обычную пищу для своих неверующих родственников…

    Вещи это все, пожалуй, благочестивые и допустимые. Но при незнании христианского богословия слишком легко и слишком часто они начинают восприниматься вполне по-магически. И тогда начинает казаться, будто нечто даже невольно и несознательно съеденное или принятое может повлиять на вечную судьбу души. А отсюда один шаг до поворота от “белой магии” к магии “черной”: раз я могу по-доброму незаметно влиять на душу моих близких, то ведь и они могут так же незаметно влиять на меня по-дурному - тоже что-то подкладывая мне или подливая... Ну, а дальше уже трудно не поверить ужасному открытию о том, что налоговая полиция на нас на всех “порчу” в виде ИНН наслала...

    Иннэнисты именно такой логики и придерживаются. По их предположению, православна вера в то, будто “произнесение христианского имени - это краткая молитва ко святому” [23]. Значит, возможна бессознательная молитва (и Ленин, звавший свою жену, сам того не зная, молился святой мученице Надежде). Ну, если возможны такие чудеса, то, конечно, возможны и обратные.

    Страх перед ИНН - не случайное поветрие. Он - при всей своей модерново-компьютерной терминологии - вырастает из язычески-непросвещенных глубин народной психологии. А потому разъяснения Соборов, Патриарха, Синодов, епископов, богословов будут стекать “как с гуся вода” [24]. Оттого угроза раскола - реальна.

    И оттого так важно, чтобы хотя бы “церковная интеллигенция” (пастыри и богословы) умела не только эмоционально откликаться на бурлящие слухи.

     

    Примечания:

    [1] Эта логическая связь хорошо видна из слов иеромонаха Серафима (Роуза): “Мы уже сейчас живем в век “онечестивившихся" епископов, о которых предсказывал преподобный Серафим, и уже сейчас повсюду встречается скрытое в той или иной мере или явное неповиновение епископам, и это становится духовной необходимостью” (Иеромонах Дамаскин (Христенсен). Не от мира сего. Жизнь и учение отца Серафима Роуза. М., 1995, с. 484). В итоге само монашество отца Серафима началось с бунта против архиерея и отстаивания своих “прав”, а его ученики ушли в долгое странствие по “юрисдикциям”… Но в данном случае нам важна не история самого отца Серафима, а та логика, которая выражена им предельно ясно: если сейчас время подмен, то духовно не только возможно, но и необходимо оказывать непослушание.

    [2] В чем проблема ИНН // Русский вестник. 2001, 7

    [3] Отправлено Лев Тихонов 01:56:01 24/02/2001 http://www.voskres.ru/forum/index.htm

    [4] Кодирование - подобие апокалиптической печати. Киев, 1998, с.59

    [5] “В этой ситуации многие прихожане заболели безумными настроениями: "Все - конец света!", "Надо спасаться хотя бы в одиночку!", "Пересидеть на трубах теплотрасс" и т. д. Между Александровом и Бужаниновым Владимирской губернии появилась некая женщина в черном одеянии, называющая себя "тайной монахиней", которая призывает не молиться в храмах, даже в Троице-Сергиевой лавре, так как они "приняли печать антихриста - ИНН" и только якобы в одном храме во всей России можно молиться - святителя Николая на Берсеневке в Москве, который отказался от такого банковского реквизита, как ИНН. Самое страшное, что есть прихожане, которые не отвергают таких настроений, спрашивают - действительно ли нельзя молиться в храмах” (Добросоцких А. Раздувание истерики вокруг ИНН - путь к расколу. Выступление на VII Пленуме Синодальной Богословской Комиссии, 19-20 февраля 2001 г.).

    [6] Там же

    [7] “…Даже если нас склоняют к принятию личных номеров-кодов некоторые современные архиереи, священники и старцы (Матф. 26,3-5)” - Листовка под названием “Обращение Православных Христиан России по благословению духовников известных монастырей к Патриарху Алексию II от 11 февраля 2001 года”. “Против отца Иоанна (Крестъянкина), призвавшего к христианскому трезвомыслию, началась настоящая кампания травли: находятся священники, которые обвиняют его еретиком, призывают не слушать его, не читать его книг и т. д. [такой случай был в июле 2000 г. во время панихиды на могиле иеросхимонаха Сампсона (Сиверса)]” (Добросоцких А. Раздувание истерики вокруг ИНН - путь к расколу. Выступление на VII Пленуме Синодальной Богословской Комиссии, 19-20 февраля 2001 г.).

    [8] Обращение к Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Алексию II. Без подписи // Русский вестник. 2000, №№ 43-45. А кто-то уже пустил по Москве и по Интернету слух о том, что якобы лаврское начальство запретило старцу Кириллу беседовать с братией - поскольку старец, мол, убеждает монахов вести войну с ИНН. Сам батюшка так ответил на эти сплетни: “Мне показали некоторые сообщения, которые распространяют в сети Интернет о том, что мне якобы запрещено "окормлять своих духовных чад", исповедовать братию, что я подвергаюсь гонениям. Очень прискорбно, что люди, называющие себя православными, могут придумывать и распространять такие сплетни, вводя православных в соблазн, сея панику, недоверие друг к другу, к пастырям и архипастырям, поставленным Господом в нашей Церкви. Об истинной цели такого рода людей говорит апостол Павел: "Умоляю вас, братия, остерегайтесь производящих разделения и соблазны, вопреки учению, которому вы научились, и уклоняйтесь от них; ибо такие люди служат не Господу нашему Иисусу Христу, а своему чреву, и ласкательством и красноречием обольщают сердца простодушных" (Рим. 16,17-18)” (http://beseda.mscom.ru/forum/20365.shtml).

    Интересно, что ложь о “гонении” на отца Кирилла появилась именно тогда, когда газета “Русь державная” опубликовала его проповедь на эту тему. Вопреки настойчивому желанию получить от старца решительное слово против принятия ИНН - батюшка вообще не употребил ни этого слова, ни ему подобных терминов, ничего не сказал ни о налогах, ни о новых госдокументах, а просто призвал к духовной трезвости и к стоянию в вере (по сути все слово отца Кирилла состояло из новозаветных цитат) (http://www.voskres.ru/taina/propoved.htm). В интервью же радио “Радонеж” (4.1.2001) отец Кирилл сказал: “Сам я номер брать не буду. Но это личное дело каждого. Пусть каждый поступает по своей совести”.

    Человек, убежденный, что ИНН - печать антихриста или ее подобие, не стал бы говорить об этом так спокойно, беспризывно… По сути отец Кирилл воспроизвел применительно к ИНН позицию апостола Павла об идоложертвенном. Вкушать или не вкушать - дело совести. Люди немощные, с “идольской совестью” не должны вкушать идоложертвенное или брать ИНН. Давать им пример - значит смущать их (поэтому сам апостол Павел не ел идоложертвенного, а старец Кирилл не берет номер). Но тех, кто в пренебрежении к идолам или к числам без зазрения своей совести и с твердой верой во Единого Господа Иисуса Христа прикасается к идольскому или к номеру - для тех нет греха в их поступке. Перед заседанием Богословской комиссии отец Кирилл сказал председателю этой Комиссии митрополиту Филарету: “Я совершенно с ним [отцом Иоанном (Крестьянкиным)] согласен. Единственная моя просьба - чтобы и государственные, и церковные власти учли боль людей, немощных в вере, и дали им возможность работать и получать пенсии безо всяких условий”. Обратим внимание - кто именно тут именуется “немощным в вере” - отказники от ИНН…

    [9] Русский вестник. 2000, №№ 43-45

    [10] Подробнее - “Все мы, братья, оказались в такой ситуации, как и Иисус Христос, когда Он, будучи распятым на кресте, воскликнул: "Боже Мой! Для чего Ты Меня оставил!" (Без подписи. Можно ли избежать ИНН. Кого слушать и кому верить // Русский вестник. 2000, №№. 43-45). Ну что тут сказать - если вы и в самом деле ощущаете себя Богооставленными, то хоть не становитесь церковными учителями... А если вы себя Богооставленными не ощущаете, то вы просто скощунствовали, всуе помянув имя Божие и всуе сравнив себя со Спасителем.

    [11] В чем проблема ИНН // Русский вестник. 2001, № 7

    [12] Листовка под названием “Обращение Православных Христиан России по благословению духовников известных монастырей к Патриарху Алексию II от 11 февраля 2001 года”.

    [13] http://www.voskres.ru/forum/index.htm, Сообщение Льва Тихонова от 13:17:03 10/02/2001

    [14] Вступительное слово // Православие или смерть! Публицистический альманах. Вып. 15. Предпоследний выбор. М., 2000, с. 1

    [15] “Но тут явились и известные "волки в овечьей шкуре" (в священном сане) и стали безумно лгать... Например, коварно наученный антихристов предтеча, друг демонов диакон Андрей Кураев. Также почитаемый многими лукавый "духовник" - давно уже известный среди православных колдун тайный - архимандрит Амвросий Юрасов испугался грядущего антихриста и, продавшись его верным служителям, в антихристовом духе выступил по радио "Радонеж": "Не бойтесь никого, кроме Бога одного". И другие многие прославляемые миром филологические "проповедники" и "старцы" для порабощения людей антихристу убеждают народ принимать диавольские коды!” (листовка по материалам газеты “Жизнь вечная”).

    [16] “Церковь не может уйти в подполье, ведь тогда она перестанет быть для народа, чем быть должна. А потому ждать нам с Вами решительного определения Святейшего и только так ориентировать народ. Ведь иначе мы можем впасть в грех страшный против Церкви: сами того не желая, организуем раскол” - архимандрит Иоанн (Крестьянкин) (Письма архимандрита Иоанна (Крестьянкина). Псково-Печерский монастырь, 2000, с. 290).

    [17] Без подписи. Можно ли избежать ИНН. Кого слушать и кому верить // Русский вестник. 2000, №№. 43-45. Это навеяно сектой “пелагиан”. Среди прочего бреда, который эта секта вкладывает в уста своей наставницы, есть и этот тезис: “Блаженная Пелагия, касаясь нашего времени, говорила: кто не примет печати - Царство Небесное и без других подвигов” (К. В. П. Угодница Божия Пелагия Рязанская // Жизнь вечная. 1996, март, № 18).

    [18] Протоиерей Ник. А. Письмо священника. Комментарии к проповеди архимандрита Иоанна (Крестьянкина) // Русский вестник. 2001, № 7

    [19] Именно в связи с этим протестным письмом в “Итоговом документе” Синодальной Богословской Комиссии было сказано: “Вызывает особую обеспокоенность тот факт, что многие клирики дерзают действовать без благословения священноначалия, а порой - в прямом противоречии с той позицией, которая открыто и недвусмысленно была выражена правящими архиереями и высшей церковной властью в лице Архиерейского Собора, Священного Синода и Святейшего Патриарха. Совершенно неприемлемыми являются факты передачи клириками и монашествующими своих обращений в средства массовой информации и органы государственной власти, что подчас имеет характер неприкрытого давления на священноначалие. Таковым мы напоминаем 11-е правило Сардикийского Собора: "Аще который епископ, или пресвитер, или вообще кто-либо из клира без соизволения и грамот от епископа области, и наипаче от епископа митрополии, дерзнет пойти к царю: таковой да будет отрешен, и лишен не токмо общения, но и достоинства, какое имел… Аще же необходимая нужда заставит кого идти к царю: таковой да творит сие с разсмотрением и с соизволением епископа митрополии и прочих тоя области епископов, и да напутствуется грамотами от них"”. Впрочем, архиепископ Евлогий заверил, что “подписанты” уже принесли покаяние за свой неканоничный поступок.

    [20] Группа священноиноков и мирян. Почему принятие ИНН (система личных кодов) неприемлемо для христианина // Русский вестник. 2001, № 3-4

    [21] Владимиро-Суздальская епархия против ИНН. Открытое обращение к Президенту Российской Федерации Путину В. В. // Русский вестник. 2001, № 7

    [22] Письма архимандрита Иоанна (Крестьянкина). Псково-Печерский монастырь, 2000, с. 54. Обращаю на эти слова старца внимание тех, кого смутило название моего лекционного цикла: “Православие - неизвестная религия”.

    [23] Тезисы в помощь православным противникам ИНН, участвующим в богословских комиссиях и конференциях. http://xopoc.narod.ru/INN/tezis.htm

    [24] “Знание трудно и медленно, невежество быстро и легко; оно расходится по миру как сальное пятно по газетной бумаге, и так же неизгладимо”. - Д. Мережковский. Иисус Неизвестный. М., 1996, с. 12.

     

     

    Copyright © 2006-2011 Библиотека "Халкидон"
    При использовании материалов сайта ссылка на halkidon2006.orthodoxy.ru обязательна.

    Mail.Ru Сайт расположен на сервере 'Россия Православная' Rambler's Top100