• На главную страницу
  • Суеверие. Псевдоблагочестие. Лженаука
  •  

    Библиотека “Халкидон”

    ___________________

    Диакон Андрей Кураев

    Сегодня ли дают "печать антихриста"? Русская Православная Церковь об ИНН

    Часть 1. Пятнадцать вопросов об ИНН

    Оглавление

     

    Кто и кому ставит “печать зверя”?

     

    Преподобный Ефрем Сирин так говорит о “печати зверя”: “Все, веровавшие зверю, приемшие печать того скверного и мерзкий образ, приступят к нему вкупе”[1].

    Итак, необходимое условие - “вера зверю”. Но какому же “зверю” требуют уверовать российские или украинские власти? Антихристова вера не в том состоит, чтобы признать, будто в Брюсселе установлен компьютер по имени “зверь”, а в том, чтобы признать, что “зверь” и есть Христос. Грех отступления будет в том, что люди поверят антихристу как Христу.

    На сегодняшний день ни одно государство в мире не предлагает обращаться с религиозным поклонением к современным (каким бы то ни было!) лжемессиям. И даже те христиане, что считают штрих-коды “печатью антихриста”, когда все же решаются их принять, то делают это не с верой, а со страхом. А уж те, которые не верят в наличие шестерок в штрих-кодах, не верят в магическую силу штрих-кодов и не боятся их, - тем более неповинны в грехе богоотступничества и идолопоклонства.

    Вспомним также предупреждение Ангела в Откровении: “И третий Ангел последовал за ними, говоря громким голосом: кто поклоняется зверю и образу его и принимает начертание на чело свое, или на руку свою, тот будет пить вино ярости Божией” (Откр. 14,9-10).

    Как видим, печать “зверя” становится страшной именно тогда и именно потому, когда и почему она сопряжена с поклонением зверю.

    Христиане же, входящие в мир компьютерной цивилизации (в том числе и в мир электронной торговли), не испытывают никакого религиозного притяжения к миру духов.

    Антикодовики уже тысячи раз растиражировали цитату из Апокалипсиса о печати зверя - “и он сделает то, что всем положено будет начертание на правую руку или на чело их, и что никому нельзя будет ни покупать, ни продавать, кроме того, кто имеет это начертание, или имя зверя, или число имени его” (Откр. 13,16-18).

    Удивляет же меня то, что никто из антикодовиков не уточнил - где в этой фразе подлежащее, и что оно означает. Кто такой этот “он”, который делает все это?

    Читаем предыдущие стихи Откровения. Ясно: “он”, тот, кто ставит свою печать, - это “другой зверь”. Но что еще мы знаем о нем? Оказывается, “и увидел я другого зверя, выходящего из земли; он действует перед ним со всею властью первого зверя и заставляет всю землю и живущих на ней поклоняться первому зверю, у которого смертельная рана исцелела; и творит великие знамения, так что и огонь низводит с неба на землю перед людьми. И чудесами, которые дано творить ему пред зверем, он обольщает живущих на земле, говоря живущим на земле, чтобы они сделали образ зверя, который имеет рану от меча, и жив. И дано ему было вложить дух в образ зверя, чтобы образ зверя и говорил и действовал так, чтобы убиваем был всякий, кто не будет поклоняться образу зверя” (Откр. 13,11-15). Следующая фраза и говорит о печати: “и он сделает то, что всем положено будет начертание на правую руку...”

    Итак, сначала мир будет обольщен. Обольщен он будет чудесами (сведение огня с небес[2]; говорящая икона антихриста). Кроме того, сначала мир будет испуган: будет убиваем каждый, кто не поклонится пред иконой зверя.

    И лишь потом будет поставлена печать антихриста.

    Именно посредством чудес люди и будут обольщены и подвигнуты к поклонению “иконе зверя” и к принятию его начертания (“И схвачен был зверь и с ним лжепророк, производивший чудеса пред ним, которыми он обольстил принявших начертание зверя и поклоняющихся его изображению” (Откр. 19,20).

    Последовательность событий, излагаемых в Откровении, ясна: сначала обольщение - потом принятие печати.

    Антикодовики полагают иначе: сначала принятие шестерок (“печати” или “подобия печати”) - и вследствие этого - обольщение, оскудение благодати, отпадение от Церкви и впадение в лапы антихриста...

    Послушаем одесского богослова протоиерея Георгия Городенцева: “Кураев не ошибается? Убедимся же в том, что он и ошибается и, заблуждаясь, вводит в заблуждение других. Во всем у Кураева прослеживается мысль торопливая, горячая (страстная), а потому часто ложная. По мысли Кураева "начертание зверя" люди примут в состоянии обольщения "лжепророком". А так как, мол, нет еще ни антихриста, ни "лжепророка", то и беспокоиться нечего и что, мол, эти самые православные неправы и "запугали" всех. В своей брошюрке Кураев пишет так: "Не упустим из виду и то обстоятельство, что печать зверя люди будут принимать в обольщении. А в это обольщение они будут введены неким "лжепророком", который будет творить чудеса перед зверем. И именно посредством этих чудес люди и будут обольщены и подвигнуты к поклонению иконе зверя и к принятию его начертания". И здесь Кураев приводит цитату из Апокалипсиса, прямо противоречащую его "умному" рассуждению и "прозрению": "И схвачен был зверь, и с ним лжепророк, производивший чудеса пред ним, которыми он обольстил "принявших начертание зверя" и поклоняющихся его изображению" (Апок. 19,20). Обратите внимание, что лжепророк обольстил уже "принявших начертание зверя" (Апок. 19,20). Вскрывается ошибочность и ложность кураевского взгляда и рассуждения. Неизвестно, доживем ли мы до "лжепророка" - обольстителя, но вот Кураев своей брошюркой уж точно обольстил многих”[3].

    Что я могу сказать?

    Во-первых, посоветую все же не забывать русский язык. Если я читаю в газетной хронике: “Чикатило обольстил изнасилованную им женщину”, то я не обязан предполагать, будто он сначала ее изнасиловал, а лишь потом “обольстил”. Точно так же из того, что лжепророк “обольстил принявших начертание зверя”, не следует, что сначала эти люди ни с того ни с сего, находясь в здравом уме и трезвой памяти, приняли это “начертание”, а потом невесть зачем лжепророк их еще и обольстил (хотя куда, казалось бы, обольщаться дальше - если люди приняли начертание зверя и поклонились ему!).

    Во-вторых, также посоветую преподавателю одесской семинарии не додумывать самому причинно-следственные связи, а довериться слову Божию. Там (Откр. 13,12-17) ясно сказано, что сначала: обольщение или принятие печати.

    В-третьих, дерзну порекомендовать отцу протоиерею раскрыть святоотеческие толкования Апокалипсиса.

    “Учение Двенадцати апостолов” выстраивает такую череду последних событий: “В последние дни умножатся лжепророки и губители и превратятся овцы в волков, и любовь превратится в ненависть. Ибо когда возрастет беззаконие, станут ненавидеть друг друга, и предавать, и тогда появится мирообольститель, наподобие Сына Человеческого, и станет творить знамения и чудеса, и земля предастся в руки его, и он будет творить беззакония, каких никогда не бывало от века. Тогда пойдет тварь человеческая в огонь испытания, и многие соблазнятся и погибнут, а пребывшие в вере своей спасутся в своем проклятии” (Дидахэ, 16,3-5). Как видим - сначала обольщение чудесами, а потом предание в руки антихриста.

    Святитель Кирилл Иерусалимский акцентирует, что антихрист будет “магом” - “весьма опытным в обманчивом и злом искусстве чародейства и волшебства, который похитит власть над Римским государством… Антихрист восхитит власть над Римским царством посредством злого волшебства” (Огласительные беседы. 15,11-12).

    Святитель Андрей Кесарийский ясно говорит о том, что лжепророк будет через обольщение приводить к поклонению зверю и принятию его печати: “ему дана власть знамений и чудес, чтобы, предшествуя антихристу, приготовить ему гибельный путь… Предтеча лжехриста волшебством и обманом будет совершать все к обольщению людей, чтобы антихриста считали за Бога, наподобие Крестителя, приводившего верующих к Спасителю… Предтеча антихриста, сделав изображение зверя, ложно покажет его говорящим и постарается наложить у всех начертание пагубного имени отступника на правых руках ради пресечения делания правых и добрых дел, а также на челе, чтобы научить прельщенных быть дерзновенными в обольщении и тьме”[4].

    Святитель Иоанн Златоуст того же мнения: люди антихристовой поры “уверуют в него единственно ради ложных его чудес”[5].

    Преподобный Ефрем Сирии мыслит не иначе: “Если человек окажется хотя несколько беспечным, то легко подвергается нападениям и будет пленен знамениями змия лукавого и хитрого. И таковой не найдет себе пощады на суде; там откроется, что добровольно поверил мучителю”[6]. Отметим у святого отца и то, что человек принимает покорение антихристу добровольно (а не бессознательно, как пугают модернисты-иннэнисты), и то, что непосредственная причина его падения будет состоять именно в сатанинских чудесах, и то, что антихристу надо верить, а не просто жить рядом с ним (“и все, принявшие печать антихристову и поклонившиеся антихристу яко благому Богу...”)[7].

    Блаженный Иероним Стридонский согласен: “В антихристе будут чудеса. Но все - ложное... Его ложью будут прельщены предопределенные к погибели... Бог попустил ему иметь силу, знамения и чудеса, посредством которых он может прельстить, если возможно, даже избранных Божиих”[8].

    Блаженный Феодорит не разномыслит: “Отступлением апостол называет само пришествие антихриста, потому что многие, обольщенные чудесами, которые будут тогда, отступят от истины и возлюбят ложь”[9].

    Митрополит Стефан (Яворский) также говорил, что “поклоняющимжеся даст начертание на десней руце или на челе их”[10], что, согласитесь, не означает, что люди, случайно принявшие “печать”, после этого, неожиданно для самих себя, станут поклонниками антихриста.

    Святитель Димитрий Ростовский пишет о той же причинно-следственной цепочке - “инии узревше чудеса антихристова прельстятся, и к нему пристанут”[11].

    Святитель Игнатий (Брянчанинов) подтверждает, что именно “знамения антихриста уловят в последование ему большинство человеков”[12].

    Не пропустим также и слов Спасителя о последних испытаниях: “Иисус сказал им в ответ: берегитесь, чтобы кто не прельстил вас, ибо многие придут под именем Моим, и будут говорить: "Я Христос" и многих прельстят… тогда соблазнятся многие, и друг друга будут предавать, и возненавидят друг друга; и многие лжепророки восстанут, и прельстят многих… если кто скажет вам: вот, здесь Христос, или там, - не верьте. Ибо восстанут лжехристы и лжепророки, и дадут великие знамения и чудеса, чтобы прельстить, если возможно, и избранных” (Мф. 24,4-12,23-24). “Род сей знамения ищет” (Мк. 8,12) - и в конце концов именно знамения и найдет, именно на знамения и польстится, знамениями и прельстится.

    Как видим, печать примут обольщенные[13], а прельщать будут “лжепророки”.

    Налоговая полиция разве о чем-то пророчествует ныне?

    Кроме того, прельщение грядущих “пророков” будет в том, чтобы понудить людей поклониться тому, кто выдает себя за Бога и за Христа.

    Разве хоть одно государство в современном мире проводит такую пропаганду?

    Поскольку же нынешние государственные службы не пророчествуют, не предлагают отречься от Христа или поклониться антихристу, не совершают ничего подобного чудесам, предсказанным в Откровении, то и видеть в выдаваемых ими документах “печать зверя” нет никакой возможности.

    Ничего этого сегодня нет. Налоговая полиция хоть в России, хоть на Украине огонь с небес не низводит, говорящие иконы не показывает, не платящих налоги не расстреливает. Поэтому нынешние шестерки (если они есть на документах или в штрих-кодах) - не печать антихриста, а просто антихристианское хулиганство.

    Если же не ложными чудесами понуждаются люди к принятию налоговых номеров, то, значит, тогда и сами эти номера не являются “печатью зверя”, а налоговая полиция не является “лжепророком”.

    Итак, целостное церковное предание говорит, что сначала повсеместно и громогласно будет возвещено о пришествии иудейского “Мошиаха”.

    Затем от христиан и от всех людей потребуют признать его чудеса и его религиозные полномочия.

    И вот то, что будет запечатлеваться на людях, пришедших для религиозного поклонения лжемессии, и будет “печатью антихриста”.

    До тех же пор лучше воздерживаться от сиюминутно-бытового толкования Откровения. Нельзя вырывать лишь один тревожный признак, и, потрясая им, возвещать наступление последних событий.

    Вот передо мною книжка, содержащая в себе главу с актуальным заголовком - “Когда "никому нельзя будет ни покупать, ни продавать"”. Автор этой книги пришел в ужас от введения в американское законодательство некоего ограничителя на свободу покупок. Поскольку этот ограничитель вводил определенные условия, при которых “никому нельзя будет ни покупать, ни продавать”, этот богослов вспомнил соответствующую цитату Откровения и пришел к выводу, что пришли “последние дни - я искренне верю, что это совершится при нашей жизни” и что само это ограничение есть то самое “начертание”, о котором говорит Откровение... Автор этой книги - “адвентист седьмого дня”, полагающий, что днем отдыха может быть лишь суббота. А то, что он счел “печатью антихриста”, - это появление в ряде штатов законов, запрещающих совершать торговые операции по воскресным дням. “Не истоки ли здесь того, о чем говорили священные предсказания? Не замешано ли здесь воскресение? Как воскресенье может быть начертанием?.. Освобождение от одной из заповедей и замена ее днем, который Господь никогда не устанавливал, преподносится как доказательство власти, обязывающей людей подчиняться. Как ни ужасающе это разоблачение, но утверждение первого дня недели в качестве дня богослужения - это и станет тем начертанием, которое скоро будет положено! Вы начинаете понимать, что будет истинным предметом спора в этом последнем конфликте? Да, именно этому поколению Господь предлагает суровое испытание[14].

    Как видим, скоропалительное отождествление одного из торговых ограничений с той последней несвободой, о которой говорит Откровение, привело адвентиста к выводу о том, что христиане, празднующие воскресный день, оказались слугами антихриста... Этот пример запальчивой полемичности стоит помнить и при рассмотрении той полемики, что возникла вокруг ИНН.

    Ведь при вольном коллекционировании и толковании библейских текстов можно прийти к самым странным выводам.

    Например, с помощью всего лишь двух библейских цитат можно доказать, что Библия рекомендует самоубийство. Достаточно лишь сопоставить два стиха: Иуда “пошел и удавился” (Мф. 27,5) и “Тогда Иисус сказал ему: иди, и ты поступай так же”. (Лк. 10,37).

    Так что не всякое толкование Писания, кажущееся “очевидным”, достоверно.

     

    Примечания:

    [1] Барсов М. Сборник статей по истолковательному и назидательному чтению Апокалипсиса с библиографическим указателем. М., 1902, с. 228

    [2] То, что пророк антихриста “огонь низводит с неба на землю перед людьми” (Откр. 13,3), для меня и радостно, и тревожно. Радостно потому, что это чудо лжепророка будет имитацией величайшего чуда православной истории - чуда ежегодного схождения Благодатного огня в Великую субботу в Иерусалиме. Поскольку антихрист придет, “чтобы прельстить, если возможно, и избранных” (Мф. 24,24) - то именно для них он и будет творить свои знамения. Знамение низведения огня с неба убедит ли протестантов или католиков? Для них это будет не более чем фокусом. Ничто в их преданиях не понуждает их с особым вниманием относиться к такому феномену. Но для православных небесный огонь есть святыня. И, значит, именно под это православное верование будет маскироваться антихрист.

    Что здесь радостного? - Да то, что именно православные, таким образом, оказываются избранным меньшинством, которое даже на грани времен наиболее крепко будет держать апостольскую веру. Значит, именно для предупреждения православных написан Апокалипсис.

    Огонь антихриста будет фальшивым. Но дело в том, что фальшивки изготовляют только там, где есть доверие к подлинникам. Например, если мошенник привезет в Киев фальшивые доллары - он сможет их пристроить, ибо доллары имеют широкое хождение на Украине. Но если этот же мошенник привезет в Киев партию великолепно изготовленных им же монгольских тугриков - то он никого не сможет обмануть не потому, что киевляне прекрасно знают, как выглядят настоящие тугрики, а просто потому, что они здесь никому не нужны.

    Если антихрист подделывает небесный огонь - значит, он это делает ради тех христиан, у которых есть доверие к подобному огню. То есть - для православных. Значит, именно православная Церковь есть Церковь Писания. Библия написана для нас и о нас. Это радостно. Это означает, что я имею честь принадлежать к той Церкви, которая дойдет до грани человеческой истории и перейдет за эту грань.

    Тревожно же другое: если сатана сможет подделать самое радостное чудо - значит, стоит крайне осторожно относиться к любым апелляциям к чудесам, когда речь идет о религиозной проповеди и полемике. Чудо - не аргумент, ибо, как оказывается, из противоположных источников могут исходить внешне похожие феномены.

    [3] Протоиерей Георгий Городенцев. Прав ли Кураев? Одесса, 1999, сс. 17-18

    [4] Андрей Кесарийский. Толкование на Апокалипсис. М., 1901, сс. 107-109. Обратите внимание, что печать антихриста “на чело учит людей “быть дерзновенными в обольщении”. То есть она людей превращает в дерзновенных проповедников антихристовой идеологии; теперь уже они сами обольщают остальных. В церковнославянском переводе толкования святителя Андрея это звучит яснее: “да научит в лести и тме прелщенныя держати”. Принявшие печать приобретают “науку” - как других прельщенных держать во тьме и лжи. Внешний штамп, полученный без сочетания воли с духом антихриста, вряд ли способен вызвать в человеке такой энтузиазм.

    [5] Иоанн Златоуст. Толкование на Второе послание к Фессалоникийцам. 4, 1 // Творения. СПб., 1905, т. 11, кн. 2, с. 599

    [6] Ефрем Сирин. Слово 38, на пришествие Господне, на скончание мира и на пришествие антихристово // Творения. Сергиев Посад, 1908, ч. 2, с. 253

    [7] Там же, сс. 257-258

    [8] Иероним Стридонский. Письмо 97 (121), Алгазии, 11 // Творения. Киев, 1903, ч. 3, с. 217

    [9] Феодорит Кирский. Сокращенное изложение божественных догматов // Творения. М., 1859, ч. 6, с. 82

    [10] Местоблюститель Патриаршего престола митрополит Стефан (Яворский). Сказание об антихристе. Догмат о святых иконах. М., 1999, с. 80

    [11] Димитрий, митрополит Ростовский и Ярославский. О Кресте. М., 1855, с. 295

    [12] Игнатий (Брянчанинов). Аскетическая проповедь. 44, 1 // Творения. СПб., 1886, ч. 4, с. 302

    [13] Профессор Санкт-Петербургской Духовной Академии архимандрит Ианнуарий имел все основания так резюмировать церковную позицию: “никакая внешняя идентификация ни малейшего отношения к "начертанию" из Апокалипсиса не имеет. Ибо "начертание" (как бы его ни толковать применительно к конкретной ситуации) обязательно предполагает отречение от Христа (апостасию) и требование поклонения тоталитарному государству (зверю) с его религией и идеологией безграничной власти, силы и богатства. То или иное "начертание" или печать не предшествует отступничеству, но запечатлевает уже совершившееся отступничество от Бога и Христа Его, уже принесенную жертву поклонения Ваалу и Молоху сатанократии. С той или иной переписью населения, под номерами или без них, рассматриваемый нами текст Откровения не имеет ничего общего. Здесь экзегету делать нечего”. Архимандрит Ианнуарий (Ивлиев). Экзегеза отрывка из Апокалипсиса (Откр. 13, 15-18) в связи с проблемой ИНН. Доклад на VII Пленуме Синодальной Богословской Комиссии.

    [14] Вандеман Дж. Е. Истина или пропаганда. Заокский, 1996, сс. 172-174.

     

     

    Copyright © 2006-2011 Библиотека "Халкидон"
    При использовании материалов сайта ссылка на halkidon2006.orthodoxy.ru обязательна.

    Mail.Ru Сайт расположен на сервере 'Россия Православная' Rambler's Top100