• На главную страницу
  • Суеверие. Псевдоблагочестие. Лженаука
  •  

    Библиотека “Халкидон”

    ___________________

    Диакон Андрей Кураев

    Сегодня ли дают "печать антихриста"? Русская Православная Церковь об ИНН

    Часть 1. Пятнадцать вопросов об ИНН

    Оглавление

     

    Лишает ли компьютер свободы?

     

    Вопрос о том, что считать “печатью антихриста” и как относиться к тому, что кажется таковым, должен быть соотнесен со всем целостным миром православного богословия.

    Это не только вопрос об антихристе. Это и вопрос о Боге, и вопрос о человеке. “Что есть человек, что Ты помнишь его, и сын человеческий, что Ты посещаешь его?” (Пс. 8,5) - это, в конце концов, вопрос о тайне и смысле Боговоплощения.

    Вопрос об антихристе и его “печати” - это вопрос и о Боге: “Что есть тот человек, которого Ты, Господи, оставляешь, и почему Ты это делаешь?”

    Это вопрос о том, как человек может отогнать от себя охраняющую нас благодать Божию. Только ли человек может это делать, или подобная власть есть еще у кого-то (или чего-то)? По сути, вопрос о “печатях” и их воздействии на человека - это вопрос о свободе человека и о власти Бога в созданной Им Вселенной.

    Бог создал людей по своему образу. Один из тех богообразных даров, которыми Бог почтил человека и отличил его от животных, - это дар свободы. Человек, хоть и живет в мире, но все же неотмирен.

    Никакие природные законы не могут исчерпать человеческую жизнь. Ни влияния звезд, ни потребности физиологии, ни законы психологии и социологии, ни влияния духов и магические чары - ничто не может вторгнуться в жизнь человека и растворить в себе всю его свободу.

    Человек возвышен надо всем, и только если он чему-либо скажет: “Да, я хочу, чтобы это вошло в меня, жило во мне и управляло моим поведением”, - только тогда человек подчиняет свой внутренний мир различным внешним влияниям.

    Бог Сам не входит в сердце человека, если тот не попросил Господа об этом. “Се, стою у двери и стучу, и к отворящему Мне, войду, и вечерять с ним буду”, - говорит Спаситель в книге (см. Откр. 3,20).

    Так неужели Господь, Который так бережет свободу человека, попустит, чтобы она была изнасилована бесами? Неужели Господь нас создал такими, что те силы, которые нас не создавали, которые нас не любили, которые нами не дорожат, могут, тем не менее, врываться в наши души без соизволения нашей свободной воли?

    Нет, Господь создал нас для Себя. И если наш Творец не входит в нас, когда мы сами свободно не открываем пред Ним двери наших душ, то тем более ни у кого и ни у чего нет такой силы, чтобы взломать эти двери. И пока человек сам свободно не пожелает отречься от Христа, отколоться от Церкви - никто и ничто не сможет сделать человека чужим для Церкви и для благодати Христовой.

    Господь, не входящий в нашу душу без стука и без нашего зова, оберегающий нашу свободу даже от Самого Себя, - неужели Он позволит владычествовать над самым драгоценным Своим созданием каким-то черным силам? Нет, “для чистых все чисто” (Тит. 1,15)! Тот, кто сам не желает стать сообщником сатанинских сил, тот, кто живет в Теле Христовом, которое есть Церковь, тот изъят из-под действия “стихий мира сего” [1]. Неужели напрасно были сказаны слова Спасителя: “Будут брать змей; и если что смертоносное выпьют, не повредит им” (Мк. 16,18)?

    Сегодня, когда сводки новостей сочатся угрозами, полезно почаще вспоминать слова апостола Павла: “Кто отлучит нас от любви Божией...” (Рим. 8,35). И тут же сам апостол говорит: “Я желал бы сам быть отлученным от Христа за братьев моих” (Рим. 9,3) [2].

    Оказывается - единственный подлинный владыка человеческой свободы, который может “отогнать” Христа от человека, - сам же человек: “Я желал бы...”. Только если я сам захочу - только тогда я буду отлучен от Христа. Ничто иное: ни времена, ни духи, ни люди - не может сделать чужим для Христа такого человека, который сам не желает отчуждаться от Спасителя.

    “Кто отлучит нас от любви Божией: скорбь, или теснота, или гонение, или голод, или нагота, или опасность, или меч? Ибо я уверен, что ми смерть, ни жизнь, ни Ангелы, ни Начала, ни Силы, ни настоящее, ни будущее, ни высота, ни глубина, ни другая какая тварь не может отлучить нас от любви Божией во Христе Иисусе” (Рим. 8,35,38-39). Перечисляя то, что не может отлучить нас от любви Христовой, апостол Павел не делает уточнения: мол, ангелы не смогли бы нас отлучить, а вот налоговые коды или надпись с тремя шестерками смогут.

    По учению Церкви не внешний знак отлучает нас от Христа. О внешних знаках богоборчества сказаны слова, уже приведенные выше: “Идол в мире ничто” (1 Кор. 8,4) [3]. Беда, если человек внутренне прилепляется к этому знаку. Беда, если человек внутри себя водворяет идола. Беда, если человек свой внутренний мир уже соделал таким, что внешний знак богоборчества лишь проявляет ту тайну беззакония, что уже давно совершилась в его “сокровенном сердца человеке” (1 Пет. 3,4). Неопасно христианину пройти мимо языческого идола. Неопасно даже зайти в языческое капище, если в сердце он творит молитву ко Христу. Опасно, если человек заходит в храм Христов, а в сердце своем в эту святыню проносит идолов — свои житейские попечения, свои греховные страсти.

    Если мы будем считать, что средства электронного контроля за поведением человека сами по себе определяют поведение человека, то мы впадем в грех кощунства.

    Кощунственным здесь будет убеждение, будто столь мала богообразная свобода, дарованная нам Творцом, что ее может отобрать какая-то пластиковая карточка или компьютерная операция.

    Сугубым кощунством является и суеверное представление, предполагающее, что будто бы некая внешняя операция, совершенная над человеком, может отлучить его от Христа. Неужели у компьютеров (каких бы то ни было) есть власть изгонять Христа из души человека, который сам вовсе не собирался отлучать себя от Христа?

    Если человек сам не отрекается от Христа, то никакие чары и компьютерные манипуляции не могут выгнать Христа из его души. Или мы будем полагать, что компьютерные коды и налоговая полиция имеют власть над Христом и смогут сами по себе решать - где будет царствовать Христос, а где - антихрист?

    Иннэнистские листовки пугают даже тем, что якобы при фотографировании незримым лазерным лучом на челе человека будет выжигаться “антихристова печать”: “Фотография, которую обязан предъявить гражданин, должна быть сделана с помощью цифровой фотокамеры. Во время фотографирования такой камерой лазерным лучом наносится печать на лоб, действует на мозг человека” [4]….

    Если бы это писали материалисты, для которых “мозг” и “душа” - одно и то же, такой страх был бы понятен. Если бы это писали колдуны, которые верят в безграничную власть колдовства и “кодовства”, - этот страх был бы понятен. Если бы действительно была возможна такая технология, которая простым лучевым воздействием понуждала бы человека отрекаться от Христа, забывать о Нем, тогда зачем было бы вообще придумывать карточки и штрих-коды, издавать антихристианские книги, газеты и фильмы? Достаточно было бы на улицах поставить соответствующие лучевые пушки - и все! Кто выходит из дому, сразу бы “зомбировался” и “печатался”. Да и просто - ну возьмите пару крепких казаков, взломайте вы любую фотомастерскую, где делаются цифровые фотоснимки, разберите по деталям всю технику и покажите - где же там устройство, порождающее “лазерный луч”, наносящий “печать” на мозг!.. Такое “исследование со взломом” было бы меньшим грехом, нежели листовка, взламывающая души людей и всевающая туда панику и магизм.

    Для материалистов поведение человека определяется движением электрических токов и кодов, передаваемых по нервной системе. Для них сознание есть производное от физиологии. Поэтому их представление о том, что с помощью наведенного импульса можно контролировать поведение человека (человека, а не собаки), логично в рамках системы их верований.

    Но христианам-то зачем низводить человека до уровня животных? Зачем монахам становиться на позиции радикального материализма и пугать людей, будто “посредством спутниковой связи жизнь человека становится полностью управляемой” [5]?

    Если даже кто-то видит и фиксирует мои перемещения - это еще совсем не означает, что он управляет моей жизнью.

    Но надо отдавать себе отчет и в том, к каким последствиям ведет согласие с предположением о возможности управлять человеком с помощью электронных технологий. Ведь вся святоотеческая антропология строится на убеждении в богообразной свободе человека. Именно потому, что человек свободен, - он ответствен за свои дела и за свой выбор. Мир не может всецело навязать себя человеку и растворить человека в себе.

    Ну, а теперь представьте: благочестивый христианин идет по улице. Вдруг на него набрасываются какие-то “антихристовы слуги”. Христианина оглушают, быстро вживляют ему “на чело и на руку” две крохотные пластины с компьютерными “чипами”. И теперь через эти “чипы” появляется возможность контролировать мысли, чувства и действия этого человека. Подчиняясь такому контролю, “христианин” начинает жить по тем стандартам поведения, которые предписывает ему антихристово общество. Вместе со всеми он исполняет команды, передаваемые через спутник: богохульствует, топчет христианские святыни, прославляет антихриста...

    И вот этот бывший христианин окончил свой земной путь. На Страшном Суде этот человек, последние годы своей жизни проведший в экстазе богоборчества, может ли быть оправдан?

    Как видим, вопрос о “печатях” и о компьютерной психологии вводит нас в самые глубины церковных размышлений о человеке и о его свободе.

    В богословии при высказывании некоего суждения принято проследить, как его принятие отзовется во всех уголках православного вероучения. Не вызовет ли этот тезис разрушительных последствий в какой-нибудь - пусть даже совершенно удаленной - области устоявшихся церковных преданий.

    Мне кажется, что представление о том, будто “чип” (это компьютерное изделие, якобы позволяющее руководить поведением человека) есть “печать антихриста”, является не только не традиционным, но и потенциально еретическим. Принятие этого допущения потребует пересмотра всего традиционного православного учения о человеке. Мне такая работа совершенно не по душе - и именно поэтому я предпочитаю выступать против попыток “материализовать мистику” [6].

    Новые “материалисты” полны энтузиазма. Но ведь не только для энтузиазма есть место в церковной жизни. Должно быть место и для спокойного рассуждения.

    А едва мы вспоминаем о существовании такой добродетели, как рассудительность, как начинаем понимать, что нет никакой логики в суждении, будто “идентификация лишает человека богодарованной свободы” [7]?

    Архимандрит Тит задает вопрос, который кажется ему риторическим: “Кто может твердо сказать, что не отступит от него благодать Божия, когда он дерзко примет идентификационный код?” [8].

    Но ведь похожий вопрос можно задать и самому отцу Титу: “На каком основании Вы беретесь за Бога решать - отнимет ли Он Свою благодать (которая все-таки не тождественна благословению батюшки Тита) у такого человека, "принявшего код, или нет?"”.

    Не много ли берет на себя такой совопросник? В каком кармане у него лежит “харизмометр”, позволяющий сопоставлять благодатность людей, еще не зарегистрировавшихся по новым правилам, и тех, кто прошел такую регистрацию? Если свобода человека есть Бого-дарованная реальность, то никакой компьютер ее и не отнимет.

    Кроме того - что это за магия такая, связывающая судьбу с именем? Мое имя дано мне родителями навсегда. И какой же свободы оно меня лишило? А разве лишило редакцию “Русского вестника” свободы или имени принятие ею ИНН? Точно так же и человеческая свобода нисколько не убывает, если кто-то для себя помечает его кличкой или числом.

    Бог не отбирает Свой дар, дар Богодарованной свободы от того, на кого навесили бирку с номером. Ну не боится Бог чисел и штрих-кодов! В отличие от некоторых наших бабушек и монахов Бог не пуглив. Не уходит Он из души человеческой, если в карман человека легла бумажка с цифровым набором.

    Если человек призывает Духа: “Прииди и вселися в ны”, - то неужто Дух, дышащий, где хочет, остановится перед бумажкой с ИНН, как перед непреодолимой преградой?

    Человеку, и только человеку дана власть обретать Христа или терять Его. Преподобный Макарий Великий говорил: “Как Бог свободен, так свободен и ты. И если пожелает человек - делается сыном Божиим; а если пожелает - сыном погибели” [9].

    “Самовластие” человека, его Богодарованная свобода сохраняются навсегда и во все времена - “разумная бо тварь человек, по образу Божию созданный, в произволении спасения своего, якоже прежде бе самовластен, сице и ныне есть самовластен, и впредь будет самовластен”, - пишет святитель Димитрий Ростовский против тех, кто полагал, будто в антихристовы времена не будет свободы для спасения [10].

    А значит, не “печать антихриста”, не внешний знак отбирает у нас Христа. Но напротив, душа, свободно отрекшаяся от Христа, призовет к себе и эту внешнюю печать своей богооставленности.

    Как об этом еще во втором столетии писал святитель Ипполит Римский: “Та самая печать, вероятно, имеет написание "отрекаюсь". Таково будет надписание и печать во времена этого ненавистника добра - та печать будет гласить: "Отрекаюсь от Творца неба и земли; отрекаюсь от крещения; отрекаюсь от служения моего Богу и присоединяюсь к тебе и в тебя верую"” [11].

    Так же говорит о “печати” и святой Нил Мироточивый: “На печати же написано будет следующее: "Я твой еcмь". - "Да, ты мой еси". - "Волею иду, а не насильно". - "И я по воле твоей принимаю тебя, а не насильно". Сии четыре изречения или надписи изображены будут посреди той проклятой печати” [12].

    Это святоотеческое понимание “печати” настолько неудобно нынешним ее искателям, что они вполне сознательно восстают против отцов. В кассетах “ИНН и печать антихриста”, распространяемых некиим “Православным обществом "Дискос"”, их собственное, компьютерно-чиповое понимание “печати” прямо противопоставляется “вере старушек” в то, что “печать” будет содержать в себе слова “твой есмь аз”. Это хорошо известный прием модернизации: когда некий модернист желает отстранить от себя некое церковное предание, он объявляет его “старушечьей верой” [13].

    Если уж и содержит печать антихриста какое число - так это число имени зверя. Но при чем тут имя обычного человека или его личный номер? Откуда это представление, будто “основу печати антихриста составит именно тот личный пожизненный идентификационный номер, который ныне внедряется в Российской Федерации” [14]?

    Основу печати составляет имя антихриста, а не тот или иной случайный и сам по себе бессмысленный (в смысле - не обладающий никаким “нумерологическим” значением) номер, который присваивается человеку. Или иннэнисты уж каждого человека готовы счесть “зверем”?

    Кстати, само греческое слово “зверь” - θηριον - если записать его греческое звучание еврейскими буквами и подсчитать числовое значение этих еврейских букв, составит гематрию 666 (тав=400, реш=200, йод=10, вав=6, нун=50) [15].

    Но не только то немногое, что сказали Отцы о самой печати, неудобно для иннэнистского мифа. Еще для него крайне неудобно, что святоотеческое понимание печати вполне ясно говорит о последствиях, которые “печатание” вызовет в душах людей.

    Согласно преподобному Ефрему Сирину, цель проставления печати на челе и на деснице состоит в том, “чтобы человеку не было возможности правою рукою напечатлеть крестное знамение” [16]. Оказавшись в таком беззащитном состоянии, лишенные поддержки Креста и благодати Христовой, такие люди тем более потом не смогут противиться антихристу и подпадут уже и самым последним его обольщениям [17].

    Но разве те, кто сейчас принял ИНН, не могут осенять себя крестным знамением? Некоторые из них под влиянием соответствующих проповедей даже приходят к духовникам плакать и каяться в грехе принятия “печати антихриста”, а значит, они не чужды и духу покаяния, и, следовательно, никакой духовной порчи от принятия “номеров” с ними не приключилось.

    Если с покаянием у людей, принявших ИНН, ничего дурного не происходит, то с разумом у тех, кто слишком увлекается борьбой против ИНН, нечто печальное все же случается. Например, иеродиакон Оптиной пустыни берется разгадать “тайну ИНН”: “Главный тезис нью эйдж - никто не выше закона. Звучит привлекательно, но если задуматься, то становится очевидным, что нас возвращают к тому состоянию, которое восторжествовало во времена распятия Господа Иисуса Христа. Его распяли как “нарушителя закона". Святым, людям Нового Завета, очистившимся от страстей, закон уже не нужен в той степени, как людям неочистившимся, порочным. Закон ведь нужен грешникам, чтобы с них не спадали оковы до тех пор, пока человек не преобразится благодатью Святого Духа. И вот нас хотят от благодати снова возвратить к закону. И все, кто принимает ИНН, вместе с ним принимают и этот отказ от благодати во имя "закона". То есть подписываются под тем, во имя чего распяли Господа Иисуса Христа. Вот почему благодать отступает от принявших номер” [18].

    Ну, поинтересовался бы сей богослов, чему учили так называемые “антиномисты” в раннехристианские временаА учили они именно этому: времена закона прошли, и потому никакие законы “святых Нового завета” сковывать не должны. Никакие - ни государственные, ни религиозные, ни нравственные…

    Казалось бы, давно уже переболела Церковь этой ересью. Ан нет - возродилась она (правда, уже не как ересь, а как просто глупость). Ибо это глупость - уверять, будто всякий, кто исполняет гражданский закон, тем самым распинает Христа. Оптинские монахи при вождении автомобилей соблюдают ли правила дорожного движения? Значит, все же хоть каким-то законам и монахи подчиняются? Да неужели же тот, кто остановился перед красным светом светофора, тем самым уже отрекся от Христа? Нет? Ну, вот точно так же тот, кто исполнил гражданский закон об уплате налогов или о налоговой регистрации, - не потерял Христа.

    Отец иеродиакон забыл (ох, как некстати в семинариях послесоветской поры перестали преподавать логику!) о простом правиле логики: тождество двух предметов в одном отношении не означает их тождества во всем (отчего и правило: “аналогия - не доказательство!”). Из того, что антихрист будет издавать жесткие постановления и законы - не следует, что любой закон исходит от антихриста. Из того, что послушание повелениям антихристовой власти душепагубно, не следует, будто послушание повелениям любой власти ведет к столь же печальному итогу.

    Антикодовая кампания так легко переходит в прямую истерику [19] (и тем самым теряет тот положительный смысл, который в этой кампании все же есть) потому, что люди постоянно путаются в двух значениях слова “определять”.

    Двусмысленность состоит в том, что неясен смысл суждения “номер определяет человека”.

    Русское слово “определить” имеет два значения: “охарактеризовать” (“дефинировать”) и “предопределить” (“детерминировать”).

    Человек боится именно предопределенности, он не желает, чтобы его поведение было управляемо и предписываемо. Но этого налоговый номер и не делает. Наличие компьютерного номера у человека определяет траекторию его жизни не больше, чем наличие номера паспортного. Не может номер “определить” человека в том смысле, чтобы предписать ему путь жизни и тем самым лишить человека свободы.

    Сама по себе компьютерная регистрация не в большей степени лишает человека свободы, чем обычная слежка. Так чего же мы боимся?

    Бог видит все наши поступки и даже мысли. Лишает ли это нас нашей свободы? Память о Боге и Его Суде может остановить нас от совершения греха. А память о слежке со стороны властей? Это неприятно, без всякого сомнения. Это недемократично - да. Но - что мы хотим спрятать от государственных компьютеров? Наши грехи? Ну что же - если человека не удерживает от греха память о Божием Суде, то пусть хотя бы память о видеокамере остановит его.

    Если компьютерная слежка помешает нам грешить - то скорее мы должны быть благодарны этой узде, накинутой на нас (вспомним рассказ о старце, который привел блудницу на людную площадь и, когда она побоялась совершить грех в присутствии людей, сказал: “Как же ты боишься взглядов людей, а взгляда Бога, Который есть везде, не боишься?!”).

    Если же я делаю доброе дело - то какая мне разница - смотрят на меня или нет. А уж если я не прячусь от видеокамер и слежки - так в том и вовсе нет никакого греха… Неубедительно? Ах, да, простите, я забыл пояснить, что изложенное здесь есть мнение апостола Павла: “Ибо начальствующие страшны не для добрых дел, но для злых. Хочешь ли не бояться власти? Делай добро, и получишь похвалу от нее” (Рим. 13,3).

    Мои оппоненты ставят мне во грех - “Кураев не признает, что идентификация является угрозой для Богодарованной свободы человека” [20].

    Да, если свобода Богодарованная, то ту свободу, что в нас от Бога, а не от парламента, номера отнять не могут. Компьютерная слежка может угрожать человеческому своеволию, “демократии”. Она чревата “утратой личных секретов” [21]. Но только при чем тут Благодать?

    Я не собираюсь доказывать политическую стерильность и безопасность тотальной регистрации граждан. Что компьютерные досье и деньги могут угрожать гражданским правам человека - говорено (в том числе и мною) достаточно.

    Я просто предлагаю не сливать воедино социологию и богословие. И полагаю, что в утверждениях, подобных тому, которое сделал некий греческий архимандрит, будто “всесторонняя регистрация создает возможность уничтожения личности как таковой” [22], содержится недолжное смешение языка газетного и языка богословского.

    С богословской точки зрения, человеческая Богообразная личность (ипостась) неуничтожима. Она не то что в тоталитарном шенгенском обществе (если оно будет тоталитарным) или в царстве антихриста, но и в аду будет продолжать свое существование...

    Я понимаю опасения греков. У них не было опыта советского тоталитаризма. Поэтому сама мысль о том, что кто-то будет знать об их частной жизни, что где-то будут храниться досье на них, их пугает [23]. Но человек, переживший советскую власть, при знакомстве с этими опасениями греков испытывает чувства бывалого зэка, успокаивающего “первоходка”: “Не бойсь, жить и там можно!”. У советского государства и так была вся информация о нас: наши трудовые книжки и истории болезни, дипломы и счета в единственном Сбербанке - все было государственным и известным государству. Вот только благодать оставалась Христовой...

    Поэтому столь неуклюжим мне представляется двойное требование греков: во-первых, мы не хотим, чтобы в электронных паспортах хранилась информация о нас, а, во-вторых, там должна быть обязательная графа о нашем православном вероисповедании: “Церковь выступает в защиту обязательности для всех греков наличия в новых паспортах графы "вероисповедание", противодействуя всякому стремлению навязать противоположное мнение” [24].

    В советские времена люди прятали от всевидящего государственного ока не свои кошельки и болезни, а свою веру. Иконы держали за дверями шкафов, церковные книги обертывали газетной непрозрачной бумагой, в храмы ездили такие, что были подальше от дома и от работы, крестики прикалывали к изнанке маек, соблюдение постов объясняли желанием похудеть Самое дорогое - веру - не выставляли напоказ. А греки требуют обратного: чтобы все видели по их паспорту, как они относятся к религии. Глядя из СССР - странные они, эти греки... Непуганые они еще [25]…

    Впрочем, несмотря на это противоречие, позиция греков мне кажется более разумной, нежели позиция некоторых российских проповедников и изданий. Греки исходят из того, что их страну втягивают в “шенгенскую зону”, в которой их православный народ будет ничтожным меньшинством среди народов атеизированных (вроде французов, бельгийцев, голландцев), протестантских (немцев и датчан) или католических. И если Конституция Греции позволяет православию быть стержнем национально-государственной жизни, то постановления Евросоюза этого, очевидно, дозволять не будут. Ясно, что в этих условиях Греческая Церковь будет всячески подчеркивать свою приверженность демократическим принципам, в число которых входит уважение прав меньшинства.

    Это достаточно обычно для нашей церковной истории: когда Церковь оказывается гонимой, ее иерархи и златоусты начинают напоминать о свободе совести и вспоминать тертуллиановское religiones non est religionem cogere (“одной вере не свойственно притеснять другую”) [26]. Но едва Церковь приближается к власти, как ее иерархи и проповедники начинают требовать “принять меры” против “разгула сект” [27]…

    Греческая Церковь вступила в полосу сужения своего влияния - и потому готовится существовать в положении притесняемого меньшинства, всегда готового возгласить о “попрании свободы и прав граждан” [28]. Русская Церковь, напротив, вступила в период расширения своих прав, и потому ее проповедникам свойственна интонация “власть имущих”...

    Но вот что мне никак непонятно в наших изданиях, так это совмещение апокалиптических ожиданий и монархических чаяний. С одной стороны - уже идет антихрист и где-то уж ставится “подобие антихристовой печати”, с другой - в ожидании воцарения православного самодержца мы требуем принять меры, ограничивающие свободу деятельности сект и вообще ужесточить цензуру.

    Если уж действительно идут новые, антихристовы, гонения на нас, то мы должны, подобно грекам, вцепиться в демократические слова, принципы, параграфы. И вместо того, чтобы твердить: “Мы большинство, и потому требуем запретить...”, пора учиться говорить в другой интонации: “Мы меньшинство, и потому просим уважать наши права и не обижать маленьких”.

    В любом случае тотальная регистрация дает государству возможность жесткого контроля над жизнью людей и реально может привести к сужению гражданских прав. В этом случае человек, не сопротивляющийся установлению нового тоталитаризма, если и совершает грех, то это грех “против самого себя”, а не грех против Бога. А если это грех против себя - то тут впору самому оценить, в каком случае я глубже порежу свою душу: если пойду путем уступок или же если буду строить баррикады...

    Компьютерная узда становится значимой для христианина лишь при одном повороте событий: если само исповедание православия государство будет рассматривать как грех. Лично меня это не беспокоит - я своих убеждений не скрываю, даже одежда и прическа выдают меня с головой как “ортодокса”. Священнослужитель и так всем своим видом свидетельствует о своей вере. Нет в этой системе опасности и для тех людей, которые связали всю свою жизнь с Церковью (даже оставаясь мирянами, но работая в церковных учреждениях).

    Опасна она только для “никодимов” - для людей, тайно верующих, но таящих свою веру от своих сослуживцев (Никодим, по выражению церковной молитвы, - “нощный Богочтец”)... Таких людей было немало в советские времена. Но в антихристово время уже не будет места для таких тайн. Новая технология легко позволяет узнать взгляды даже тех верующих людей, которые не афишируют их по месту своей работы.

    Те, кто боится компьютерного наблюдения и регистрации, по сути, боятся того, что в новом мире им будет труднее скрыть свое Православие... Только для этой группы людей компьютерная слежка опасна.

    Но тут уж независимо от числа шпионов и компьютеров христианин должен уметь свидетельствовать о своей вере. Чего должен желать христианин в ту минуту? - Спрятаться и как премудрый пескарь дожить до конца антихристовых гонений? Или же он должен желать сподобиться исповедания? Так вот, компьютерный контроль за людьми неудобен только для “премудрых пескарей” и для тех, кто хочет держать втайне и свои грехи, и свою веру.

    Парадокс борьбы против ИНН в том, что борьба эта нужна лишь тем, кто предполагает в будущем таить свою православность, но именно этого результата такому человеку и не удастся достичь. Потому что уже сейчас он будет занесен в особый список: “В своем приказе № 68 Геннадий Букаев [29] некоторых граждан помещает в категорию "проблемных" (т. е. несогласных с кодификацией ИНН); он предлагает их заносить в особую базу данных "до принятия решения о работе с проблемными физическими лицами"” [30].

    Вся компьютерная премудрость нужна антихристову государству лишь для того, чтобы точно вычислить “фанатично” настроенных христиан. А тут мы сами готовы составлять такие списки! Так что особо рьяных борцов против ИНН можно счесть помощниками антихриста (бессознательными - надеюсь - но провокаторами), ибо они в значительной степени облегчают работу полиции, по сути понуждая православных вместо обычной регистрации в полиции налоговой регистрироваться в полиции политической... По их просьбе в паспорта православных украинцев теперь ставится штамп (“В паспортах лиц, в силу своих религиозных или иных убеждений отказывающихся от принятия идентификационного номера, делается отметка о наличии у них права осуществлять любые платежи без идентификационного номера”) [31].

    Есть два способа охоты. Один образ охоты - у кошачьих: тихое и незаметное подкарауливание жертвы, неслышное приближение к ней на мягких лапах…. Второй же способ - это псовая охота с лаем, стрельбой, ревом рогов и труб. В этом случае жертвы сами выбегают из своих убежищ и бегут в указанном им направлении - на стрелка… Именно вторая технология - облавы - сработала сейчас. Православных даже искать специально не надо - они сами спешат зарегистрироваться в качестве именно православных. И кто же выстраивает верующих в очереди для подобной регистрации? - Как раз радикальные борцы с ИНН – иннэнисты [32].

    На Украине же странность антикодовой кампании состоит в том, что она своим острием направлена против налоговой службы этой страны. Но глава этого ведомства Николай Азаров - один из учредителей Славянской партии, ставящей своей целью сближение с Россией; это один из немногих высших украинских чиновников, поддерживающих каноническую Церковь, а не националистов-раскольников.

    Кто с другой стороны? Самая яркая статья, мобилизующая массы на борьбу с “номерами” и налоговыми реформами, принадлежит Александру Турчинову - “Апокалипсис нуждается в бюджетном финансировании”. Эта статья многократно была воспроизведена и российскими околоцерковными изданиями. Переиздателей интересовала тема и не интересовала личность автора. А напрасно. Турчинов - глава Комитета по бюджетным вопросам Верховной Рады Украины; глава правой националистической фракции “Батькивщина”; человек, активно поддерживающий Дмытра Корчинского - лидера националистической организации “Щит Батькивщины”, причем до 1997 года Корчинский возглавлял УНА-УНСО.

    Кто “финансирует Апокалипсис” - неизвестно. А вот кто финансирует конфликт Церкви и налоговой службы с тем, чтобы при помощи Церкви нанести удар по Азарову, а после его устранения развернуть налоговое ведомство на войну с “российской церквою” - понятно.

    Люди, боящиеся компьютеров и при этом переводящие духовный смысл Священного Писания на язык компьютерных технологий (мол, электронная кредитная карточка или паспорт и есть “печать антихриста”), выполняют работу провокаторов и потому, что по сути препятствуют возрождению приговоренной ими России. Они вещают: “Пора расстаться с надеждами сохранить верность Христу и при этом выжить в крупных городах. Человек вскоре окажется на распутье трех дорог: ИНН, гибель от отсутствия средств к существованию и исход в отдаленные земли” [33].

    Это означает, что иннэнисты призывают православных стать маргиналами, стать изгоями, которые никак не смогут влиять на судьбы страны. Как замечательно их цели совпадают с целями радикальных “демократов”! Эй, г-н Сенин, издающий “Русский вестник”, не забыли ли Вы Вашу совесть по месту прежней работы - в ЦК КПСС? Как смеете Вы, живя в Москве, приняв ИНН для своего издания (и, полагаю, для себя лично тоже), других людей выгонять из их жилищ и обрекать на страдания?! “Русский вестник”, сладострастно повторяющий лжепророчества лжестарицы “Пелагии Рязанской” о гибели величайших русских городов [34], - не стал ли уже антирусским?!

    Вот весьма показательный текст: “Мир Вам, дорогой батюшка! Простите ради Бога меня, грешную, за беспокойство, но я не знаю, как дальше жить. Отрезанная от мира (я смотрю на него из инвалидной коляски - страдаю глубоким параличом), я осталась одна с трагедией своей души: дело в том, что мне сказали, что я не буду получать пенсию, если не приму ИНН! Священник нашего прихода успокаивает: мол, всего лишь печать. Афонские старцы в один голос предупреждают: "Принимая этот номер, вы подписываетесь в подчинении сатане". Я сама, ознакомившись с информацией об ИНН, каждой клеточкой души почувствовала ее сатанинские корни со страшными техническими возможностями, закабаляющие душу. К этой вражьей паутине нельзя даже прикасаться. Но я не одна, и своим христианским отказом я обрекаю семью на голод. Моя пенсия по инвалидности - единственное средство к существованию сына 14 лет, страдающего травмой мозга, со слабым здоровьем, и отца ребенка, давно безработного, не могущего содержать семью (еще такой далекий от молитвенного правила Божия, раб греха пьянства и т. д.). Я осталась одна со своей трагедией, с разбитой душой, потеряв веру в духовного отца, успокаивающего паству. Действительно ли Таинство Исповеди в Храме, принявшем ИНН, правда ли, что информация о ИНН уходит в центральный компьютер "Зверь"? Мне ради хлеба предлагают поклониться врагу, предать веру, Христа! Я не могу принять ИНН, но и без пенсии не могу. Как мне быть? Вразумите! Священство и Церковь - молчат - почему?! Или нас уже предали?” [35]

    Может быть, это письмо сфабриковано (как-то слишком все сошлось у этой женщины: инвалидность, больной ребенок, муж-пьяница). Но оно тем не менее вполне адекватно воплощает в себя реальный плод иннэнистской пропаганды. И даже более того - такая реакция на нее, с точки зрения иннэнистов, и должна быть нормативной.

    Верно об этих агитаторах “бегства” сказал священник Петр Андриевский: “Примечательно, что автор в своем последовательном неприятии ИНН приходит к выводу, к которому православные (возможно, по плану масонских стратегов) и должны прийти. Он пишет: "Пора расстаться с надеждами сохранить верность Христу и при этом выжить в крупных городах". Продажа своих квартир православными в Москве, Санкт-Петербурге, других крупных городах и бегство в отдаленные от центра места России автором видится как самое верное средство достижения Царствия Небесного. Представим себе, что все православные последовали данному совету: покинули свои дома, квартиры, намеленные храмы, монастыри - и побежали в отдаленные земли, добровольно избрав себе черту оседлости или православное гетто... Что станет тогда с православной Россией? Чувствуют ли авторы подобных статей хоть какую-то ответственность за непредсказуемые поступки и сломанные судьбы многих своих читателей (увольнение с работы, что обрекает некоторые семьи на полуголодное существование, выезд из Москвы и т. п.)? Да и угодна ли будет Богу такая жертва собой, совершаемая скорее страха ради мнимого антихриста, а отнюдь не ради Христа?” [36]

     

    Примечания:

    1. “Вошел сатана в Иуду и научил его, как предать Господа; тот согласился и предал (Лк, 22,3-4). Вошел сатана потому, что была отворена для него дверь. Внутреннее наше всегда заключено; Сам Господь стоит вне и стучит, чтобы отворили. Чем же оно отворяется? Сочувствием, предрасположением, согласием. У кого все это клонится на сторону сатаны, в того он и входит; у кого, напротив, все это клонится на сторону Господа, в того входит Господь. Что входит сатана, а не Господь - в этом виноват сам человек. Не допускай угодных сатане мыслей, не сочувствуй им, не располагайся по внушению их и не соглашайся на них - сатана походит-походит около, да и отойдет: ему ведь ни над кем не дано власти. Если же завладевает он кем, то потому, что тот сам себя отдает ему в рабство. Начало всему этому злу - мысли. Не допускай худых мыслей и навсегда включишь тем дверь души твоей для сатаны. А что мысли приходят недобрые - что же делать, без них никого нет на свете, и греха тут никакого нет. Прогони их - и всему конец; опять придут - опять прогони, и так всю жизнь. Когда же примешь мысли и станешь ими заниматься, то не дивно, что и сочувствие к ним явится, тогда они станут еще неотвязнее. За сочувствием пойдут худые намерения то на те, то на другие недобрые дела. Неопределенные намерения определятся потом расположением к одному какому-либо; начинается выбор, согласие и решимость - вот и грех внутри! Дверь сердца отворена настежь. Как только согласие образуется - вскакивает внутрь сатана и начинает тиранить. Тогда бедная душа, как невольник или как вьючное животное, бывает гонима и истомлена непотребными делами. Не допусти она худых мыслей - ничего бы такого не было” (Святитель Феофан Затворник).
    2. Сближение этих двух суждений апостола Павла см. у блаженного Иеронима Стридонского (Блаженный Иероним. Письмо 97 // Творения, Киев, 1903, ч. 3, с. 203).
    3. “Наше крестоношение, борьба с грехом, несение болезней, сопереживание, соболезнование другим и многое другое - житие по Богу - свидетельство, что мы несем печать Божью на себе. А что такое техника, компьютеры, чье-то человеческое и даже вражье желание подчинить нас своему влиянию, своей печати? Да ничто - по сравнению с той великой печатью, которую дал нам во спасение Спаситель. Где вера наша печати нашей спасительной? Тайно от нас нам можно сделать что угодно, но это не будет иметь никакой силы и цены - врагу нужна наша душа в добровольном служении ему Дух Божий хранить надо, а это - радость, мир, любовь, воздержание и прочее - в Боге и по Богу. Только это не сгорит в последнем огне, и только это будет свидетельствовать о нашем сердечном выборе, а карточки, паспорта, номера, печати - все сгорит без следа” - архимандрит Иоанн (Крестьянкин) (Письма архимандрита Иоанна (Крестьянкина). Псково-Печерский монастырь, 2000, сс. 292-293.).
    4. Русский вестник. М., 1998, №№ 39-40.
    5. Архимандрит Тит. О пожизненных идентификационных номерах // Справедливость: Православная общественная газета. Одесса, 1998, № 2
    6. Столь пристальный и именно апокалиптический интерес к проблеме вживления “микрочипов” пришел в Россию из мира западного христианства. Там же он был определен, в частности, особенностями западных переводов Писания. В латинской Вульгате, а позднее в английской Библии короля Иакова текст Откровения, говорящий о печатях, поставляемых на (εις) челе и на деснице, был переведен с предлогом in - “в” (“в чело и в десницу”).
    7. Архимандрит Тит. О пожизненных идентификационных номерах // Справедливость: Православная общественная газета. Одесса, 1998, № 2. Тот же тезис в обращении “Просьба оградить от ИНН” (Русский вестник, 2000, № 51-52).
    8. Там же, № 51-52.
    9. Макарий Египетский. Беседа 15 // Преподобный Макарий Египетский. Духовные беседы. М., 1880, с.157.
    10. Димитрий, митрополит Ростовский и Ярославский. О Кресте. М., 1855, с. 318.
    11. Ипполит Римский. Слово о кончине мира и об антихристе и о Втором пришествии Господа нашего Иисуса Христа. 28 и 29 // Творения: Свято-Троицкая Сергиева лавра, 1997, ч. 2, с. 75.
    12. Посмертные поучения преподобного отца нашего Нила Мироточивого Афонского. Афон, 1912. с. 57.
    13. “Старообрядчество, неоднократно переживавшее эсхатологические тревоги, приняло события вокруг ИНН достаточно спокойно. Объяснять это можно, наверное, по-разному, но факт несомненен. Древлеправославная поморская церковь (беспоповцы) вообще не обсуждает этот вопрос, при том, что для беспоповцев всегда был характерен эсхатологический радикализм. Освященный Собор Русской Православной старообрядческой Церкви в октябре 2000 года определил, что в ИНН не следует видеть печать антихриста и вопрос о том, принимать ли его, есть дело личных убеждений. Особняком стоят только так называемые "беглопоповцы" или Древлеправославная Церковь, иерархия в которой в 1923 году установилась с переходом из обновленчества архиепископа Николы (Позднева). Ее Освященный Собор в августе 2000 года пришел к выводу, что ИНН - предвестник печати антихриста, превращающий человека в обезличенное число. Малочисленность паствы Древлеправославной Церкви, положение которой усугублено внутренними нестроениями, не позволяет назвать ее позицию типичной для российского старообрядчества” (Шахов М. О., директор старообрядческого исследовательского центра. Ложная тревога как побочный эффект напряженного ожидания. Доклад на VII Пленуме Синодальной Богословской комиссии Русской Православной Церкви, 19-20 февраля 2001 г.). Итак, среди старообрядческих толков только один т. н. “новозыбковцы” включились в “борьбу против ИНН”. Но это толк, созданный обновленцем. Так что ниточка между обновленчеством 20-х годов и нынешним иннэнистским модернизмом есть. Впрочем, и среди старообрядцев есть люди, для которых позиция их собственной иерархии ничего не значит. На дугинском форуме, например, тема об ИНН открывалась таким сообщением: “Для продвижения этого проекта после выступлений мерзких никонианских скотин (Кураева, Шевкунова, Владимирова, Шаргунова и пр.) была пущена в ход "тяжелая артиллерия" - лжестарцы и в первую очередь Крестьянкин (главная достопримечательность коммерческого предприятия "Псково-Печерский монастырь")… На днях собирается обещанная Редигером "богословская комиссия". Накануне прошел колоссальный накат на противников ИНН во всех подконтрольных Патриархии СМИ соответствующей направленности. "Отметились все, упомянутые в начале ветки мрази. Ложь, подлог, клевета, старческий кашель облапошенного Крестьянкина” (http://arctogaia.org.ru:8101/FORUMS/messages/46/267.html?981456416 Сообщение от russist. Ноябрь 06, 2000 - 00:06 и от 3 февраля 2001 - 08:35.).
    14. Владимиро-Суздальская епархия против ИНН. Открытое обращение к Президенту Российской Федерации Путину В. В. // Русский вестник, 2001, № 7.
    15. Архимандрит Ианнуарий (Ивлиев). Экзегеза отрывка из Апокалипсиса (Откр. 13,15-18) в связи с проблемой ИНН. Доклад на VII Пленуме Синодальной Богословской Комиссии, 19-20 февраля 2001 г
    16. Ефрем Сирин, Слово 38, на пришествие Господне, на скончание мира и на пришествие антихристово // Творения. Сергиев Посад, 1908, ч. 2, с. 254.
    17. Отсюда - “Знает зверь, что напечатленный крест Господень разрушает всю силу его; и потому кладет свою печать на правую руку человеку, потому что она запечатлевает крестом все члены наши… змий будет начертывать печать свою вместо креста Спасителева… Если кто не будет запечатлен печатию зверя, то не пленится и мечтательными его знамениями” (Преподобный Ефрем Сирин, Слово 38, на пришествие Господне, на скончание мира и на пришествие антихристово // Творения. Сергиев Посад, 1908, ч. 2, с. 254.). Так одна болезнь влечет другую; одно отпадение - следующее...
    18. Наставница монахов. Беседа А. Жоголева с иеродиаконом Александром (Матюхиным) // Благовест. 2000, 22.
    19. “Такая вещь, идентификатор, "который всегда с вами", позволяет контролировать вас повсюду и в любой момент времени. И когда это вступит в силу, вы превратитесь в не более чем номер в одной из ячеек памяти следящего за вами компьютера - обезличитесь, перестанете быть личностью, потеряете данные вам Богом лицо и свободу” (Гордеев К. А внешний двор храма дан язычникам //Православие или смерть! Публицистический альманах. Вып. 15. Предпоследний выбор. М., 2000, с. 29.). Да не Православие это, а банальная магия. Эта пужалка строится на магическом принципе тождества имени и именуемого. Из того, что кто-то знает меня, знает обо мне, знает мое имя и мои поступки, не следует, что я тем самым уже перестал существовать сам по себе и теперь существую только в глазах моего благочинного или государственного шпика. Если кто-то посмотрел на меня - это не означает, что мое существование теперь свелось к моему отражению на сетчатке его глаза. Точно так же и фиксация моего поведения компьютерным глазком не означает, что я “превратился в номер в одной из ячеек памяти компьютера”.
    20. Протоиерей Георгий Городенцев. Прав ли Кураев? Одесса, 1999, с. 13
    21. Обращение Священного Кинота Святой Горы от 24.2.1997. Цит. по: Электронные карточки и печать антихриста. М.,1999, с. 62. Хотя никак не могу понять: ну какие личные секреты могут быть у монахов? И опять же - непонятно мне, как это теленаблюдение за моим поведением лишает меня “свободы во Христе”. Неужели “свобода во Христе” есть свобода греха? К сожалению, именно такое равенство следует из суждений типа “компьютерное слежение за человеком, как за товаром в магазине - один из способов запечатления отпадения человека от свободы во Христе” (Губанов В. О печати антихриста, о числе 666 и о конце мира // Русский вестник. 2000, №№ 3-4).
    22. Электронные карточки и печать антихриста. М., 1999, с. 28
    23. “Посмотрим, что означает электронная регистрация и каковы будут ее конкретные последствия для каждого из нас. Кроме политических и социальных взглядов каждого и возможных особенностей поведения, вездесущий глаз информационного центра в любой момент будет видеть, где мы работали ранее. Каковы наши успехи в образовании и какие дипломы мы получили. Какими болезнями мы болели и какие из них еще действуют на наш организм и, особенно, - на наше умственное состояние. Сколько раз и от кого мы принимали жалобу. Каковы наши связи с банками. Каково, на самом деле, наше имущество. Как часто и куда мы ездим. С какими "высокими" людьми связаны. Каковы наши привычки…” - член Европарламента Коста Николау (Электронные карточки и печать антихриста. М., 1999, с. 28).
    24. Сообщение Священного Синода Элладской Церкви от 9.3.1993 // Электронные карточки и печать антихриста. М.,1999, с. 4.
    25. Еще греки требуют от правительства не допускать нецерковных, светских похорон (Латышев С. Церковь Греции борется за свои права // Православная Москва, 2000, ноябрь). Это уж совсем странно: во-первых, сама церковная традиция знает немало случаев отказа в церковном погребении. Во-вторых, зачем же лжесвидетельствовать на пороге Вечности, и о сознательно неправославном человеке молиться как о “рабе Божием”?
    26. Тертуллиан. Послание к Скапуле, африканскому проконсулу // Творения. СПб., 1849, ч, 1, с. 107
    27. Когда сегодня в церковных изданиях приходится читать, что “неограниченные возможности современной технологии в области электроники” создают “реальную угрозу нарушения свободы личности в государстве” (Из Послания греческого Синода от 9 марта 1993 г.), то, соглашаясь с этим, все-таки задумываешься: а если бы компьютерные технологии оказались в руках византийских императоров и были бы ими использованы для борьбы против ересей - возвысили бы тогда греческие епископы свой голос против электронного тоталитаризма? Или топор страшен лишь тогда, когда он оказывается в чужих руках? Но во всяком случае у греков, в отличие от некоторых русских проповедников, нет надежды на то, что им удастся перехватить этот топор и самим воспользоваться им для установления государственного единомыслия.
    28. Из Послания греческого Синода от 9.2.1998
    29. Министр по налогам и сборам
    30. Стрельчик Е. Верующие будут платить налоги. В инспекции поступили новые анкеты, специально разработанные для православных // НГ-религии. 29.11.2000
    31. Закон Украины “О внесении изменений в Закон Украины "О Государственном реестре физических лиц - плательщиков налогов и других обязательных платежей"” от 16.7.1999, № 1003-XIV.
    32. С паспортами связан и другой парадокс нынешней борьбы с компьютерной цивилизацией. В 20-х годах “истинно-православные” предпочитали ссылку принятию советского паспорта… Сегодня же “истинно-православные” готовы идти хоть в ссылку - лишь бы не расставаться с советским паспортом (т. е. не менять паспорт с гербом СССР на новые пластиково-элсктронные документы, в которых, между прочим, помещаются старые гербы России или Молдовы - с крестами и иконами, входящими в них).

    33. “Требуем... Предоставить православный верующим гражданам возможность получать и пользоваться гражданским паспортом, в котором будет исключена графа для указания ИНН и его штрих-кода и к которому будет приложена специальная справка (вкладыш или штамп)” (Владимиро-Суздальская епархия против ИНН. Открытое обращение к Президенту Российской Федерации Путину В. В. // Русский вестник. 2001, № 7).
    34. Без подписи. Можно ли избежать ИНН. Кого слушать и кому верить // Русский вестник. 2000, №№ 43-45
    35. “Блаженная Пелагия Рязанская пророчествовала, что Москва провалится, а на месте Санкт-Петербурга будет море. И ведь есть за что. Столица по-прежнему жирует за счет всей страны и гнет ее в три погибели. А город на Неве приютит у себя лжемощи, выдаваемые за царские” (Русский вестник. 2000, №№ 43-45). Подробнее о бреднях “Пелагии Рязанской” см. в моей книге “Оккультизм в православии”.
    36. А вот суждение отца Иоанна (Крестьянкина) по поводу планов бегства из городов - “Придет время, и Шенгенское соглашение охватит весь мир, и не будет такого места, где бы оно не вступило в свою страшную силу на последнем этапе. А готовится оно еще со времен апостольских. Теперь же особенно важно - не бежать от него в пустыню или в место, где, как нам кажется, оно не достигнет нас. Нет, нет и нет. Наше бегство от этой беды должно быть в духовную жизнь во Христе… Я знаю людей, которые живут в Москве, и она для них, если не рай, то преддверие его. Они живут верой деятельной, живой, и никакие “чудеса” новой Москвы их не трогают. Святые с ними, и святыни московские укрепляют дух… Если Господь пошлет Вас в затвор, уходить нужно, но своеволие как бы не обернулось для Вас катастрофой. И не будем ли все мы ответственны пред Господом, если, удалившись, отдадим Православие на расхищение инакомыслящим?” (Письма архимандрита Иоанна (Крестьянкина). Псково-Печерский монастырь, 2000, сс. 29, 65, 176).

      В былые времена святитель Димитрий Ростовский резко оспаривал подобное мнение раскольников, уверявших, что в городах не может быть спасения: “В самое лютое антихристова царства время будут во градех и селех избраннии раби и угодники Божии, души свои спасающии” (Димитрий, митрополит Ростовский и Ярославский. О Кресте. М., 1855, с. 317)

    37. Наринская А Штрихи Православия // Эксперт 26 февр. 2001, с 64. Со ссылкой на интернет-форум “Русская беседа”.
    38. Священник Петр Андриевский. Антихрист и “штрихофобия” // Благодатный огонь. М., 2001. № 6.

     

     

    Copyright © 2006-2011 Библиотека "Халкидон"
    При использовании материалов сайта ссылка на halkidon2006.orthodoxy.ru обязательна.

    Mail.Ru Сайт расположен на сервере 'Россия Православная' Rambler's Top100