• На главную страницу
  • Суеверие. Псевдоблагочестие. Лженаука
  •  

    Библиотека “Халкидон”

    ___________________

    Диакон Андрей Кураев

    Сегодня ли дают "печать антихриста"? Русская Православная Церковь об ИНН

    Часть 1. Пятнадцать вопросов об ИНН

    Оглавление

     

    Как узнать антихриста?

     

    Наиболее достоверное, буквальное, историческое значение слов апостола Иоанна о тайне “трех шестерок” - это “Царь Израилев”. 666 - это числовое значение словосочетания “ха-мелек - ле-ишра´ель”.

    Апостол Иоанн прямо не расшифровал это число, потому что если бы это имя было написано открыто, то иудеи сразу же отшатнулись бы от проповеди Евангелия [1]. Ведь оказывается, что тот мессия, чьего прихода ждут иудеи уже не первое тысячелетие, явится врагом Божиим, лжехристом. И это предупреждение апостола Иоанна очень облегчает жизнь христиан. Нам не надо гадать самим, пришел антихрист или нет, ставит он уже свои метки или еще нет. Православному человеку вообще не стоит проявлять особую активность при выискивании антихриста. Его и искать-то не надо: он сам себя предъявит миру. Надо просто время от времени смотреть НТВ...

    Одно из основных различий христианства и иудаизма состоит в том, что с точки зрения иудаизма Мессия не может прийти в мир тайно. Его власть должна быть очевидной, и переворот в мировых делах, который он произведет, тоже будет глобально-очевидным. И только христиане, привыкшие к “сокровенному”, потаенному облику Христа Первого Пришествия, склонны полагать, будто такими же могут быть мессианские чаяния иудеев. Но это – некорректное проецирование своих представлений и верований на совершенно других людей.

    Мессия иудеев будет громогласно-явен. Он будет коронован в восстановленном Иерусалимском храме [2]. Он будет не просто политиком, но лидером, требующим религиозного поклонения именно себе [3]…

    Не особо прозорливые батюшки скажут нам об антихристе, а иудеи! Уж Израиль точно своей радости не скроет. Его восторг будет оглушительно-всемирен. Когда Израиль радостно воскликнет: “Мы нашли Мессию!”, когда иудеи будут с радостью растолковывать нам: “Вы видите, наши пророчества сбылись! То, что было сказано нам в древности, все-таки свершилось! Мессия пришел! Мир покорился ему, подлинному Царю Израиля, который стал Царем Мира”, - вот тогда на все эти радостные презентации христианам нужно будет спокойно и скромно ответить: “Ну что же. Наконец-то... Вы, значит, и будете тот самый "ха-мелек - ле-ишра´ель"?… Извините, руки не подам”.

    Не мы высмотрим лжехриста между строчками газет или в сонных видениях. О его приходе нас уведомят вполне официально. Нам назовут массу его официальных титулов. Но только об одном его служении будут поначалу говорить туманно: что-то о его религиозном статусе и убеждениях. А христианин откроет книгу Откровения (откровения, а не загадок и не пряток!), сверится по ней и добавит: “Царь Израиля… 666… Звереныш во фраке… Что же, скоро, значит, придет и наш Христос… Мы подождем Его в сторонке от ваших праздников, в пустыне…”.

    Так вот, если в самом деле евреи породят мессию, соответствующего их представлениям о мессианском служении, то НТВ будет вести прямой репортаж с места событий - из Иерусалима.

    Пока же этого нет - нет и антихриста.

    Нет его печати.

    “Христос с точностию изложил ученикам Своим все, что касалось кончины мира. Для чего? Для того, чтобы не нашли себе места те, которые вводят антихристов” (святитель Иоанн Златоуст) [4]. Если читать Писание не выборочно, если помимо Апокалипсиса читать иные Священные Книги, то обнаружится несколько меньше поводов для предельной эсхатологической обеспокоенности, чем это принято в иннэнистских изданиях.

    Например, Спаситель говорит: “И проповедано будет сие Евангелие Царствия по всей вселенной, во свидетельство всем народам; и тогда придет конец” (Мф. 24,14).

    Сбылось ли это слово Христа? – Положительный ответ могут дать только экуменисты… Евангелие в протестантском или католическом толковании действительно разнесено по всей вселенной. Но неужели о протестантах Христос сказал эти слова, а не о православных? Я полагаю, что Евангелие написано для православных христиан. А, значит, концу истории должна предшествовать всемирная православная, а не сектантская проповедь [5]. И вот, парадоксальным образом получается, что миссионерская леность православных способствует продлению мировой истории...

    Правда, святитель Иоанн Златоуст эти пророчества Христа относил только к поколению апостолов и к разрушению Иерусалима. В его понимании апостолы сначала должны были разнести Евангелие по вселенной, и лишь затем настал бы конец Иерусалима (а не самой вселенной) [6].

    Но позднее митрополит Стефан (Яворский) пояснил, почему нельзя ко временам апостолов относить исполнение заповеди Христа о проповеди Евангелия “всем народам” - “понеже не у (еще не - А.К.) проповедано бысть всем языком, ибо на востоце и на западе многа и пространна зело царствия обретошася, идеже ни следа, ни памяти проповеди Евангелия обрести мощно. Того ради ясно дается зрети, яко не у прииде кончина мира и не у прииде в мир антихрист... Свет земли новый, нынешними времены изобретен, от апостолов не бысть познан, ниже знаем бяше от человек, но изобретеся мало нечто пред нашими времены” [7].

    “О временах же и сроках нет нужды писать к вам, братия, ибо сами вы достоверно знаете, что день Господень так придет, как тать ночью. Ибо, когда будут говорить: “мир и безопасность”, тогда внезапно постигнет их пагуба” (1 Фес. 5,1-3).

    Для кого написаны эти сроки? Для предупреждения православных или еретиков? А где сейчас “мир и безопасность”? В православных странах или в протестантско-католических?

    Сейчас не время антихриста хотя бы потому, что сейчас в православных странах нет ни мира, ни безопасности. Если считать, что сейчас времена самые что ни на есть последние, то придется сделать неожиданный вывод: оказывается, Писание написано для протестантов, ибо именно в их странах сейчас царят “мир и безопасность”.

    Интересно, кстати, напомнить, что в 70-80-х годах те люди, что любили предсказывать близкий конец света, в качестве главного аргумента демонстрировали именно этот текст апостола Павла. Дело в том, что лозунг популярного в тогдашних газетах Совещания в Хельсинки был именно: “За мир и безопасность в Европе”.

    И притча Христа “о десяти девах” говорит, что в канун Пришествия Жениха “задремали все и уснули” (Мф. 25,5). Все - в том числе и мудрые девы.

    Митрополит Вениамин (Федченков) указывает на параллель: как спали ученики в ту минуту, когда у них был отнят Спаситель (в Гефсиманском саду), так будут спать христиане в минуту, предшествующую возвращению [8].

    Вот уж чего сегодня нет - так это дремотной инертности церковного сознания в вопросе о “временах и сроках”.

    Впрочем, трудно сказать - бодрствует ли сегодня церковное сознание или дремлет. О весьма и весьма многих людях, усвоивших себе привычку пугать себя и других антихристовыми знаками, правильнее сказать: то, что кажется им проявлением бодрствования, на самом деле есть признак духовного сна. Сна, в котором снятся кошмары.

    Сон бывает “мирен” у душевно и духовно здоровых людей. Здоровы ли мы? Ну вот и сны у нас кошмарные! [9]

    И бредет человек по жизни, так и не проснувшись, не видя реальной сложности мира, лишь повторяя три-четыре модные цитаты и пребывая в том сумеречном состоянии ума, которое страшится богословия и лелеет свои самодельные “предания”.

    Вот тут и нужно целостное знание Писания - “нам это полезно, чтобы отстать от детских сказок и болтовни старух. Разве вы не слыхали часто, еще в детстве, как некоторые много рассказывали об имени антихриста и о том, что он преклонит своих колени?” [10].

    И еще, убежденность в том, что нынешние времена - последние, трудно совместить с известным предсказанием преподобного Серафима Саровского: в последние времена “архиереи так онечестивятся, что главнейшему догмату веры Христовой и веровать не будут”. То есть догмату о Воскресении Христовом [11].

    Известны ли кому такие архиереи Московской Патриархии, которые не веруют Воскресению Христову? Есть ли среди них хоть один, кто не радуется искренне в Пасхальную ночь? Кто может указать на архипастыря, лукаво замолкающего, когда пение “Символа веры” доходит до “чаю воскрешения мертвых”?

    Нет таких фактов? Ну, значит, и градус апокалиптических предостережений должен быть понижен. И тот, кто тотально и огульно подозревает и обвиняет архиереев в нечестии (полагая, что раз времена - как это “доподлинно” известно - “последние”, то и архиереи должны быть соответствующими, то есть псевдоправославными слугами антихриста), сам должен быть назван нечестивцем [12].

    Энтузиазма борцов с “печатями антихриста” не осаживает даже то обстоятельство, что вроде бы еще нет антихриста.

    Как же может быть “печать антихриста”, если самого антихриста нет [13]? Совершенно справедливо говорит мой обычный оппонент священник Петр Андриевский, - “апостол здесь имеет в виду вовсе не три удлиненные линии, считываемые компьютером как шестерки, а имя антихриста, которое сосчитать способен всякий разумный человек. Известно, что каждой букве еврейского алфавита соответствует определенное цифровое значение. Сумма цифровых значений букв имени антихриста и составит число 666. Другими словами, апостол говорит: когда явится антихрист, тогда наряду с прочими его признаками будет и имя антихриста, сумма букв которого будет числом 666. Если три удлиненные линии штрих-кодового обозначения у некоторых хватает ума представить как апокалипсическое число 666, то есть как число имени антихриста, тогда пусть у них хватит ума назвать нам и имя антихриста, чтобы нам быть уверенными, что они имеют тот самый ум, о котором говорит апостол” [14].

    Но как не могло быть Таинств Христовых до Пришествия Христа, так невозможна и внешняя “печать антихриста” до его воцарения.

    …В ответ слышно два довода. “Встречается в православных изданиях такое высказывание: "печать будет ставить только антихрист, и никто другой"”. Однако Священное Писание и святые отцы Церкви говорят нам иначе! По Евангелию нам известно, что предтеча Христов Иоанн Креститель, принимая покаяние и крестивши водой, приготовлял приходящих к нему принять Большего из всех - Иисуса Христа. Согласно святых отцов Церкви подобно сему будет действовать и предтеча антихриста!” [15].

    Неправда это. Нигде у отцов нет учения о том, что “пророк” будет ставить свою печать прежде публичного появления антихриста. Текст же Откровения не дает никакой вероятности такого рода теории.

    Теория “предтечи антихриста”, который появляется прежде своего господина, может казаться убедительной или хотя бы вероятностной лишь при обращении к русскому или церковнославянскому переводам Писания. Здесь сказано: пророк, проставляющий “печать зверя”, “действует перед ним со всею властью первого зверя” (Откр. 13,12).

    Проблема возникает из-за двузначности русского предлога “перед”: он может означать временное отношение (предшествование), а может - пространственное (напротив). Но греческое слово ευωπιον вполне однозначно: перед лицом, напротив, в присутствии.

    Латинский перевод дает тот же смысл: in conspectu - “пред взором”. Да и по смыслу повествования апостола Иоанна “пророк” появляется ради поддержки уже ранее начавшего действовать “первого зверя”. Пророк, ставящий “печать”, здесь именуется “вторым зверем”, который появляется позже первого и даже исцеляет его раны [16]…

    Но в изданиях типа “Русского вестника” принято слепо доверять эрудиции собственных авторов, на самом деле вполне невежественных…

    Второй же, уже внебиблейский аргумент тех, кто склонен видеть в налоговых номерах “печать антихриста” - “Так старцы говорят!”

    Но, во-первых, именно старцы так и не говорят. Никто из уважаемых духовников нашей Церкви не отождествляет “номера” и “печать антихриста”.

    Во-вторых, у старцев разные, а не одинаковые ответы на вопрос о духовной вредности “номеров”: архимандрит Иоанн (Крестьянкин), схиигумен Илий, протоиерей Николай Гурьянов не видят в принятии этих номеров греха; архимандрит Кирилл (Павлов) всегда просит не понуждать “немощных в вере” людей, боящихся “номеров”, действовать против их убеждений; есть духовники (своими духовными чадами почитаемые как старцы), которые решительно запрещают прикасаться к налоговым “номерам” и электронным документам…

    Если среди духовно опытных и авторитетных наставников есть разные мнения - не исключено, что кто-то из них ошибается. Может ли ошибиться даже духовно опытный человек?

    Отвечу словами митрополита Вениамина: “"Говорили старцы"... Прежде всего нужно проверить: кто именно? Что говорили? Неужели о точных сроках (годах)? Не верю… А если говорили, то это старцы не от Бога - или же на этот раз Бог допустил им ошибиться. Иногда и отцы заблуждались. В частности: о конце мира ошибались первохристиане; ошибались и некоторые из отцов V века… И старцы могут заблуждаться. С одной стороны, они, по существу, правы, - ибо схватывают чувством своим (чего не чуют более глухие) самые отдаленные раскаты грома все более приближающейся грозы. Но в расчетах могут ошибиться, тем более что их чуткий слух приближает к ним гул грозы более, чем это есть на самом деле. А кроме того, может быть гроза и местного характера, а не вселенского” [17].

    Церковная история знает печальные случаи, когда ошибочно возвещали о приходе антихриста не только сектанты, но и православные, причем и люди духовные, и даже святые.

    Мученик Ипполит Римский свидетельствует о том, что в его времена (III век) были весьма достойные пастыри, ошибавшиеся в ощущении сроков - “Был предстоятель церкви в Понте: муж богобоязненный и смиренный, но не занимавшийся усердно Писанием, а доверявший более своим видениям. Испытав удачу в одном, втором, третьем сновидении, он начал проповедовать братьям как пророк. "Я видел, - говорил он, - то-то и то-то, это и должно случиться". И вот однажды в самообольщении он сказал: "Знайте, братья, что через год будет суд". Они же, услышав предсказание его, с плачем и воплем стали молиться Богу день и ночь. И вот он привел своих братьев в такой страх и трепет, что они оставили свои хозяйства и поля, а многие из них уничтожили и свое имущество. Таким образом, они безрассудно потеряли свое имущество и оказались в положении нищих” (Толкование на пророка Даниила, 4,19) [18].

    В данном случае это была духовная ошибка, впадение в прелесть. Но бывают ошибки не духовные, а просто интеллектуальные, когда человек приходит к неверному выводу не под воздействием “голосов” или “видений”, а просто в результате обычных расчетов, предположений, анализа.

    Так, многие раннехристианские писатели неверно установили связь между словами Писания о том, что “пред Богом тысяча лет как один день”, и библейским же рассказом о творении мира в шесть дней.

    Апостол Варнава полагал, что “в шесть дней, то есть в шесть тысяч лет покончится все” (Послание Варнавы, 15).

    Священномученик Ириней Лионский утверждал, что мир окончится с окончанием шестой тысячи лет: “как в шесть дней совершилось творение, то очевидно, что оно окончится в шеститысячный год” (Против ересей. 5.28,3).

    6000 год от сотворения мира ожидался в 492 году новой эры. Поэтому первые христиане полагали, будто они уже видят предел земной истории... Так считали Лактанций [19], Ипполит Римский [20], Юлий Илариан [21].

    Мир третьего столетия казался священномученику Киприану разрушающимся прямо на глазах: “Мир уже представляет явное доказательство своей преходимости. Нет уже зимой такого обилия дождей, летом такого солнечного жара; не столько уже веселы посевы в весеннюю пору, не столь обильна осень плодами. Меньше извлекается мраморных глыб из недр, изрытых и истощенных; исчерпанные рудники в меньшем уже изобилии доставляют золото и серебро; на полях недостает земледельца, на море матроса, в лагерях солдата; нет невинности на торжище, правды в суде, единодушия между друзьями, знания в искусствах, благочиния в нравах.... Все вырождается по причине старости самого мира, поэтому никто не должен удивляться, что в мире стало недоставать того-другого, когда сам мир находится уже в расслаблении и при конце” [22].

    В 389 году святителю Иоанну Златоусту представлялось, что с наступлением 400 года мир вступит в последний этап своего разрушения: “Немного уже остается времени до конца; мир уже стремится к концу. Это показывают брани, скорби, землетрясения, охлаждение любви. Как тело при последнем издыхании, близ смерти, подвергается бесчисленным недугам; как в доме, когда он близок к разрушению, обыкновенно многое падает и с кровли и со стен, так близок, при дверях, конец вселенной, и поэтому-то распространяются повсюду бесчисленные злополучия… Концом года мы называем не последний только день его, а и последний месяц, хотя он имеет тридцать дней; так и я не погрешу, если в таком числе годов назову концом и четырехсотый год” [23].

    В те же годы святитель Мартин Турский (вторая половина IV века; память 12 октября) говорил: “Несомненно, что антихрист, зачатый злым духом, уже родился, находится в отроческом возрасте и, как только возмужает, захватит власть” (Сульпиций Север. Диалоги. 2,14) [24].

    А блаженный Августин пророчествовал, будто “безрассудно утверждать, что будут еще от царей какие-нибудь гонения, кроме того последнего, относительно которого не сомневается ни одни христианин” (Августин. О граде Божием. 18,52) - не зная, что впереди будут еще императоры-еретики (монофелиты и иконоборцы), жестко преследующие православных христиан...

    Официальное изложение церковной веры в XVII веке - “Книга о вере” - полагало [25], что конец миру настанет по окончании 7000 лет: “По седмих тысящах приход его будет яко же речено в синаксаре в неделю мясопустную” (Книга о вере, гл. 30).

    Святитель Димитрий Ростовский, совместив евангельские слова о Женихе, грядущем в полунощи, и традиционное для более ранней поры верование в то, что конец мира настанет по истечении семи тысяч лет, пришел к выводу, что уместнее всего предполагать приход Жениха в полуночи, то есть в середине восьмого тысячелетия (7500 год от сотворения мира = 1992 год от Рождества Христова) [26]. Впрочем, святитель Димитрий тут же делает оговорку, что Жених может замедлить приходом и до рассвета.

    Есть рассказы о том, что оптинский старец Амвросий в 1882 или 1883 году сказал пришедшему к нему иноку: “Ныне настоящий антихрист народился в мир” [27].

    Уже на нашей памяти не сбылось пророчество румынского святителя Каллиника Черникского (середина XIX века), ожидавшего, что конец истории совпадет с концом второго христианского тысячелетия (по церковному календарю 2000 год от Рождества Христова равняется 7500 году от сотворения мира, то есть 1992 году светского современного календаря) [28]. А ведь тоже сколько в 1990-1992 годах было листовок и шепотков...

    Не думаю, что с тех пор в Церкви появились люди, которые были бы выше преподобного Серафима Саровского [29]. А он как раз отклонял любые попытки “напророчествовать” что-либо более конкретное, нежели сказанное Писанием.

    Когда Саровский старец был спрошен о времени Второго пришествия, он сказал: “Радость моя! Ты много думаешь об убогом Серафиме: мне ли знать, когда будет конец миру сему. Нет, сего мне знать невозможно” [30].

    Увы, сегодня и в сектантской среде (среди адвентистов и “свидетелей Иеговы”), и в православной слишком часто приходится видеть людей, которые претендуют на то, чтобы знать о последних временах больше, чем знали апостолы и говорил Сын Человеческий [31]. Ведь так приятно ощущать себя “посвященным” и раскрывать своим соседям “тайны” и “знамения”.

     

    Примечания:

    1. Протоиерей Борис Молчанов. Антихрист // Антихрист. Антология. М., 1995, сс. 260-261
    2. А для этой коронации надо еще восстановить Иерусалимский храм. А для этого нужно разрушить располагающуюся там мечеть. А для этого нужно выгнать из Иерусалима палестинцев и разбить арабов. Так что без большой, очень большой войны тут не обойтись… А пока 2000 год кончился предложением президента США Б. Клинтона урегулировать палестино-израильский конфликт на основе признания суверенитета палестинцев над восточной частью Иерусалима, то есть - над той самой храмовой горой...
    3. “Он не будет приводить к идолослужению, а будет богопротивником, отвергнет всех богов и велит поклоняться себе вместо Бога и будет восседать в Храме Божием - не в Иерусалимском только, - а повсюду в церквах” (Святитель Иоанн Златоуст. Беседы на Второе послание к Фессалоникийцам. 3,2 // Творения святителя Иоанна Златоуста. СПб., 1905, т. 11, кн. 2, с. 591). По замечательному слову М. Маркиша - “Человек остается человеком: неприязнь к неправде в нем неискоренима. Когда нас уже будет тошнить от мелких скучных частых полуправд - в каждой конфессии, в каждой церкви своя - тогда предложат нам взамен супернеправду, одну, глобальную, мощную, яркую - последнюю” (Маркиш М. Струве провозгласил независимость // Радонеж. 2000, №№ 17-18).
    4. Иоанн Златоуст. Толкование на Второе послание к Фессалоникийцам. 1,1 // Творения. СПб., 1905, т. 11, кн. 2, с. 574.
    5. Интересна была беседа отца Серафима (Роуза) со святителем Иоанном (Максимовичем) на эту тему - “Евангелие проповедано уже почти всем народам. Значит ли это, что уже наступает конец света?” - “Нет, - ответил Владыка, - Евангелие Христово должно быть проповедано на всех языках мира в православном понимании. Только затем наступит конец света” (Иеромонах Дамаскин (Христенсен). Не от мира сего. Жизнь и учение отца Серафима Роуза. М., 1995, с. 298).
    6. Блаженный Феодорит Кирский из этих же евангельских слов выводил, что антихрист не сможет явиться прежде, нежели будет уничтожено идолослужение: “Не думайте, что враг явится ныне, ибо прежде истребится удерживающее идольское заблуждение и утвердится проповедь Евангелия, а уже потом явится беззаконник” (Феодорит Кирский. Толкование на видения пророка Даниила. 7,26 // Учение об антихристе в древности и средневековье. Составление, вступительная статья, комментарии и указатели Б. Г. Деревенского. СПб., 2000, с. 361). У преподобного Ефрема Сирина по такой же логике “удерживающим” оказывается иудейское служение (Ефрем Сирин. Толкование на Второе послание Фессалоникийцам // Творения. Троице-Сергиева лавра, 1900, ч. 7, сс. 247-248).

      По пониманию преподобного Ефрема апостол Павел уговаривает трепещущих: наши нынешние болезни - не признак Второго Пришествия. Сначала мы еще победим, а лишь затем будем обмануты. Но сейчас - не верьте, будто наступает уже день Господень. Нам еще слишком много надо успеть сделать ради Евангелия...

    7. Иоанн Златоуст. 75-я беседа на Евангелие от Матфея // Творения святителя Иоанна Златоуста. СПб., 1901, т. 7, ч. 2, с. 755
    8. Местоблюститель Патриаршего престола митрополит Стефан Яворский. Сказание об антихристе. Догмат о святых иконах. М., 1999, с. 63.
    9. Митрополит Вениамин (Федченков). О конце мира // Альфа и Омега. М., 1997, № 1 (12), с. 203.
    10. “Нынешние люди от спиритизма бросаются в Апокалипсис. Все эта несчастная болезнь Евы: "будете яко бози", "все узнаете" тайное... А нужно-то было: послушание Господу да обрабатывание рая. За любопытство же изгнаны были оттуда…” (Там же, с. 210).
    11. Иоанн Златоуст. Толкование на Второе послание к Фессалоникийцам. 1,1 // Творения. СПб., 1905, т. 11, кн. 2, с. 575.
    12. Нилус С. На берегу Божьей реки. Свято-Троицкая Сергиева лавра, 1992, ч. 2, с. 157.
    13. Между прочим, в наши времена не сбывается и признак, предсказанный в “Посмертных поучениях” преподобного Нила Мироточивого, - снижение роста людей. “Люди, сделавшиеся столь лукавыми по душе, и по телу будут умалены, будут ростом 1 3/4 аршина” (Посмертные поучения преподобного отца нашего Нила Мироточивого... с. 59). Аршин равняется 71 сантиметру; значит, рост взрослых людей будет около 124 сантиметров… Конец нашего столетия, напротив, ознаменован “акселерацией” - повышением роста людей.
    14. Раскольники во все времена оправдывали свои страхи и свой церковноборческий энтузиазм уверением, будто антихрист уже пришел. Не будучи в состоянии указать его в реальности, они в таком случае начинали говорить о его “духовном” воцарении. В противовес этому церковная традиция всегда настаивала на том, что как Христос пришел во плоти, так же и антихрист будет конкретным человеком. Гонение, - пишет святитель Димитрий Ростовский, - “обновится же паки во дни антихристовы, имущаго приити во плоти существенно, а не якоже брыняне (раскольники А. К.) сказуют быти того мысленно токмо” (Димитрий, митрополит Ростовский и Ярославский. О Кресте. М., 1855, с. 302). Сегодня тот же тезис преподается несколько в ином словесном облачении - если в прежние века говорили о “духовном антихристе”, то при переводе на современный жаргон нынешние раскольники слагают миф о “коллективном антихристе”: “Прозрение о коллективном антихристе поражает. Да, в 17 году в России воцарился коллективный антихрист... Этот коллективный антихрист в последнее время очевидно приобрёл власть над миром” (Тезисы в помощь православным противникам ИНН, участвующим в богословских комиссиях и конференциях. http://xopoc.narod.ru/INN/tezis.htm).
    15. Священник Петр Андриевский. Антихрист и “штрихофобия” // Благодатный огонь. М., 2001, № 6.
    16. Повелихин А. Кто будет массово ставить на человека печать? // Русский вестник. 1999, №№ 25-26.
    17. “Ни в Апокалипсисе, ни в святоотеческих толкованиях, ни в православных богословских исследованиях не содержится понятие “предпечати антихриста”, распространяемое ныне в эсхатологических ожиданиях. Можно предполагать, что понятие “предпечати антихриста” образовано по подобию “предтечи антихриста”. Но предтеча антихриста действует, согласно Апокалипсису, одновременно с антихристом. Понятие “предпечати” весьма близко эсхатологическим представлениям в некоторых толках старообрядческого раскола. Все святые отцы считали, что наложение печати антихриста его лжепророком будет происходить в те 3,5 года царствования антихриста, которые будут непосредственно предшествовать второму славному пришествию Господа нашего Иисуса Христа. Другие события этого времени - построение Соломонова храма, воцарение в нем антихриста, проповедь пророков Еноха и Илии и убиение их в Иерусалиме, проповедь лжепророка и др.” (Игумен Андроник (Трубачев). Святоотеческое понимание библейского понятия “печать антихриста”. Доклад на VII Пленуме Синодальной Богословской Комиссии).
    18. Митрополит Вениамин (Федченков). О конце мира, с. 211
    19. Учение об антихристе о древности и средневековье. Составление, вступительная статья, комментарии и указатели Б. Г. Деревенского. СПб., 2000, сс. 248-249.
    20. Поскольку труды Божии были окончательно совершены в течение шести дней, то на протяжении шести веков, то есть в течение шести тысяч лет земля должна пребывать в этом состоянии… В конце шестого тысячелетия все зло будет устранено с земли” (Божественные установления. 7, 14 // Тюленев В. М. Лактанций: христианский историк на перекрестке эпох. С приложением перевода трактата “Божественные установления”. СПб., 2000, сс. 313-314).
    21. Невоструев К. Слово святителя Ипполита об антихристе в славянском переводе по списку XII века. М., 1868, с. 43.
    22. Учение об антихристе в древности и средневековье. Составление, вступительная статья, комментарии и указатели Б. Г. Деревенского. СПб., 2000, с. 195.
    23. Киприан Карфагенский. Книга к Деметриану // Творения. М., 1999, сс. 275-276.
    24. Иоанн Златоуст. 24-я беседа на Евангелие от Иоанна // Творения святителя Иоанна Златоуста. СПб., 1902, т. 8, ч.1.с. 224
    25. Беляев А. Д. О безбожии и антихристе. Подготовление, признаки и время пришествия антихриста. Сергиев Посад, 1898, с. 495.
    26. Со ссылкой на Второе пасхальное слово святителя Григория Богослова – “и поеже седмотысящными леты буде кончина”.
    27. Димитрий, митрополит Ростовский и Ярославский. О Кресте. М., 1855, с. 312.
    28. Сидонский А. О временах последних и днях власти “сына погибели” - антихриста. СПб., 1998, с. 88.
    29. “"Видишь, не 1848 год - конец мира, но конец мира будет тогда, когда исполнится 7500 лет от Адама…” Речь идет о годе 7500 от Адама, который соответствует году 1992. Откровение святого Каллиника не может быть поставлено под сомнение в силу великой святости этого преподобного. И это наполняет нас тревогой” (Православная Русь. Джорданвилль, 1989, 28 ноября. Фомин С., Фомина Т. Указ. соч., сс. 284-285)
    30. Издатели псевдоправославной газеты “Жизнь Вечная” думают иначе: они нашли себе пророчицу - самочинно канонизированную ими Пелагию Рязанскую: “Поля нам говорила: "Когда я умру - родится антихрист". Полюшка преставилась в 1966 году. А ведь антихрист, как она объяснила, должен воцариться в 33 года. Блаженная Пелагия одной местной женщине сказала прямо: "А ты не доживешь до воцарения антихриста". Так ее уже и нет! Померла... А еще помнится, блаженная Полюшка предсказывала, что слуги антихриста в последние времена обложат специальным налогом каждую иконку! И поэтому некоторые маловерные люди станут сами, своими руками, снимать с себя образа, прятать их, ну, чтобы платить меньше. Поля говорила: “Если эти антихристы будут иконы снимать - пусть снимают, а своими руками нельзя! Наоборот, надо служить этим угодникам Божиим молебны, и тогда Господь подаст денег столько, сколько нужно для уплаты налога". И всем она так говорила” (К. В.П. Воспоминания о Пелагии Рязанской // Жизнь Вечная. М., 1997, №№ 34-35, сс. 5 и 7).
    31. Митрополит Вениамин (Федченков). О конце мира, с. 202
    32. Иеромонах Иоанн (Коган), по некоторым вопросам выступающий моим оппонентом, на совещании братии Троице-Сергиевой лавры в феврале 2000 года говорил: “Молодой священник в конце 70-х годов услышал от своего старца, что в 1992 году будет 3-я мировая война. И поверил, что всему, видно, придет конец, и не лечил больные зубы. Пришел этот год, а войны - нет, так что зубы оказалось уже лечить поздно. Следует сказать и еще об одной распространенной у нас в России болезни. Наших так называемых старцев многие (и это особенно среди женщин и монахинь в женских монастырях) просто обожествили. Верят каждому из слов и разносят их по всему свету. Так, монахини - духовные чада отца Наума в этом же 1992 году только и говорили о том, что такого-то числа, в таком-то месяце начнется война. Пришло это число, а войны нет. И что вы думаете, стали говорить духовные чадца отца Н.? Войны нет, - да потому, что оказывается отец Н. вымолил!!! Вот вам и чудотворцы! Один юноша даже написал в Грецию архимандриту Тимофею, настоятелю монастыря Святого Духа (ибо игумен этот родом из России), и спрашивал в недоумении, что делать, ибо война никак не приходит. Это письмо мне лично показывал сам отец Тимофей. Вот какие курьезы выходят с прозорливостью!!!”.

     

     

    Copyright © 2006-2011 Библиотека "Халкидон"
    При использовании материалов сайта ссылка на halkidon2006.orthodoxy.ru обязательна.

    Mail.Ru Сайт расположен на сервере 'Россия Православная' Rambler's Top100